18 березня 2010, 19:02

Стратегическая неопределенность ''проекта Украина''

Cегодняшнее состояние Украины можно охарактеризовать как "стратегическую неопределенность. Не столько государства, сколько т.н. "проекта Украина".

Если идти в контексте парадигмы "проекта Украина", то любые тактические ходы новой власти должны исходить из определения маркеров будущей стратегии страны.

Понятно, что с одной стороны – мировой экономический кризис, с другой стороны – катастрофическое состояние украинской экономики, политический кризис, много "подвешенных" вопросов в конституционном поле... Но определяться все-таки придется.



Проекты стран

Это состояние неопределенности возникло не в этом году, Украина в этом состоянии с 1991 года, после возникновения независимого государства. Все эти годы она находилась в поисках своего места в мире. Просто после президентской избирательной кампании 2010 года эта неопределенность чрезвычайно актуализировалась.

Речь идет в первую очередь о целях и миссии "проекта Украина", приоритетах национальных интересов, работе со стратегическими партнерами.

Стратегическая неопределенность, на настоящий момент, выражается в отсутствии "проекта Украина" как такового. В первую очередь, не определены в рамках этого проекта – цели страны, миссия, стратегия, векторы и модели развития, позиционирование в мире, своя картина мира и т.д. Во вторую очередь, нет компетентной команды, которая бы занималась подобными вопросами.

В такой слабой позиции Украина становится частью других проектов, например, "проекта Россия", "проекта Евросоюз" и занимает в них далеко не комфортное для себя, часто откровенно дискриминационное положение.

Чем слабее страна, тем более "неудобную роль" ей отводят в других проектах, если, еще она сама не знает, чего хочет. Фактически страна "завоевывает" свое позиционирование в других проектах и мире, исходя из своей стратегии.

Если смотреть и оценивать страны, международные объединения стран с точки зрения стратегического проектного менеджмента, то можно говорить о ярко актуализированных мировых проектах: "США", "Европа", "Россия", "Китай", "Япония" и др.

Страны делают собственные проекты или объединяются и становятся частью каких либо глобальных проектов.

Если говорить о проекте "Европа" то он объединяет разные европроекты, например, Евросоюз, Шенгенская зона, Еврозона, Западноевропейский союз и т.д. со своей картиной мира, своим вектором развития. Например, страны, такие как Франция, Германия и др. стремятся в этом проекте занять более значимое и доминирующее положение. В рамках этого проекта обсуждается концепция разноскоростной Европы, когда регионы и страны в разной степени интегрированы в общеевропейские проекты.



Глобальные проекты-страны имеют свои технологии продвижения путем формирования имиджей и брендов, используя рекламные технологии и добавляя капитализацию в нематериальные активы территорий. И для того, чтобы попасть в сознание современному человеку и занять там лидирующее или хотя бы заметное позиционирование, используется множество рекламных и PR инструментов. Города, особенно мегаполисы делают свои собственные проекты-бренды.

Каждый проект страны имеет свои преимущества, например, научные разработки, системы смыслов, ресурсы, систему образования, язык, валюту, которыми пользуются в других странах (например, язык (англ.) и валюта (доллар) – части "проекта США"), вооружение, национальные персонажи (например, Дед Мороз, Санта Клаус, Святой Николай) т.д.

И наконец, "картину мира", систему ценностей и идентичностей, в том числе систему ответов на вопрос "что хорошо, а что – плохо".

Разработчики успешных проектов стран и объединений разрабатывают смыслы и суперидеи – и тратят очень много ресурсов для разработок системы управления будущим своих проектов, заранее закладывая в такие картины будущего выгодные конкурентные преимущества по сравнению с другими.

Для любого проекта важно прогнозирование как общих тенденций, так и планирование ресурсообеспечения. И тут выходят на первый план т.н. "точки или зоны роста" в различных сферах. Это "точки роста" экономики, научных прорывных идей и технологий, гуманитарных инициатив и т.д.

Обычно на первый план встает управление проектами. Главную роль в таком управлении играет уровень компетенции и легитимности основных менеджеров проекта, часто этим занимаются руководители страны, создавая соответствующие институты.

Современный кризис проявился как испытание на прочность глобальных проектов. "Мировой финансовый кризис" – ширма, за которой скрываются глобальные изменения не только в сфере финансов, но и климата, мировоззрения, восприятия реальности. И эти изменения настолько сильны, что их оценивают на уровне угрозы национальной безопасности многих стран.

Перспективы проекта "Украина"

Перспективы у проекта существуют в том случае, когда есть сам проект. Важен вопрос методологических инструментов в "проекте Украина" и компетентных специалистов, которые будут им заниматься. Это подход с точки зрения стратегического проектирования.

