Дымовыми шашками по инвестициям
Страна Украина нуждается в очень многих реформах и инфраструктурных изменениях. Об этом постоянно говорят неленивые чиновники и активные граждане. Любые современные проекты не могут быть выполнены без создания высокотехнологичных системных решений. В таких решениях есть обязательные составляющие из оборудования, программного обеспечения и опыта внедрения. И нравится это кому-то или нет – национального производителя составляющих таких проектов в Украине не существует. Да и компаний с опытом на весь мир наберется несколько десятков. Отрадно сказать, что уровень технологий и вопрос отставания от мировых стандартов также отсутствует. В Украине внедряются такие же решения, как и в развитых странах. Иногда даже современнее – потому что в развитых странах пятилетней давности проект никто не будет менять оттого, что появились новые технологии. Модернизация произойдет тогда, когда морально устареют стандарты и оборудование. То есть внедрение проекта в 2013 году вполне соответствует мировому развитию технологий 2012-го. К сожалению, внедрение массовых технологий начинает отставать от мировых, но это вопрос другой статьи.
Вопрос инвестиций в модернизацию страны – это не только прямые финансовые потоки в новые предприятия. Это еще и возможность заработать украинским партнерам, использование мирового опыта, специальные цены именно для нашего рынка. Украинская компания покупает материальное обеспечение (оборудования, программы), обеспечивает внедрение, развивает компетенцию своих сотрудников, повышает стоимость своего бизнеса. При этом фактически происходит использование мировых ресурсов, разработка которых обходится транснациональным корпорациям дороже, чем годовой бюджет Украины.
В оценке инвестиционной привлекательности страны играют роль не только прямые индексы (налоговая система, простота ведения бизнеса, независимая судебная практика), но и опросы международных компаний, оценка эффективности работы в каждой стране, даже наличие фобий по отношению к определенным государствам. Например, в свое время несколько международных компаний из США обнаружили, что фобий в Украине больше к России, чем к Америке, результатом чего явились изменения политик контроля региона: из Москвы ответственность за Украину переместилась в центральную Европу.
В оценку инвестиционной привлекательности, конечно же, входят и тендерные процедуры. И если публичные компании, котирующиеся на бирже, с открытыми финансовыми показателями своей деятельности являются подрядчиками украинских реалий, то следует понимать, что непрозрачность ценообразования, победителя и забранные победы (неоплаченные поставки, например) влияют на имидж страны и индексы привлекательности только в отрицательную сторону. Особенно, когда победителем назначается компания не только без истории работы, но и без элементарных знаний и культуры внедрения.
Отдельным вопросом стоит даже не налоговая система, а работа ее представителей на местах. Бытует легенда, что чем белее бизнес, тем больше и качественнее к нему можно придраться и забрать кусочек. Везде люди, и людям легче взять то, что лежит открыто, чем найти действительно недобросовестных налогоплательщиков. А поскольку белые и пушистые транснациональные корпорации не умеют договариваться, то можно на сотрудников повозбуждать уголовные дела и взять подписки про невыезд. Ларчик и наполнится.
В плоскости налогообложения зарыт и другой клад. Западная компания, ведущая полностью украинский бизнес – от поставки до продажи и внедрения, – становится неконкурентоспособной по отношению даже не к серым конкурентам, а просто к более изворотливым коллегам по рынку. Тупое следование украинским законам приходит к повышению себестоимости продукции до 30 %. А в случаях доминирующей стоимости в проекте человеческого труда – более 50 %. На сколько процентов падает инвестиционная привлекательность страны в целом после каждого случая вопиющего средневековья в бизнесе высоких технологий – сказать точной цифрой затруднительно. Но она не растет и с каждым годом покрывается все более черными красками. Во всяком случае, уже известны уходы компаний с рынков. Особенно жаль тех, кто многие годы инвестировал будущее, точнее – образование. Инвестировал специальными ценами, программами обучения, международным опытом и самими продуктами.
Ярким пятном влияния на инвестиционную привлекательность может стать недавний случай в системе здравоохранения, так сказать специальная рубрика "из последнего".
Редкий случай, когда интересы общества и реформа от государства логически совпали: в конце прошлого года стартовал и начал набирать обороты проект, призванный обеспечить выполнение стандартов оказания скорой медицинской помощи населению Украины. Проект предполагает модернизацию диспетчерской службы вместе с внедрением важного атрибута – единого номера 103 по всей Украине.
