Постреферендумное
Как и следовало ожидать: 1. Парламент Нидерландов отклонил предложение оппозиции отозвать ратификацию Соглашения об ассоциации Украины с ЕС (предоставив правительству больше времени для решения ситуации, сложившейся после референдума 6 апреля); 2. Еврокомиссия объявила о подаче Европарламенту и Совету Европейского Союза законодательного предложения относительно предоставления Украине безвизового режима.
В связи с этим есть две небольшие ремарки, относительно реагирования на ту или иную проблему украинского политикума/общества. Для сторонников "зрады" – хоть иногда важно понимать природу решений в мире (они не всегда связаны с Украиной), и, кроме критики власти, работать над преодолением такой проблемы, как психологическая несамодостаточность, она же инфантильность. Для сторонников "перемоги" – несомненно, что Украина приложила значительные усилия в информационной кампании, связанной с референдумом (и опыт сложной задачи с изначально понятным результатом – очень полезен), но над имиджем страны надо работать в целом (я о системных проблемах, за которые Украину часто и справедливо критикуют, а также о необходоимости более активной контрпропаганды в ответ на распространяемые Россией пропагандистские штампы, рассчитанные в том числе на общества европейских стран). Тем более, что впереди нам представится еще много возможностей и поводов. Объектом приложения усилий могут стать, как минимум, следующие важнейшие задачи/направления.
1.Создание позитивного фона в процессе дальнейших шагов по безвизовому режиму. Украина выполнила все условия, и никаких дополнительных требований со стороны ЕС нет, но скорость рассмотрения в Европарламенте и в Совете ЕС зависит, в том числе от общего впечатления/восприятия процессов в Украине. Основа этого фона – реформы и борьба с коррупцией. Как известно, предложение Еврокомиссии должно пройти процедуру согласования на уровне Европарламента. Процедура подготовки и рассмотрения документа в ЕП занимает не меньше месяца (докладчик-дебаты-слушания), и после одобрения в ЕП он должен быть утвержден Советом ЕС.
2.Преодоление последствий искусственно созданного гражданского конфликта на почве агрессии России на Донбассе. Совместная линия Украины и Запада по принуждению России к деоккупации в формате Минских соглашений (вначале выполнение военной части, и только потом политической), которая была выработана во время трехсторонних переговоров (Украина-Германия-Франция) 1 февраля в Берлине и 17 марта в Брюсселе, дает повод надеяться на начало реального урегулирования конфликта уже в этом году. Перманентное обострение ситуации на Донбассе как раз и может быть связано с тем, что приближается дата рассмотрения вопроса санкций в отношении к РФ (май-июнь), а, значит, и вопроса Донбасса (санкции привязаны к Минску). Другое дело, что даже при самом оптимистичном варианте для Украины реинтеграция оккупированных территорий в украинское пространство, не говоря уже об украинской идентичности в этих регионах, – это долгосрочный процесс. Сейчас на оккупированных территориях нет украинских СМИ, но даже после их появления процесс "выздоравливания" займет годы. Понятно, что в условиях продолжающейся "гибридной войны" России против Украины всегда работает черно-белая картинка, логика "друг-враг". При этом надо понимать, что существенная часть населения оккупированной части Донбасса – это люди, разочаровавшиеся и в Москве, и в Киеве, и здесь указанный подход не будет работать.
3. Повышение уровня дискуссии внутри страны. В Украине традиционно высокий уровень политической конкуренции (и это хорошо), собственно, украинская политическая система, независимо от формы правления, во многом, всегда выстраивалась вокруг/на конкуренции разных центров власти. Другое дело, что отсутствие политической культуры и настоящих политических партий при наличии слабых институтов государства и общества очень сильно занижает уровень дискуссии, не говоря уже о мотивации и целях субъектов политического процесса. Несодержательность зачастую вместо прогресса приводит к регрессу. Понятно, что совместить реформы и борьбу за территориальную целостность – сложно, с разных точек зрения, но у нас нет другого выхода. И, кроме таких факторов, как зависимость от помощи Запада, действия России на ослабление Украинской государственности, активная позиция гражданского общества, заставляющих нашу страну меняться, не менее значимые – это ответственная власть (ориентированная на результат, а не процесс) и ответственная оппозиция (ориентированная в своей критике и предложениях альтернатив на интересы государства, а не на собственные рейтинги).
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.