20 листопада 2009, 20:39

Книга об основаниях

Опубликована новая книга "Онтологизации"

18 ноября 2009 года опубликована вторая Интернет-книга автора "Онтологизации" на сайте автора и в библиотеке Мошкова. Она опубликована ровно через год после первой Интернет-книги "Теория виртуальности" на сайте автора и в библиотеке Мошкова.

Книга "Онтологизации" вмещает работы: "Об онтологии", "Онтология рефлексии, контрафлексии и контрарефлексии", "Онтология гендера", "Онтологизация взаимодействия культур", "Онтологизация цивилизации, культуры и духовности", "Онтологизация науки и выхода за ее пределы", "Онтологизирование телепатии", "Проблемное изложение инноваций Теории Виртуальности", которые объединены общим подходом и могут рассматриваться как единое произведение.

Традиционно онтологию рассматривают как учение о бытии. Однако поскольку осмысление бытия как предельных оснований требовало от разных мыслителей фундаментальных средств выражения этих оснований, то онтологией также стали называть любые фундаментальные основания и средства их выражения. В предлагаемой Интернет-книге делается попытка показать, что такое онтология как теория обо всех и всяческих основаниях.

Прежде всего, в работе "Об онтологии" рассматриваются проблемы установления и выражения онтологии. Несмотря на то, что онтология и онтологические проблемы сформулированы в философии, сама философия является всего лишь одной из метаонтологий – вместе с теологией, историей, методологией, психологией и виртуальностью.

В этой работе дается краткий свод наиболее существенных идей об онтологии, на основе чего формулируются онтоаксиологемы – ценностные подходы или стремления мыслителей в процессе поиска и смены онтологических оснований. Что предшествует поиску новых фундаментальных оснований, как происходит этот поиск, на что именно направлены усилия мыслителей в связи с новой онтологией, как происходит смена онтологий, каковы общие признаки смены онтологий, к чему это приводит – все это подробно излагается в данной работе.

В работе "Онтология рефлексии, контрафлексии и контрарефлексии" исследуется наиболее развитая на сегодня форма мыследеятельности – рефлексия: интерпозиционная, интерсубъективная, смысловая, онтологическая. В противопоставлении так различенным типам рефлексии делается обоснование новых форм мыследеятельности – контрафлексии и контрарефлексии, которые в отличие от рефлексии являются одномоментно сопоставленными и сравнимо отнормированными процессами.

В работе "Онтология гендера" предпринята попытка сформулировать основания различения половых и гендерных разграничений. Показаны онтосхемы, формальная и содержательная онтологизация принципиального различия традиционного имманентного и нетрадиционного концептуального подхода к полово-гендерным разграничениям. Также показана принципиальная ограниченность традиционного бинарного подхода к гендеру и перспективность тернарного подхода; обоснована двойная онтология гендера и сформулирована суть гендерного перехода.

В работе "Онтологизация взаимодействия культур" показано изменение традиционного подхода к культуре в известной в СМД-методологии схеме "трансляции культуры и воспроизводства деятельности". Культура никогда не является предоставленной самой себе – она всегда является в процессе взаимодействия, конкуренции и даже войны с другими культурами. Это означает, что процесс трансляции культуры и воспроизводства деятельности всегда взаимодействует с процессом трансляции иной культуры и воспроизводства иных (чужих) деятельностей. Таки образом, на ситуации взаимодействия разных культур показана более сложная схема "производства деятельности и взаимодействия культур".

Работа "Онтологизация цивилизации, культуры и духовности" посвящена самим животрепещущим проблемам, особенно в условиях нынешнего кризиса, – проблеме различия и соотношения культуры и цивилизации, проблеме развития и упадка цивилизаций, проблеме эффективности внутренней организации цивилизации с точки зрения ее долгосрочного существования (не сотни, а тысячи лет). В работе делается вывод о необходимости принципиально нового подхода (и новой теории) антропологии – кроме культурной антропологии, необходима также цивилизационная антропология с принципиально иными целями, средствами и подходами исследования.

