8 лютого 2014, 10:50

ЧТО ПРОИСХОДИТ...

Мои друзья, которым я пытался объяснить происходящее в безобразно тягучих парламентских и внепарламентских дебатах по урегулированию кризиса в стране – сказали мне четко:

- Забей, это невозможно внятно ни изложить, ни растолковать для широкой общественности. Чрезмерно сложно. Люди слишком возбуждены, требуют простых решений, и никто не станет углубляться в суть процедуры, за которую вы боритесь с регионалами.

И все же. В возникшей паузе, когда Янукович, пропетляв несколько дней, устремился к Путину – посоветоваться как верный вассал к сюзерену. Нам – самый момент идти советоваться к СВОИМ. К Майдану, к тем, кто его поддерживает. Ведь это не борьба политиков – это протест людей. И все должны понимать, что происходит.

И потому, я попробую дать свое описание и свою оценку происходящего, какой бы тяжеловесной ни казалась излагаемая конструкция.

***

На сегодня – все уперлось в Конституцию. Изменение системы власти в стране. Мы настаиваем на лишении поста президента "царских" полномочий когда он может все, что угодно в стране решать сам. Мы настаиваем на восстановлении баланса власти, переносе основных решений в парламент.

Янукович, понимая неизбежность этого процесса – соглашается, выставляя по ходу процесса целый ряд усложнений, препятствий, нюансов – пытаясь изменить суть реформ, оттянуть решение – извратить суть задуманного.

Одновременно, перед нами задача – как сделать все настолько ЛЕГИТИМНО и ЧЕТКО, что бы ни один диктатор в будущем не мог больше присвоить себе таких имперских полномочий, как есть сейчас.

***

Итак, мы берем проект изменений в Конституцию, например за базу взяв проект N4180, прошедший экспертизу Венецианской комиссии. Корректируем его с точки зрения этих замечаний – убираем то, на что указала Венецианская комиссия – общий надзор прокуратуры, императивный мандат депутатов, ряд других положений. Вносим еще ряд, очевидных уточнений, актуализированных временем с момента подачи проекта 4180, и получаем НОВЫЙ ПРОЕКТ конституционных изменений.

Для того, что б его принять в парламенте необходимо:

1. Проголосовать его за основу 226 голосами и направить для заключения в Конституционный суд.

2. Получить положительное заключение Конституционного суда.

3. Вновь проголосовать в парламенте 226 голосами, возвращённый из Конституционного суда проект и отложить его, согласно утвержденной процедуре для следующего, окончательного утверждения на следующую очередную сессию парламента.

4. На следующей за этой сессии парламента, что стартует в начале сентября 2014 года проголосовать новый проект изменений в конституцию 300 голосами и НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ!

Вот такая непростая процедура. Но, зато 100% законодательно и процедурно – безукоризненная.

В условиях полного отсутствия какого – либо доверия между оппозицией и властью. В условиях бурлящего Майдана. В условиях, когда на каждом шагу власть может совершить тысячи подлостей, что бы препятствовать конечной цели – оппозиция реально понимает, что идти в такой затянутый во времени вариант НЕЛЬЗЯ, не обеспечив соответствующий механизм гарантий.

КАКОВ ЭТОТ МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДНЫХ ГАРАНТИЙ?

Попробую его описать.

Параллельно с главным конституционным процессом, описанном выше – оппозиция настаивает на РЕШЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, отменяющем (трансформирующем) решение 2010 года. Решении, возвращающем действие парламентско-президентской конституции 2004 года немедленно.

Для этого оппозицией подготовлен специальный закон о Конституционном суде, позволяющий провести такую процедуру.

Для того, что бы реализовать этот механизм необходимо:

1. Голосование в парламенте 226 голосами за этот закон о Конституционном суде (КС) и подпись его президентом.

2. Обращение депутатов в КС с предложением о пересмотре решения 2010 года.

3. Новое решение КС, возвращающее нас в лоно конституции 2004 года, вплоть до завершения основной конституционной процедуры в сентябре 2014 года.

***

Кроме того, учитывая высокую степень разбалансирования власти сегодня, дисбаланса прав между провластным большинством и оппозицией в парламенте – оппозиция настаивает еще на одном условии текущего конституционного процесса.