Огромное влияние на сегодняшние возможности Украины оказал СССР: развитие инфраструктуры и логика построения системы воспитания и образования, основные направления научных исследований, развития промышленности и аграрного сектора. За время независимой Украины практически не внесено новых концептов и инновационных моделей развития территории и инфраструктуры, структурирования среды обитания, а старые установки почти разрушены.



Объективно мир изменился. Мы живем не в индустриальную эпоху и а в информационную (даже постинформационную), большая часть населения изменило свой уклад жизни за последние 100 лет. Например, в 1913 году на территории Украины жило 19% городского и 81% сельского населения, в 1959 – 46% и 54% соответственно, в 1983 – 64% и 36% и на сегодняшний день эта цифра приближается к 70% (городского) на 30% (сельского). Подобные изменения имеют колоссальное значение для построения адекватного проекта страны.

На первом этапе разработки "Проекта Украина" важно осознание способа существования страны, и важен разработанный т.н. "Стратегический пакет" Определение для себя национальных приоритетов в различных сферах – международной политике, системе образования и воспитания, безопасности, национальной идентичности и т.д.

Важно разработать "картину мира" и "смысл существования" "проекта Украина". С необходимыми "моделями поведения", "картами реальности" и ресурсообеспечения, а также стратегиями развития и пределами возможностей, а также важно разработать т.н. "сценарии успеха".

Очень важно определить основные стратегические маркеры:

Маркеры идентичности: язык, территория, культура, уклад, мифы и сказки

Маркеты ресурсообеспечения: плодородная земля, территория, люди как нация и как персонал с потенциальными возможностями, климатические возможности, полезные ископаемые, в т.ч. нефть, газ и уран.

Маркеры преимуществ проекта: большая территория, научно-технические возможности, космические технологии, военные технологии, ядерные технологии, аграрные возможности и т.д.

Многие эксперты Европы, России хотят от Украины определенности, прогнозированности, и в конкурентных условиях – ее слабости.

Кстати, думаю, специально планомерно навязывается дискуссия извне для руководства нашей страны – "или Россия или Запад" именно в такой упрощенной парадигме. В реальности у нас огромные возможности для сотрудничества с Китаем, Индией, Бразилией, Японией – будущими лидерами в мире, от которых нашу элиту "отвлекают" навязыванием специально "зауженной" картиной мира.

Стратегические вопросы, на которые жизненно необходимо получить правильные и адекватные ответы для новой власти:

1. Какое место Украина занимала в проекте "СССР"?

2. Какое место Украина может занимать в проекте "Европа" (Евросоюз)?

3. Какое место Украина может занимать в проекте "Россия"?

4. Какое место Украина может занимать в проекте "США"?

5. Насколько сильно Украина сможет изменить положение, позиционирование в рамках этих проектов?

6. Нужна ли Украина сильная и конкурентоспособная в этих проектах?

7. Кто занимается проектом "Украина"?

8. Какие цели и задачи проекта "Украина", какие претензии и амбиции?

9. Какой вектор движения в будущее проекта "Украина"?

10. И, наконец, какое место будут занимать "Европа", "Россия", "Китай", "США", "Япония" и др. в проекте "Украина"?

Ответы на эти вопросы настраивают на адекватное восприятие реальности, которая изменилась и заставляют думать в правильном направлении.

На данном этапе, вызовы современности по отношению к нашей стране настолько серьезны, что существует реальная угроза государственности и суверенитету Украины.

"Украина для людей" или ''Книга счастья''

На сегодняшний день единственным документом от новой власти, направленным в будущее, является предвыборная программа Виктора Януковича "Украина для людей". Исходя из целей этой программы и предполагаемых результатов, ее можно назвать "книга счастья".

Анализируя программу "Украина для людей", то это, к сожалению, банальный набор популистских лозунгов и целей. Ни одного намека на механизм воплощения, "точек роста" экономики и способов наполнения бюджета страны для выполнения этих обещаний.

Если подойти с экспертной стороны к этому документу, который, кстати, висит на официальном сайте Президента Украины, то наверное и трех бюджетов Украины не хватит для оплаты всех социальных обещаний, изложенных в этой Программе. К слову, уже сегодня – 30 млрд. гривен дефицита бюджета в 2010 году и 100 млрд. долл. внешних долгов. Даже широко обсуждаемый Закон о социальных стандартах не содержит такого количества социальных выплат.

А ведь моделировалась ситуация и писалась программа Януковича не в космосе, а с учетом реальной экономической ситуации, во время кризиса. К сожалению, вирус социального популизма все-таки передался от предыдущей власти.

Если бы там было написано, что мы не знаем реальной экономической ситуации, а разберемся и сделаем всем хорошо – одно дело. Но в программе совсем конкретные цифры и даты.

