24 лютого 2018, 12:31

Інсайд з Мюнхена

Оригінал статті опубліковано в журналі "Новое Время" за 22 лютого.

Выступление израильского премьера Биньямина Нетаньяху, впервые побывавшего на Мюнхенской конференции по безопасности, очень напоминало речь президента Петра Порошенко, выступившего здесь же двумя днями ранее. Лидеры говорили о военной агрессии соседей, фундаментальных вызовах для своих стран и необходимости Запада взять на себя ответственность за решение этих конфликтов, отведя главную роль США.

Их доклады совпадали даже в деталях: оба сравнили борьбу своих народов с событиями Второй мировой войны. Порошенко показал аудитории флаг Европейского Союза, с которым украинские солдаты борются против российской агрессии, а Нетаньяху привез часть иранского дрона, сбитого накануне израильскими солдатами.

Была лишь одна принципиальная разница между этими выступлениями – внимание участников. Полупустой зал во время спича украинского лидера многие западные политики в кулуарах объяснили утратой к нему доверия из-за нежелания бороться с коррупцией.

Справедливости ради стоит заметить, что Порошенко досталось не самое удачное время в программе. Например, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выступал в одном из наиболее выгодных слотов – в субботу утром вместе с министром иностранных дел Германии, премьерами Великобритании и Франции, а также советником президента США по безопасности. Кроме того, на его речь отвели гораздо больше времени. Лично у меня это вызвало немало вопросов к логике организации.

Но даже в таком случае ситуация для Украины в результате оказалась куда лучше, чем могла бы. По словам одного из членов президентской команды, вначале Порошенко и вовсе предложили выступать в рамках панели "В или вне? Страны между Европой и Россией", участниками которой стали президент Армении, премьер Молдовы и глава комитета по иностранным делам российского парламента. Конечно, легитимизировать место нашей страны в этом заголовке было недопустимо.

Но главным остается вопрос: что означает для Украины определение такого места президента в повестке конференции? Отвечая на него, нужно понимать весь контекст.

В Мюнхене обсуждали дальнейшее ухудшение системы международной безопасности. Ежегодный доклад начинается со слов о том, что мир стал "ближе к глобальному конфликту". А вызовы, с которыми столкнулось человечество, в документе переведены из категории "геополитическая рецессия" в "геополитическую депрессию".

В частности, эксперты говорят о новой тенденции – когда западные политики принимают тот факт, что мир входит в новую эру, где "разные модели национального и международного порядка соревнуются между собой". В такой системе координат наша битва за традиции европейской демократии и верховенство международного права становится сложнее.

Среди прочих условий, в которых Украина борется с агрессией России, – усиление позиций ревизионистов в Европе и США, рост деструктивного национализма, ослабление международных институтов. Спикеры в Мюнхене констатировали, что по результатам 2017 года ухудшились отношения по линии: США – Северная Корея, Саудовская Аравия – Иран, НАТО – Россия.

Отдельное место в дискуссии занял Китай и его амбиции догнать по уровню военной мощи американцев. Уже сейчас это вторая стана в мире после США по количеству затрат на оборону. Для некоторых стало открытием, что сегодня предприниматель в поисках самых смелых разработок в области технологий отправляется не в Кремниевую долину, а в Пекин. Участники обсуждали, как открытия в сфере искусственного интеллекта в Китае предоставляют тоталитарной стране новые возможности влияния на общество и весь мир.

Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль, реагируя на эти вызовы в своем выступлении, так сформулировал дилемму, стоящую перед евроатлантическим сообществом, в растерянности наблюдающем за потерей контроля над штурвалом международной безопасности: "Либо мы решим, что должны влиять на мир, либо мир будет формировать наше будущее".

Все эти проблемы объективно подвинули войну в Украине в иерархии проблем конференции по безопасности. Но лишь отчасти. Общее разочарование затягиванием процесса создания антикоррупционного суда, атаки на НАБУ и гражданское общество сыграли свою роль. Пора признать, что Украина становится заложницей коррупции не только в отношениях с иностранными инвесторами, но и в отношениях с ключевыми игроками мировой геополитики.

Один британский дипломат так прокомментировал выступление Петра Порошенко: "Когда-то он был будущим".

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Суд про MH17: російський експорт "настамнєт" буде девальвувати

Почався історичний суд для України про збитий літак MH17. Експорт російської мантри про "настамнєт" в різні західні столиці буде девальвувати так само, як сьогоднішня російська нафта...

Appeasement will not bring peace to Ukraine

Appeasement of the aggressor will not lead to peace in Ukraine. The peace can be restored only through the return of truth and international law A group of former "Munich young leaders" from Ukraine reacted to the 'peace plan' of the Euro-Atlantic security Leadership group...

В ЄС – як "вдома"

Трохи про результати першої Ради Асоціації в Брюсселі та перспективи Європейської інтеграції. Президентка Європейської комісії Урсула фон дер Ляєн на початку зустрічі запитала Прем'єра, "як вас тут приймають, як почувається українська делегація в Брюсселі?" І він відповів: "як вдома"...

Мажоритарка, так мажоритарка

Я наважилася і піду на парламентські вибори по мажоритарному округу. Самовисуванкою. Усвідомлюю, що це буде дуже не проста боротьба. Можливо, найскладніша за увесь мій професійний шлях – психологічно, фізично, ресурсно...

Війна на морі чи гра у виборчий ''Морський бій''

Боюся, що на головні питання парламент учора так і не отримав відповіді. Справа ж була не в тому, вводити воєнний стан чи не вводити. Справа в тому, на які загрози він відповідає, і що держава може вирішити за цей час...

Фейсбук і вибори

Після скандалу зі зловживанням мільйонами особистих даних користувачів Facebook компанією Кембридж Аналітика я написала листа керівництву соцмережі, щоб дізнатися скільки українських профілів потрапили в руки маніпуляторів виборами...