Две новости для инвестиционного имиджа Украины
Мы живем в информационную эпоху, в которой важнейшее значение имеют имиджи и бренды. Если говорить об Украине, то ее имидж состоит из инвестиционной, туристической и социально-политической составляющей. Сейчас речь пойдет об инвестиционном имидже Украины. В этой сфере, за последнее время, есть две большие новости, – одна хорошая, а другая плохая.
Хорошая состоит в том, что в сентябре УЕФА приняло ответственное решение все-таки проводить в Украине и Польше ЕВРО-2012. Ожидается около 400 тысяч иностранных туристов. Соответственно у нашей страны есть огромный шанс привлечь иностранных и отечественных инвесторов для постройки дорог, аэропортов, отелей, спортивной инфраструктуры и т.д. Правда, мало кто знает, как воспользоваться этим шансом. Ведь инвестиционная сфера регулируется около 2500 законодательными актами и несущественными льготами для инвесторов. Осложняется инвестиционный климат еще и тем, что в регионах и даже в Киеве отсутствуют долговременные стратегии развития городов на 20-50 лет, которые необходимы для возврата инвестированных ресурсов, особенно в инфраструктуру.
Плохая новость говорит о том, что международные рейтинговые агентства в сентябре снизили инвестиционные рейтинги Украины. Например, международное рейтинговое агентство Fitch поменяло прогноз рейтингов Украины со "стабильного" на "негативный". Если говорить о конкретизации различных инвестиционных рейтингов, самые высокие риски в Украине имеют следующие показатели "эффективность власти", "регуляторная система" и "инфраструктура". По показателям рейтингового французского агентства Coface, наша страна имеет показатель "С" уже несколько лет, что означает – негативный инвестиционный климат. Рейтинговые агентства S&Р и Moody's Investors отмечают суверенный рейтинг нашей страны как "спекулятивный".
Также большинством агентств отмечается большое влияние на инвестиционный климат политической нестабильности и отсутствие "правил игры" или ручное управление во многих отраслях экономики.
Такие показатели делают нашу страну очень рискованным и даже опасным местом не только для иностранных инвесторов, но и для отечественных. Например, в прошлом году только инвесторами из Донецкой области было инвестировано $5,3 млрд в "операции с недвижимостью, арендой, инжинирингом и предоставлением услуг юридическим лицам на Кипре".
Имидж страны
Инвестиционный имидж Украины является частью общего имиджа страны, который уже сформирован. Агентство Bohush Communications провело общий обзор исследованиий имиджа Украины в 12 странах мира за период 2000-2008, которые были проведены Центром Разумкова, 2000, 2006, МЗС Украины 2006-2007, ТМА Communications, 2006, Ahelis&Partners Public relations, 2007, Bohush Communications, 2006-2007, Coface, 2006-2008, УЦЕПД, 2000 и получило следующие показатели имиджа нашей страны:
• Маловлиятельная и малоизвестная европейская страна, которая находится в поисках своего места в мире
• Молодая демократичная страна, страна Оранжевой революции
• Кризисная страна, политически нестабильная, с неэффективной властью
• Страна Чернобыльской аварии (небезопасная страна)
• Известные украинцы: Кличко, Шевченко, Ющенко, Тимошенко, Руслана, Верка Сердючка, Бубка, Клочкова
• Проблемы с Россией (под влиянием России)
• Имидж преимущественно негативный, високие инвестиционные риски, коррупция во всех органах власти
• Красивые женщины, дешевые проститутки
По нашим исследованиям, у Украины есть несколько потенциалов, по которым она может лидировать во многих отраслях в мире. Это аграрный, туристический и научно-технический потенциалы, но об этом в мире просто не знают. К сожалению, эти факторы не являются элементами нашего имиджа.
Как привлечь инвестиции?
Как не странно, но в нынешней ситуации можно сделать несколько достаточно простых действий по улучшению имиджа страны и соответственно привлечения инвестиций. Эти действия не кардинально изменят ситуацию, но могут существенно ее улучшить.
Во-первых, необходима политическая воля власти. Для Верховной Рады – разработать и принять Инвестиционный кодекс, приводящий в одно правовое поле все инвестиционное законодательство. Кабинету Министров навести порядок в отношениях "инвестор – государство", например, поставив это приоритетным заданием на следующий год в рамках ЕВРО-2012. И просто корректно вести отношения с теми инвесторами, которые уже пришли в Украину. На центральном и региональном уровне. Также необходима политическая воля в борьбе с коррупцией. Очень не простая задача.
Во-вторых, необходима активная коммуникация с международными рейтинговыми агентствами. От таких показателей напрямую зависит инвестиционный имидж Украины. Многие страны специально заказывают этим агентствам исследования различных отраслей экономики и полное рейтингование стран. Много некорректных данных у этих агентств появляется только потому, что сама Украина их не предоставляет.
В-третьих, необходима очень активная коммуникационная работа по презентации инвестиционных возможностей Украины и регионов. Это продвижение инвестиционных проектов в формате международных стандартов. Активный выход украинских компаний на IPO, активное участие в международных инвестиционных конференциях, саммитах, форумах. Создание международных коммуникационных площадок в Украине – одна из важнейших PR-технологий в сегодняшней ситуации.
адрес этой статьи на Всеукраинском портале про PR
еще статьи на эту тему
Будущее имиджа Украины
мы проводим Третий международный саммит ИМИДЖЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНВЕСТИЦИИ в рамках "Дней PR в Украине 2008", 23-24 октября 2008, если кому-то интересно:
Официальный веб-ресурс саммита
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.