Дневник президентских выборов-2019 (11.02.2019 – 17.02.2019)
Седьмая неделя президентской избирательной кампании – экватор предвыборной гонки (если считать до 31 марта). Началась активная и горячая фаза электорального противостояния.
Президентская команда нанесла мощный удар по своему главному оппоненту – Юлии Тимошенко. Генпрокурор Юрий Луценко обвинил в организации убийства активистки Кати Гандзюк председателя Херсонского облсовета, бывшего руководителя областной организации "Батькивщины" Владислава Мангера. При этом, странным образом, не выдвинуто никаких обвинений губернатору области Андрею Гордееву, и его заместителю Евгению Рыщуку, которых активисты также подозревают в прямой причастности к организации убийства Кати Гандзюк. Однако А.Гордеев и Е.Рыщук принадлежат к президентской партии ("БПП-Солидарность"). Может поэтому их и не трогают? Пока что дело В.Мангера используют прежде всего для дискредитации Ю.Тимошенко и ее партии.
Генеральный прокурор Юрий Луценко на прошедшей неделе попытался нанести еще один удар по Ю.Тимошенко, направив в Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП) заявление о возможном преступлении лидера "Батькивщины" Юлии Тимошенко (подозрение в отмывании средств для оплаты ее лоббистов в США). Однако, Специализированная антикоррупционная прокуратура и Национальное антикоррупционное бюро заявили, что не планируют начинать расследование против лидера "Батькивщины" Юлии Тимошенко. САП и НАБУ не хотят "играть" в политику, как говорят источники в этих организациях.
Активизировались атаки и против другого фаворита президентских выборов – Владимира Зеленского. Комитет избирателей Украины призвал кандидата в президенты В.Зеленского оплатить из избирательного фонда трансляцию фильма "Слуга народа 3", потому что видит в показе этого фильма предвыборную агитацию в пользу кандидата. Сам Владимир Зеленский назвал шум вокруг фильма маркетингом и поблагодарил за рекламу.
Что настораживает, так это использование общественных организаций в атаках на отдельных кандидатов, как правило оппозиционных.
Президентская команда не только жестко атакует своих главных конкурентов, но и ведет самую масштабную кампанию. Член избирательного штаба Порошенко Руслан Князевич заявил 15 февраля, что за 7 дней избирательной кампании кандидата в президенты Петра Порошенко со счета избирательного фонда израсходовано 70 миллионов гривен, в среднем 10 млн грн ежедневно. Не удивительно, что рейтинги Президента Порошенко продолжают расти. Однако еще сильнее они растут у другого участника президентской гонки.
14 февраля Киевский международный институт социологии (КМИС) представил данные своего очередного опроса, проведенного с 31 января по 10 февраля (всего было опрошено 2007 респондентов, проживающих в 134 населенных пунктах всех регионов Украины, кроме АР Крым, по 3-х ступенчатой стохастической выборке с квотным отбором на последней ступени, репрезентативной для населения Украины старше 18 лет). Главной сенсацией, по данным этого опроса, вновь стал Владимир Зеленский. Его "блиц-криг" продолжается. Он вырвался в единоличные лидеры предвыборной гонки с рейтингом 16,4% от всех респондентов и 26,9% среди тех респондентов, которые будут участвовать в голосовании и определились в своем выборе. В. Зеленский лидирует в большинстве регионов страны. Только на западе страны и в Донбассе он занимает второе место. По сравнению с данными других социологических опросов, проведенных во второй половине января, В.Зеленский совершил очередной рейтинговый рывок (аж на 6-8%) и существенно оторвался от ближайших преследователей. Похоже, что возникла цепная реакция роста его электоральной популярности. Он продолжает консолидировать вокруг себя тех избирателей, которые критично относятся ко всем профессиональным политикам. По данным опроса КМИС, более половины сторонников В.Зеленского считают его "человеком вне действующей системы", "новым лицом" в политике. Добавил ему голосов и отказ С.Вакарчука от участия в президентских выборах. Весьма возможно, что В.Зеленский еще не достиг своего потолка. 38,8% респондентов, опрошенных КМИС, положительно относятся к В.Зеленскому. По этому показателю он в 2 раза опережает Юлию Тимошенко и в 2,5 раза – Петра Порошенко.
На второе место вышел Петр Порошенко с рейтингом 10,8% от всех респондентов и 17,7% среди тех респондентов, которые будут участвовать в голосовании и определились в своем выборе. По сравнению с сентябрьским (2018 г.) опросом КМИСа, П.Порошенко прибавил 4,3% (среди всех респондентов) и 5,8% среди тех, кто определился в своем выборе. Однако рост его рейтинга произошел преимущественно за счет западноукраинского (в два раза по сравнению с сентябрем 2018 г.) и центральноукраинского регионов. Этому помогли и томос, и массированная эффективная пропагандистская кампания. Но, судя по настроениям украинцев в середине февраля, у Президента П.Порошенко может появиться новый грозный противник – шокирующие платежки за отопление.
