8 листопада 2010, 11:29

7 ноября и интернационал олигархов

Несколько дней назад подавляющее большинство Верховной Рады отказалось вернуть 7 ноября – годовщине Октябрьской революции 1917 года, статус праздничного дня. В этом оказались едины все олигархические фракции нашего парламента: от регионалов до бютовцев с нашистами. Что, впрочем, неудивительно – когда речь идет об угрозе, пусть даже на символическом уровне, для власти денежных мешков, мешки сплачиваются, невзирая на бутафорский партийный окрас. А с многими неприятными для себя последствиями Октябрьской революции вышеупомянутые мешки до конца не справились даже сегодня, спустя почти сто лет после 1917-го года.

Так, Октябрьская революция не только ликвидировала капитализм и, соответственно, власть денежных мешков на территории СССР, а затем и в ряде других стран по всему миру, но и очень существенно ограничила капитализм на Западе. Тот капитализм, который существовал в странах Запада сто лет назад, и против которого в Европе то и дело вспыхивали мощнейшие массовые выступления и революции, с тех пор очень сильно изменился. С середины ХХ века на Западе практически повсеместно существовала система, известная под названием "социальное государство" или "государство всеобщего благоденствия": с сильными социальными гарантиями и достаточно высоким уровнем жизни для большинства населения.

Вопрос: почему "дикий капитализм" на Западе (и только там – в Нигерии с Гондурасом и прочих странах "третьего мира" он диким и остался) превратился в благополучное "социальное государство" и "шведский социализм", а бедный пролетариат – в обеспеченный средний класс?

Варианты ответов.

Первый: капиталисты (кому не нравится это термин, может заменить его на "бизнесмены" – на суть вопроса это не повлияет) начали отстегивать работающим на них согражданам значительно больше, урезая тем самым собственные прибыли, по доброте душевной, проникшись сочувствием к бедствующему большинству населения. Если кто-либо из читающих эти строки всерьез верит в такой вариант развития событий, то дальше может не читать, а отправляться на поиски подобных жалостливых олигархов пускать слезу и получать взамен деньги.

Второй: капиталисты вынуждены были делиться частью, чтобы не потерять все. А наглядный пример, как можно потерять именно все: власть, богатство, статус элиты, а иногда – и жизнь, продемонстрировали аристократия и буржуазия бывшей Российской империи, потерявшая все это в результате Октябрьской революции.

Именно пример Советского Союза, строившего альтернативную западному капитализму модель, долгое время опережавшую Запад по темпам роста, вкупе с постоянным мощным давлением снизу в своих странах, усилением социалистических и коммунистических движений, сподвиг западную элиту на понимание простого факта. Если не создать более справедливую систему, не начать делиться со своими народами значительной частью прибыли, то рано или поздно их может ждать судьба верхушки Российской империи после 1917 года.

А когда, после распада СССР, такого наглядного примера и потенциальной угрозы для власти транснациональных корпораций не стало, то "социальное государство" на Западе медленно, но уверенно начало становиться все менее социальным. С конца 80-х годов двадцатого столетия оно стало все больше скатываться (в социально-экономическом отношении) "в новый девятнадцатый век", а социальные права и гарантии постепенно урезаются.

Для тех, кто хоть сколько-нибудь внимательно следил за последними отчаянными боями во Франции вокруг пенсионной реформы, за недавними массовыми протестами в Греции и, если взять шире – за всеми массовыми протестными движениями на Западе в 1990-2000-х годах, очевидны две важных отличительных особенностей всех этих движений. Во-первых, в отличие от предыдущих десятилетий, борьба последние 20 лет идет в основном за защиту имеющихся социальных завоеваний, а не за новые. Протестующее большинство населения пытается уже не улучшить свое положение, как раньше, а не допустить ухудшения уже имеющегося. И, во-вторых, как правило, почти все эти протесты, невзирая на их массовость и ожесточенность, доходящую до блокирования заводов, жестких столкновений с полицией и попыток штурмовать парламент, заканчиваются поражением. Правящая элита Запада гнет свое и, в отличие от предыдущих десятилетий, безоговорочно побеждает, не идя на компромиссы.

Да, сами по себе, взятые в отдельности, поочередные урезания то одного, то другого права, не приводят к мгновенному и резкому падению уровня жизни. Казалось бы, ну что такого – то подняли возраст выхода на пенсию на пару лет, то сократили зарплату госслужащим на несколько процентов, то отменили закон об обязательном предоставлении первого рабочего места выпускникам вузов. Мелочи! Особенно для Украины, где за 20 лет нашего кланового капитализма реальные, а не декларативные социальные гарантии (от отсутствия безработицы до бесплатных медицины с высшим образованием), уже практически ликвидированы как класс.

Но за эти "мелочи" люди на Западе бьются, и бьются всерьез. Во-первых, потому, что привыкли за долгие десятилетия "подкормки" во времена "холодной войны" к улучшению, а не к ухудшению своего положения, а, во-вторых, потому что видят тенденцию, которая не сулит им ничего хорошего.

А уж если беднеет витрина капитализма – зажиточный средний класс Запада, то его задворкам – "банановым", а также теперь и "буряковым" республикам "третьего мира", тем более не приходится ожидать лучшего.

Так что интернационал мировых и наших, доморощенных олигархов, по-своему прав: у них теперь праздник каждый день, а значение 7 ноября вытравливается из памяти принадлежащими им "свободными" СМИ так же старательно, как проводится демонтаж завоеванных после 1917 года социальных гарантий.

А тех, кому эту память вытравить не удается – с прошедшим праздником!

Война на три фронта: Украина проиграет Европе, России и потеряет внутренний рынок

Очень многие ждут от Вильнюсского саммита чуда – Украина подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, и наши зарплаты и пенсии станут европейскими...

Оппозиция должна разделить ответственность с властью за провал евроинтеграции

Оппозиция несет равную с властью ответственность за провал европейской интеграции и не-подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Я понимаю, почему власть хочет поставить вопрос подписания на паузу – для них цена вопроса слишком высока...

Отечественные грабли для либералов-западников: грузинский вариант

Приступая к написанию этой статьи об итогах президентских выборов в Грузии, я вспомнил одну дискуссию, которая прямо Грузии не касалась, но, в то же время, является очень показательной при анализе ситуации на всем постсоветском пространстве...

Почему украинские "европейцы" поддержали не европейцев из ФИФА, а неонацистов?

После того, как было обнародовано решение ФИФА по поводу санкций в отношении украинских стадионов и сборной, многие украинские СМИ отреагировали на него весьма предсказуемо...

Арбузов и политическое самоубийство Партии регионов

Избиратель "регионалов" и Виктора Януковича, как известно, сосредоточен в основном на Востоке и Юге Украины. И делал свой выбор на всех последних выборах, исходя из двух главных мотивов...

"Аль-Каида" и Запад: снова по одну сторону баррикад

"Аль-Каида", чьи боевики активно участвуют в гражданской войне в Сирии на стороне противников президента Башара Асада, сегодня пообещала устроить "вулкан возмездия" против сирийского правительства (http://ukranews...