Олексій Гарань Історик-міжнародник, політолог, політконсультант, учасник багатьох "авантюрних" проектів, що стали успішними

Открытое письмо уважаемым послам России и Израиля

06 жовтня 2008, 09:20

СОГЛАСНО ДОКУМЕНТАМ ООН, ГЕНОЦИД МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ЭТНИЧЕСКИМ

Алексей ГАРАНЬ

Ваши Превосходительства!

Основная аргументация тех, кто не хочет признавать Голодомор геноцидом, связана с тем, что пострадали не только этнические украинцы, а и представители других национальных меньшинств, проживающих в селе. Но ведь современное понимание "народа, нации" как раз и включает не только этническое большинство, но и представителей других этносов, проживающих на данной территории. Таким образом, это действительно был "геноцид украинского народа" в широком понимании этих слов. При этом удар был нанесен по крестьянству (абсолютное большинство которого составляли этнические украинцы). Но мы слышим и другой аргумент: в городах-то голода не было, да и крестьянство не все уничтожили, а значит, и геноцида не было.

Два года назад мне приходилось анализировать эти аргументы в "Украинской Правде", но они повторяются, в том числе и на высоком уровне. "Израиль не может признать Голодомор актом этнического геноцида" – под таким заголовком вышло интервью посла Израиля "Зеркалу недели" (N36). И далее: "Израиль признает актом геноцида то, что признано международным правом. А именно: геноцидом считается уничтожение по этнической принадлежности". На самом деле, это суженная трактовка того, что в современном международном праве понимается под геноцидом.

Начнем с определения Конвенции ООН 1948 года о предотвращении преступления геноцида и наказании за него: под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую".

Внимательно читая процитированную выше статью 2, видим, что на самом деле для признания Голодомора геноцидом не имеет юридического значения, был ли он направлен против всего украинского народа (хотя понятно, что это было частью цели) или против его части – украинского крестьянства. Ведь пункт третий четко говорит о "намеренном создании для какой бы то ни было группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение".

Что значит "жизненные условия" в изложении международных юристов? В "Докладе подготовительной комиссии для Международного криминального суда от 6 июля 2000 года сказано: "термин "жизненные условия" может включать, но не ограничиваться, намеренное лишение ресурсов, незаменимых для выживания, таких как пища или медицинские услуги, или систематическое выселение из помещений". Также подчеркивается: "Важной является фраза "полное или частичное". Уничтожение только части группы (например, ее просвещенных членов или таких, которые проживают в одном регионе) также является геноцидом". (The phrase "in whole or in part" is important. Destruction of only part of a group (such as its educated members, or members living in one region) is also genocide.) Таким образом, геноцидом является и уничтожение по классовому, социальному признаку.

Но почему вдруг в Конвенции проводится разница между национальным и этническим признаком? Разъяснения предоставлены на том же сайте. "Национальная группа включает группу индивидов, чья идентичность определяется их общим гражданством или страной происхождения, в отличие от "этнической группы", для которой идентичность определяется "общими культурными традициями, языком, или наследием". (A national group means a set of individuals whose identity is defined by a common country of nationality or national origin"; "An ethnical group is a set of individuals whose identity is defined by common cultural traditions, language or heritage.)

Действительно, в романо-германских языках слово "nation" на самом деле чаще имеет значение "народ, гражданская нация", чем "нация" в этническом смысле. Исходя из первого определения, можно говорить о геноциде украинского народа, который включает и представителей других этносов, которые пострадали от Голодомора.

Признание этого будет актом исторической справедливости и послужит тому, чтобы подобное не повторялось ни в одном регионе мира.

С уважением,

Алексей ГАРАНЬ, доктор исторических наук, профессор политологии НаУКМА

"День", N177, пятница, 3 октября 2008

Коментарі — 68
Tracker _ 06.10.2008 11:54
IP: 89.105.231.---
Если кому интересно
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Ribbentrop-Molotov-ru.svg
tasic _ 06.10.2008 11:46
IP: 193.200.175.---
бисер перед свиньями: (
Tracker _ 06.10.2008 11:30
IP: 89.105.231.---
Ув. Наталья
Здесь банят всех, кто не согласен с линией большевистской партией Ющенко.
Я удивлюсь с какой настойчивостью Галличане нам навязывают голодомор (именно в такой интерпретации). Но никто не вспоминает какая территория УССР входила в СССР в 1933 году. Никто не вспоминает, что Львов и большая часть Западной Украины были присоединены только после пакта Молотова-Риббентропа. Что Минск и Вильнюс были Польскими территориями до этого пакта. Что при Конотопской битве с двух сторон участвовали запорожские казаки по сути была гражданская война.
Мало того. Паскевич – для западных украинцев (Буковина) это враг который кроваво подавил Польское восстание. Все остальное их не касается. И много, много таких примеров. Все время Западная Украина противостоит Восточной. Голод который так хотят возвести в ранг – геноцида – навязывают те (Ющенко и ко (НУНС)) которые этого голода и не нюхали.
ля_мажор _ 06.10.2008 11:29
IP: 82.144.208.---
в обозримом будущем росиия не признает голодомор ни за какие коврижки. абсолютно никакая аргументация и документы не помогут. но и нам не следует делать из этого трагедию. пусть это будет еще одним существенным отличием нас от этого монголочудского стада, управляемого крявявай гэбнёй да московскими попами.
avov _ 06.10.2008 11:24
IP: 212.1.71.---
06.10.2008 10:34___ terrapin
Начнем с определения Конвенции ООН 1948 года о предотвращении преступления геноцида и наказании за него – пан Гарань, не морочьте народу голову. Конвенция 1948-го года на 1932-33 не распространяется. Закон не имеет обратной силы – правовой принцип.@