В работе "Онтологизация науки и выхода за ее пределы" производится детальный анализ происхождения, современного состояния и перспектив науки с точки зрения онтологии науки. В работе дается критика традиционных попыток обоснования науки, показываются пределы науки и делаются прогнозы относительно невозможности развития науки в данных онтологических пределах.

Автор не предрекает конец науки, как это делают некоторые западные и российские ученые. Однако в работе делается весьма неутешительный вывод – наука будет жить еще очень долго, однако точно так же, как в свое время религия, она потеряет позицию интеллектуального лидерства. Позиция интеллектуального лидерства однажды и надолго перейдет к конструктивизму. И от того, как воспримет наука конструктивный подход – будет сопротивляться ему, как в свое время религия сопротивлялась науке, или примет его и попытается интегрироваться с ним, – зависит ее перспектива.

Работа "Онтологизирование телепатии" посвящена прямой коммуникации процесса мышления с другим мышлением (человеческим или искусственного разума (интеллекта)). В современном мире уже существуют технические устройства, которые управляются мысленно. При этом строить теорию телепатии считается ненужным из-за того, что это вроде как ненаучная проблема (удел эзотерических практик). Тем не менее, раз полным ходом идет технологическое освоение телепатических способов управления технологическими устройствами, то без соответствующей теории эффективно это сделать невозможно. В работе предпринимается попытка построить теорию телепатической коммуникации в так называемой процессной нормативной онтологии. В работе сформулированы проблемы телепатии и показана реализация различных телепатических барьеров. В работе также предпринята попытка различить типы реальностей, возникающих в процессе телепатической коммуникации.

В конце книги, в приложении, предлагается работа "Проблемное изложение инноваций Теории Виртуальности", которая написана к годовщине выхода Интернет-книги "Теория виртуальности" и в которой предпринимается попытка изложить те проблемы, которые могут быть решаемы при помощи данной теории.

Интернет-книга "Онтологизации" адресована студентам, находящимся в системе современного научного образования и преподавания академической философии, которые хотят получить новые теоретические представления. Она адресована философам, интересующимся теоретическими инновациями. Книга адресована теоретикам в любой области знаний, а также исследователям в любой междисциплинарной ситуации. Она адресована всем неспециалистам, интересующимся инновационными междисциплинарными подходами в философии и теоретической онтологии.

powered by lun.ua

ДЕЯКІ АСПЕКТИ ГРАНИЧНОГО МИСЛЕННЯ

В принципі такі тексти не повинні мати публічного характеру. Але тепер це вже не має особливого значення. Публічно про загрози для України Проблема світового протистояння США та Росії щодо "Україна в НАТО" не може бути вирішена політичним чи дипломатичним чином найближчим часом...

ІНАКШИЙ СВІТ

Як з'являється уявлення про інакше і як таким чином постає Інакший Світ – це принципове питання, щоб зрозуміти, що нас чекає у світі старому, який руйнується і вмирає на наших очах...

ПІСЛЯ НЕЗАЛЕЖНОСТІ

Сама можливість мислити є власне ознакою самості, яка відбулася, яка спроможна, яка поза катастрофою. Незалежність як катастрофа "Катастрофа" (καταστροφή) з грецької означає: κατα – проти; στροφή – поворот...

Є МИСЛЕННЯ – Є МОВА

Пустопорожні дискусії про мову ні до чого не ведуть, бо вони не виходять на сутнісний рівень. Це показало обговорення мого відео. Що таке взагалі мова? Яка у конкретної української мови перспектива і як довго проживе українська мова? Існує гіпотеза Сепіра-Уорфа, що не реальність нормує мову, а мова нормує реальність...

Тим, хто ще вірить в незалежність України

Цей день, 1 грудня, потрібно перейменувати в день нехтування вибором народу України. 16 липня 1990 року Верховною Радою УРСР була прийнята Декларація про державний суверенітет України...

ВИРВАТИСЯ З ЦИКЛІЧНОГО ЧАСУ

Життя в соціальному часі – мистецтво, яке має дуже мало спільного з досвідом, хіба що наш досвід постає з митарств по світу, і ми змогли пізнати різні соціальні часи, живучи різним часом в різних місцях з перевагою різного соціального часу...