26 січня 2010, 13:05

Электоральная арифметика и не только

Еще не утихли страсти по поводу итогов первого тура президентских выборов, а уже бушуют дискуссии относительно второго тура выборов. Политики, социологи, политологи и даже простые граждане с упоением считают проценты, делят голоса сторонников Тигипко, Яценюка, Ющенко и других участников первого тура между финалистами президентской гонки. В этой связи отмечу одно важное обстоятельство. Считать надо не абстрактные проценты, а физические голоса реальных избирателей, готовых принять участие во втором туре президентских выборов. И только после этого можно выводить процентные распределения.

В первом туре выборов приняли участие 24,6 млн. избирателей. Судя по данным социологов значительная часть избирателей, поддержавших в первом туре кандидатов, не вышедших в финал, не будет голосовать 7 февраля.

Таких будет не меньше 2 млн. Все разговоры о том, что часть избирателей, не голосовавших 17 января, придет на второй выборов и решит их исход, лишены смысла. Из этих избирателей могут проголосовать 7 февраля только те, кто не проголосовал 17 января из-за погодных условий или каких-то личных проблем. Таких избирателей не так уж и много.

Если человек не нашел для себя симпатичного кандидата в первом туре, то тем более он не будет голосовать за "меньшее зло" во втором туре.

По моим оценкам во втором туре выборов примут участие около 22 млн. украинских избирателей. Из них не менее 0,5 млн. проголосует против обоих кандидатов либо испортит свои бюллетени.

Следовательно, для победы на президентских выборах-2010 надо набрать не менее 11 млн. голосов.

Казалось бы, для Януковича эту задачу решить легче. К своему результату в первом туре он должен прибавить всего 2,5 млн. голосов.

Есть около 1 млн. голосов сторонников П.Симоненко и И.Богословской. Но даже среди избирателей лидера КПУ за В.Януковича готовы проголосовать по данным социологов (КМИС, Украинский ин-т социальных исследований им.А.Яременко) всего около 50%.

Среди избирателей С.Тигипко в пользу Януковича склоняется 35-40%, среди сторонников Литвина – 25-35%. Суммарно это около 2 млн. избирателей Близко к искомому результату. Но недостаточно. К тому же этих избирателей необходимо мобилизовать на голосование в свою поддержку.

Для Ю.Тимошенко задача во втором туре крайне сложная, но нельзя сказать, что абсолютно невыполнимая. Ей надо к своему результату в первом туре прибавить еще 5 млн. голосов.

А это значит, что за нее должны проголосовать не менее 3 млн. избирателей Яценюка, Ющенко, Тягнибока, Гриценко и Костенко (их общая численность около 3,7 млн. человек), и не менее 2 млн. избирателей Тигипко и Литвина (их общая численность около 3,8 млн.).

На момент первого тура за Ю.Тимошенко по данным социологов готовы были проголосовать 50-60% посторанжевых избирателей (еще 12-13% колебались) и 30-40% избирателей Литвина (колебались 10-14%). Этого для Тимошенко мало, поэтому ей нужен перелом в ходе избирательной кампании, поэтому ей крайне необходима публичная поддержка С.Тигипко.

Но Сергей Леонидович пока не дает публичной поддержки ни одному финалисту президентской гонки. И по логике не должен давать.

Но очень хочется стать Премьером, даже, несмотря на риски руководства правительством в условиях экономического кризиса и в "приймах" у Президента и чужой коалиции. Для внимательного наблюдателя это очень заметно.

Кто бы не победил на президентских выборах, разрыв будет не очень большим (не более 4-5% в случае победы Януковича, и не более 1,5-2% в случае победы Ю.Тимошенко). А это означает, что практически неминуем конфликт после второго тура выборов.

Отношения между конкурирующими лагерями накаляются. События вокруг комбината "Украина" лишний раз это подтверждают.

В этой связи очень показательно появление в Киеве Зурабова. Россия готова пойти на символические уступки в связи с вручением верительных грамот нового посла РФ в Украине Президенту Ющенко, лишь бы держать руку на пульсе событий после второго тура выборов.


Россия наверняка попытается выступить модератором в разрешении послевыборного кризиса в Украине. И не потому, что Кремль заинтересован сделать Президентом Януковича или Тимошенко.

Кремль не заинтересован в том, чтобы в случае кризиса затянулось президентство Ющенко.

P.S.

Меня уже не столько интересуют президентские выборы, сколько грядущие местные выборы и возможные досрочные выборы в Верховную Раду. С этими выборами связано продолжение и усиление тенденции на обновление украинской политики.

Всех, кто занимается подготовкой к местным выборам, приглашаю на семинар-практикум "Новые избирательные технологии на местных выборах 2010 года", который должен состояться 6 февраля в Киеве. Более подробная информация о семинаре и регистрация на сайте http://vfschool2010.iprofeet.com

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...