В качестве страхового механизма обеспечения прохождения изменений в Конституцию, принимая во внимание острый политический кризис в стране – ПЕРЕДАТЬ ПОД КОНТРОЛЬ ОППОЗИЦИОННЫХ СИЛ ПОСТ СПИКЕРА ВЕРХОВНОЙ РАДЫ.

И/или на период до выборов президента по новой конституции сформировать техническое переходное правительство или правительство нового большинства, если такое образуется.

***

Я постарался описать один из магистральных вариантов разрешения кризиса мирным путем. В рамках этого пути, при наличии политической воли и власти и оппозиции, возможны и ряд других юридических процедур. Как, например, предлагают Сергей Власенко или Давид Жвания.

Я бы предпочел максимально чистый путь. Такой, что б никакой диктатор, никакое в будущем очередное "запуганное большинство" ни смогли торпедировать основы парламентской республики. НО, ЕСТЬ ОГРОМНЫЕ РИСКИ, В СВЯЗИ СО СРОКОМ ПРОХОЖДЕНИЯ ТАКОЙ ПРОЦЕДУРЫ. Потому, предлагается столь сложный механизм, с такой непростой системой противовесов.

***

Отдельно несколько слов о будущем правительстве.

Может ли оппозиция принимать в нем участие? В сегодняшней ситуации мой стандартный ответ – нет.

Это станет возможно, только в случае изменения подчиненности Кабинета министров от президента к парламенту, новому большинству в парламенте.

Новому большинству, способному утвердить Программу действий правительства, включающую ЕВРОИНТЕГРАЦИЮ.

Тогда это теоретически возможно. Удастся ли собрать под эти цели большинство в 226 голосов в этом парламенте – большой вопрос.

Как и вопрос в целесообразности взятия на себя ответственности в условиях разбитой экономики, что примет новое правительство от "папередника" Азарова.

Если думать о стране – нужно немедля формировать правительство технократов, обреченное действовать точно, возможно не популярно, в интересах экономики, а не политических интересах противоборствующих сторон. Это было бы правительство политических камикадзе, но под такое правительство и ЕС и США и МВФ обещают солидную финансовую и экономическую помощь.

На что готов Янукович и поплывшая в своем единстве, держащаяся из последних сил Партия регионов – увидим в ближайшие дни.

***

Вот такая диспозиция по конституционному процессу и всего, что с ним связано в системе власти.

За длинный текст не серчайте. Что не так – подсказывайте. В нашем сегодняшнем сложном и динамичном мире – важно не казаться, а быть ясным для тех, с кем ты рядом. Мы – рядом на Майдане. Поэтому, решил написать этот текст, вопреки скептическим советам. Надеюсь, сделал правильно.Остаемся оптимистами. Разом – сила!

ВИНО ПРЕВРАЩАЕМ В БЕРЦЫ! ВТОРОЙ ЭТАП

Итоги первого этапа акции: мы получили 4 010 880 грн благотворительных взносов, плюс зарезервированные, но пока не оплаченные лоты. Заказана первая партия зимних тактических берцев, поставка ожидается через 20 дней...

Подпиши петицию! Азов – сталь!

То, что происходит в Мариуполе – трагедия! Не только для Украины🇺🇦 – для всего мира! Множество людей сейчас работают над тем, чтобы Генеральная Ассамблея ООН провела экстренное заседание и были созданы условия для того, чтобы всех вывезти из Мариуполя...

Алиса

Это видео прислали из осажденного Мариуполя – это Алиса, ей 4 года, 50 дней из которых она живет вместе с мамой в бункере на территории завода "Азовсталь" под круглосуточными бомбежками...

Стратегия активной обороны. Держаться!

В последние дни широко обсуждается грядущая "решительная битва" за Донбасс. Но правда в том, что она – эта баталия – идет уже несколько дней, идет жесткое противостояние двух армий – орки давят, наша армия сопротивляется, сдерживает орду...

ТРИ ПОРАЖЕНИЯ ПУТИНА

День за днем... Война становится привычной. Мы уже не так остро реагируем на происходящий вокруг кошмар. Научились справляться. Мы даже научились немного спать по ночам...

ХАРЬКОВ!

Отстояли в 2014. Если придется – отстоим и сейчас! Осторожнее со словами, господин Президент. Это не сериал и не спектакль. Не нужно бросаться словами...