Например, несколько цитат из программы:

• 50 млн. жителей Украины к 2020 году

• Каждый ребенок Украины будет ежемесячно получать от 250 до 500 гривен

• При рождении второго и третьего ребенка семья получит – от 50 тысяч до 100 тысяч гривен

• Все врачи, военнослужащие, работники культуры и милиционеры получат квартиры

• Финансирование медицины – 10% от ВВП

• Малому бизнесу – отмена налогов на 5 лет.

• Все военнослужащие первого года службы получат жилье

На основании этой программы была избрана новая власть. После создания коалиции в ВР и избрания Николая Азарова Премьер-Министром Украины уже ничего не мешает Партии Регионов, Президенту и Премьер-Министру выполнять свои предвыборные обещания, данные источнику власти – народу. Я даже не сомневаюсь, что Закон о бюджете, Программа Правительства и другие важные документы будут написаны в контексте программы Президента Януковича "Украины для людей". Соответственно, мы, должны увидеть в реальности какие-то результаты в этом направлении.

Если говорить о главенствующем положении Партии регионов в действующей коалиции, то на первый план выступают программные документы Партии регионов.

Это, например, "Стратегия экономического развития Украины", написанная в 2005 году, доступная на официальном сайте Партии регионов и проект Закона Украины "Про внесення змін до Конституції України" (май, 2005). На основании этих документов можно предположить, какие изменения будут внесены в существующее законодательство Украины.

Конституционные изменения и реформы, в идеале, должны исходить из целей и задач "проекта Украина". Законодательные и конституционные изменения – это просто юридическое оформление основных направлений развития государства на базе политического и стратегического консенсуса в обществе. Например, в программных документах Виктора Януковича и Партии регионов не описана логика желаемых конституционных изменений формы правления страны после политической реформы-2004.

В результате внесенных изменений в Конституцию Украины во время "Оранжевой революции" страна превратилась из президентско-парламентской в парламентско-президентскую, с "усеченными" полномочиями Президента. После этого различными политическими силами предлагались разные варианты конституционных изменений: от ликвидации поста Президента или выборов Президента в Парламенте до возвращения ситуации в Конституции и, соответственно, укрепления полномочий Президента.

Есть надежда, что новая власть учтет все ошибки предыдущего руководства страны, и начнет с "головы", т.е. с разработки миссии, целей и задач Украины, подойдет к стратегии развития страны с позиции парадигмы проекта. И мы увидим "проект Украина" с концепцией развития нации и культуры этой территории, приоритетами национальных интересов, эффективным позиционированием в мире, стратегическим планированием развития страны на базе инновационных моделей, "точками роста" и конкурентноспособной экономикой и структурированной средой обитания.

И все стратегические документы, исходящие от новой власти будут базироваться на адекватном восприятии реальности с просчитанными механизмами и стратегиями развития.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Українські війська на території Росії – що це означає?

6 серпня 2024 року українські регулярні війська ввійшли у Курську область російської федерації. Ця подія кардинально змінила сприйняття російсько-української війни, яка почалась у 2014 році і в 2022 році продовжилась з широкомасштабним вторгненням в Україну...

П'ять безпекових сценаріїв російської війни в Україні на 2024-2025 роки: наслідки та політичні рекомендації західним партнерам (GLOBSEC)

Вийшло важливе дослідження майбутніх сценаріїв цієї війни у #globsec Приймав участь в цьому дослідженні. Це дослідження організувала Юлія Осмоловська з командою GLOBSEС https://www...

VICTORY MATRIX OF UKRAINE 2023

Denys Bohush and the "8 owls" analytical group Ukraine, Kyiv, March 2023 Forecasting is still possible Looking into the future and predicting events and scenarios in our time is a very thankless business...

МАТРИЦЯ ПЕРЕМОГИ УКРАЇНИ 2023

Денис Богуш та аналітична група "8 сов" Україна, Київ, березень 2023 Прогнозування можливе Заглянути у майбутнє та прогнозувати події і сценарії в наш час, дуже невдячна справа...

Розмінування української території (слухання у Конгресі США)

130 000 кв. км української території на сьогодні забруднено вибуховими пристроями та заміновано. За даними Гельсінської комісії Конгресу США та українців, щоб її очистити, знадобиться понад 20+ років і понад 73 мільярди доларів...

ЩЕ РАЗ ПРО 9 КІЛЕЦЬ І ГАРЕМ ПУТІНА

Те, що росіян на цій війні називають орками, а росію – мордором, команда путіна вирішила зробити собі на користь. Так як у творі "Властелин колец" є єпізод, що утворилося Братство з дев'яти персонажів для боротьби зі злом, то вони вирішили це використати...