Три ''начала Майдана''. И два урока.
Сегодня все вспоминают начало Майдана. Постят фотки и воспоминания. А я предлагаю вспомнить, что "начал Майдана" на самом деле было три.
1) 21 ноября. Начало Евромайдана. По призыву Мустафы Найема люди собираются на первый протест. Оппозиция и так бы собирала народ, но Мустафа опередил. И хорошо. Это сейчас мы уже забыли как оппозиция любила привлекать майданарбайтеров. Поэтому хорошо, что все началось искренне.
24 ноября большой митинг на Европейской площади. После чего массовость падает. Оппозиция готовится переложить ответственность на гражданских активистов и съехать в темы.
Но 30 ноября Янукович решает показать кто в доме хозяин. И оказывается что не он. Ночное избиение студентов вызывает сумасшедший резонанс и Евромайдан на этом заканчивается.
2) 1 декабря. Начало массового протеста. Таким, какой он был в 2004. Вот только тогда мы имели дело со склонным к компромиссам Кучмой и все закончилось, как теперь понимаем, быстро. А вот президента с криминальной ментальностью сверхмассовые митинги 1 и 8 декабря ни в чем не убедили. И началось противостояние воли.
Майдан стоял, самооборона защищала, автомайдан ездил. Оппозиция что-то кричала со сцены, но с каждым разом ее слова все больше обесценивались. Грозная на трибуне тройка на переговорах с Януковичем превращалась в кроликов перед удавом.
Бог его знает, чем бы это все закончилось, если бы 16 января Янукович не решил закрутить гайки окончательно. Резьба срывается и протест переходит в третью стадию.
3) 19 января. Начало народного восстания. Грушевского. Беркут. ВВ. Газ. Гранаты. Коктейли. Первые смерти.
Оппозиция все еще на сцене. Против "радикалов-провокаторов". Ее освистывают. Иногда чудом не сгоняют пинками. Протест становится почти неуправляем. Беркут, временами, тоже. Начинается цепная реакция в регионах.
Поход к Раде. Финальная попытка зачистить Майдан. Сотня погибших. Побег. Панихида.
***
Я хотел бы, чтобы мы, и избиратели и политики, из 2004-2014 извлекли пару уроков.
1) Нельзя, как в 2005, отдать страну политикам и молча наблюдать как они ее просирают. Если не будет борьбы с коррупцией. Или будет борьба ради борьбы, а не ради победы. Если не будет реальных реформ. То мы должны быть готовы выразить свое несогласие превентивно. Не доводя до крайностей.
2) Если до политиков не дойдет, что скотство должно быть закончено. Что слишком много отдано жизней, чтобы оно прекратилось. То им стоит соглашаться на перевыборы как только так сразу. Не доводя до крайностей.
Я вижу, что многим не доходит. Но я знаю, что есть те, кто давно понял. Что таких больше, чем в 2005. И что несогласных жить в скотстве гораздо больше.
Поэтому все получится. Не сразу, но получится.