В таком случае случае как быть с Холокостом 1933-1945? Не морочьте голову евреям!
bydlo3000 _ 06.10.2008 11:19
IP: 92.101.13.---
а так видно?
Слобода _ 06.10.2008 11:18
IP: 195.34.227.---
Поискал и нашел в сети – http://za.zubr.in.ua/2008/10/01/2059/
"Новый голодомор в Украине осуществляет правнук Кагановича
Вячеслав Кириленко (нынешний лидер проющенковской "оранжевой" фракции "НУНС"), откуда он взялся? Такой себе никакой молодой человек. С заурядными лидерскими и ораторскими способностями, и вдруг сам Президент Украины назначает его лидером своей фракции. К чему бы это?
На днях мы получили информацию о том, что, этот самый Вячеслав Кириленко якобы является правнуком Лазаря Моисеевича Кагановича.
Да, да. Того самого Лазаря Кагановича, который был одним из главных виновников голодомора 1932-1933 гг. "С 1925 по 1928 год – первый секретарь ЦК КП (б) Украины. В 1933 году возглавлял сельскохозяйственный отдел ЦК ВКП (б). Один из организаторов раскулачивания на Украине, в результате которого наступил голодомор, унёсший миллионы жизней".
Наталья _ 06.10.2008 11:17
IP: 212.115.225.---
Вибори почались,це факт.Й оце звернення автора й те,що мене забанили на УП.Подивимось на блозі?
sbks _ 06.10.2008 11:14
IP: 212.9.250.---
Широко известны документы, подтверждающие ограничения (мягко говоря) на выезд граждан Украины за пределы республики (очага бедствия). Ну и, разумеется, воплощение этой дряни на практике. Думаю, это важное звено в аргументации должно содержаться во всех обращениях за признание геноцида.
В целом поддерживаю.
А.Наливайчук
maloy _ 06.10.2008 11:10
IP: 193.47.85.---
terrapin,

А как же Холокост, имевший место во время 2-й мировой (признан ООН)?
А как же геноцид армян в начале ХХ века (признания добиваются Армения и некоторые др. страны)?

Это же было до конвенции!
Так что пудришь мозги именно ты, а не Гарань.
step1 _ 06.10.2008 10:42
IP: 77.121.124.---
Ключовими ознаками, кваліфікуючими геноцид є (і це можна побачити у цитатах автора) "намеренное и предумышленное" знищення груп людей. Якщо це було б доведено юридично, питань би не було. З тим підходом, що пропонується, з урахуванням пункту с) Конвенції, актом геноциду є діяльність влади на Україні з 2005 року.
terrapin _ 06.10.2008 10:34
IP: 194.106.208.---
Начнем с определения Конвенции ООН 1948 года о предотвращении преступления геноцида и наказании за него – пан Гарань, не морочьте народу голову. Конвенция 1948-го года на 1932-33 не распространяется. Закон не имеет обратной силы – правовой принцип.
Хоть какой-то учебник по праву прочитайте, прежде чем народ пугать
das _ 06.10.2008 10:30
IP: 82.207.118.---
06.10.2008 09:33___ Tracker
вас, червоний фашисте, ніхто й не збирався виправдовувати
Иван _ 06.10.2008 10:02
IP: 194.44.220.---
Чтобы к Голодомору было такое же отношение как к Голокосту нужно, чтобы Ющенко был умным как Бен-Гурион, а Юлия Тимошенко честной и последовательной – как Голда Меир. Это условие обязательное, но не достаточное. Ибо и мы, остальные 47 миллионов, не должны быть разрозненными баранами...
Карлик _ 06.10.2008 09:57
IP: 194.29.62.---
Фашизм никто не осуждает,так как он был только в Италии.Все осуждают нацизм.А вот украинцам надо присмотрется к поведению евреев (или "жидов",как у нас называют) как они относятся к другим человеческим трагедиям и как они интерпретируют Бабий Яр,где большинство погибло неевреев (очевидно, за взрывы,устроенные НКВДистами в жилых домах Крещатика)
avov _ 06.10.2008 09:56
IP: 212.1.71.---
06.10.2008 09:33___ Tracker
Если кто и занимается передергиванием, так это вы уважаемый и Ваши "коллеги" из Росси и Израиля.
Что есть кощунством перед своими же народами. Хотя если учитывать комплекс "богоизбранности" пришитый этим народам их идеологами то все выглядит "природно".
pugacz _ 06.10.2008 09:53
IP: 213.227.217.---
Нежелание Израиля признать голодомор геноцидом объясняется очень просто – пострадает имидж евреев как "самых гонимых"...
Нежелание России признать голодомор объясняется еще проще – "рыльце в пушку".
Tracker _ 06.10.2008 09:33
IP: 89.105.231.---
Уважаемый Олексій
С такими интерпретациями как вы предлагаете фашизм не надо осуждать так как само слово фашизм:.

Фаши́зм (итал. fascismo от fascio "пучок, связка, объединение") – как политологический термин, обозначает политический режим диктаторского типа, характеризующийся обычно политически правой идеологией, национализмом, этатизмом (государственничество), милитаризмом, корпоративизмом, популизмом, шовинизмом.

Не занимайтесь передергиванием.
ONLINE
Євро-201256 Україна та Європа140 Справа проти Тимошенко157 Вибори-2012 в Україні89 Вибори в Росії51
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом Facebook