Совсем немного (в пределах статистической погрешности) Петру Порошенко уступает Юлия Тимошенко. За нее собираются проголосовать 9,6% от общего числа респондентов и 15,8% среди тех респондентов, которые будут участвовать в голосовании и определились в своем выборе. По сравнению с сентябрьским (2018 г.) опросом КМИС, президентский рейтинг Ю.Тимошенко от общего числа респондентов снизился всего на 1%, а среди определившихся избирателей – на 3,5%. Парадокс ее рейтинговой динамики состоит в том, что по сравнению с сентябрем 2018 г. она несколько прибавила в восточных и южных областях Украины, но существенно потеряла в западных и центральных регионах (как раз там, где резко прибавил Президент П.Порошенко). Однако Юлию Тимошенко не стоит сбрасывать со счетов. По данным КМИС, у нее несколько выше, чем у П.Порошенко, показатель позитивного восприятия респондентами (соответственно, 19,8% и 15,4%), и ниже антирейтинг – 25,2% (у Порошенко – 40,8%). По показателю "второго выбора" Ю.Тимошенко уступает только В.Зеленскому и опережает П.Порошенко. Весьма вероятно, что нас ожидает ожесточенная борьба за второе место в предвыборной гонке, соответственно, и за выход во второй тур президентских выборов.
Опрос КМИС подтвердил январскую тенденцию отрыва "Большой тройки" (В.Зеленский, П.Порошенко и Ю.Тимошенко) от остальных фаворитов. Шансы на выход во второй тур президентских выборов сохраняют только три главных лидера предвыборной гонки. Во второй тройке лидеров произошла небольшая перестановка. Олег Ляшко несколько опередил Анатолия Гриценко и вышел на пятое место. По сравнению с сентябрьским опросом КМИС О.Ляшко немного прибавил, а вот А.Гриценко потерял почти половину сторонников среди общего числа респондентов и больше 40% среди активных избирателей (тех, кто определился и будет голосовать). Рейтинг лидера "Гражданской позиции" просел по всем регионам страны, но особенно в центральных и западных областях (там, где существенно прибавил П.Порошенко). Это связано с тем, что в основе политической позиции А.Гриценко тот же самый воинствующий патриотизм, но в более бледной форме, чем у действующего Президента. Акцента на честность и оппозиционность, который делает в своей кампании А.Гриценко, оказалось недостаточно. В номинации "честный кандидат" его существенно опережает В.Зеленский (в восприятии простых избирателей), а в критике власти – другие оппозиционные кандидаты. К тому же у А.Гриценко очень однообразная агитационная кампания. У того же О.Ляшко, к примеру, она обращена к различным целевым группам. Лидер Радикальной партии к тому же отметился еще и громким противостоянием с и.о. министра здравоохранения У.Супрун.
Еще одна примечательная тенденция, зафиксированная февральским опросом КМИС, – неожиданный рост популярности экс-главы СБУ Игоря Смешко, который вошел в группу "твердых середняков", с рейтингами 1,4% от общего числа респондентов и 2,4% среди тех респондентов, которые будут участвовать в голосовании и определились в своем выборе. Он обошел не только Р.Кошулинского и А.Вилкула, но и А.Садового с А.Шевченко. Чем объяснить этот феномен? Можно предположить, что в его случае одновременно сработали несколько факторов: электоральный запрос на честного, сильного и умного силовика, и, одновременно, на "свежее лицо", на еще одну альтернативу профессиональным политикам. Это что-то среднее и объединяющее между мотивациями голосовать за А.Гриценко и В.Зеленского. Электоральный "скачок" И.Смешко, кстати, также внес свою лепту в снижение президентского рейтинга А.Гриценко.
Фавориты президентской гонки борются не только за симпатии украинских избирателей, но и за внимание зарубежных партнеров Украины. 16 февраля Юлия Тимошенко и Анатолий Гриценко выступили на "Украинском ланче", организованном Фондом Виктора Пинчука на полях Мюнхенской конференции по безопасности. Присутствовал на этом ланче еще один кандидат в президенты – Сергей Тарута. Ну а Петр Порошенко активно светился на Мюнхенской конференции в статусе Президента Украины.
Партнеры Украины в свою очередь также присматриваются к фаворитам президентских выборов в Украине. Пожалуй, наибольший их интерес сейчас вызывает феномен Владимира Зеленского. Для зарубежных наблюдателей он является загадкой и главной интригой предстоящих выборов.
Отмечу главный посыл зарубежных партнеров Украины, адресованный украинским властям и всем кандидатам на пост Президента Украины – обеспечить честные и демократичные выборы. Дай бог, чтобы к этому призыву прислушались.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.