Компаний с опытом больших инфраструктурных проектов уровня страны в Украине не так уж много – "Сименс", "Авая", "Циско", "Эриксон", НР. Трудно или легко, но эти компании работают в Украине не один год, некоторые ненамного младше возраста нашего государства. Вместе со своими партнерами они уже многое сделали для обеспечения эффективного функционирования бизнесов, государственных сервисов, образования, промышленности. Могли бы сделать намного больше – не их вина, что проекта модернизации Украины не существует даже в мыслях политиков и чиновников.
Модернизацию диспетчерской службы должна обеспечить компания Avaya, глобальный поставщик решений в области коммуникаций. Сторону государства представляет Госагентство по инвестициям и управлению национальными проектами Владислава Каськива. Все ли проекты этого агентства разделяют судьбу знаменитого терминала имени испанского лыжного инструктора – к счастью для страны и компаний-поставщиков, – нет. В некоторых проектах исполнители не всегда объяснимы, но реальны и даже работоспособны. К выбору Avaya в проекте диспетчерской службы у экспертного сообщества претензий нет. Возможно, претензии есть у конкурентов. Но на рынке информационных технологий, где работают глобальные компании, не стреляют и громкой чернухи с разборками и заказами противников не практикуют. Умеют договариваться и цивилизованно проигрывать.
Тем не менее, случилось нечто странное. И странным образом совпало с воронкой от предыдущих снарядов. Министр здравоохранения выступила на заседании Кабмина не просто с критикой проекта, а с присваиванием звания "банкрот" компании Avaya – http://vlasti.net/news/159725. Трудно допустить, что чиновники министерства здравоохранения настолько хорошо разбираются в технологиях и биржевых котировках, что являются экспертами в области построения сетей передачи данных и сбалансированности финансовых индексов. То есть назвать банкротом компанию с более чем пятимиллиардной прибылью в долларах США только за прошлый год http://investors.avaya.com/downloads/Avaya%20Q4FY12%20ER%20Presentation%2012-11.pdf, сдавшей декларации не в Соломенской налоговой, а объявившей результаты на Уолл стрит, – нужно иметь достаточно сильные мотивы и уверенность в непогрешимости. Непогрешимость, скорее всего, связана с тем, что на Каськива не валят вину только ленивые и совсем не заинтересованные. А мотив может быть прост: создание информационной волны в противовес собственным неприятностям, заодно – обоснование отсутствия реальных реформ. Понятно, что дымовую завесу готовили помощники. И тщательность подготовки, и объекты обстрела выбирались без особой глубины мысли. Откровенная фальсификация наезда на глобальную компанию может быть обусловлена привычкой невнимательно изучать фактический ряд, безнаказанностью формулировок и просто личной заинтересованностью. Вопросов существует немного: хватит ли ума одним чиновникам остановиться в искажении реальности, а другим – соблюсти достигнутые договоренности.
Инвестиционный климат в очередной раз ухудшился. Рейтингов инвестиционной привлекательности украинские министры могут не замечать, но они не могут не увидеть отсутствие поступлений в бюджет от иностранных компаний.
А в цивилизованном обществе вопрос бы решился просто – судебный иск за распространение информации, порочащей деловую репутацию, отставка министра и скорая помощь 103, которая приезжает к вам за 10 минут. Так там и происходит...
PS – Лингвистам, родившимся три часа назад в фейсбуке, посвящается...
Не берите дурного в голову, а тяжелого в руки, дорогие лингвисты! Во-первых, вы слишком молоды, чтобы понимать, что происходит в стране. Во-вторых, именно в таком возрасте проявляются все противоречия неокрепшего организма: то вас все интересует, то вы втыкаете в детали, не замечая общего. То штудируете материал, то решаете, что в материале нет смысла. Это нормально и с возрастом проходит, через неделю может и полегчает. Чтоб крепче спалось, я вам спецом очепятки очепятала. Третье – важное – не прикалывайтесь с международным управленческим учетом – там у них и доход иначе рассчитывается, и эджастед ебида от ебиды и прибыли по украински сильно отличается. Чтобы все понять, надо как минимум, поиграть с капексами.
За автора не переживайте – надписи не фальшивые, ничего не куплено и не продано, компетенции соответствуют и фоточка везде реальная, чего и вам, лингвисты, желаю!