Политические тенденции апреля 2019 г.
Апрель 2019 г. стал знаковым рубежом в развитии современной украинской политики, возможно даже переломным моментом. Закончился период президентства Петра Порошенко. Начинается новый политический этап. Будет ли это "эпоха Зеленского" или что-то другое, мы пока не знаем. Предварительный ответ на этот вопрос мы получим только в конце года после парламентских выборов. А сейчас начинается большой переходный период в трансформации украинской власти.
Завершение президентской избирательной кампании
21 апреля состоялся второй тур президентских выборов в Украине. Уже к вечеру этого дня, по данным экзит-поллов, страна и весь мир узнали имя победителя президентских выборов. Им стал Владимир Зеленский. Уже к вечеру 23 апреля Центральная избирательная комиссия обработала 100% электронных протоколов. По данным Центризбиркома Владимир Зеленский выиграл президентские выборы с результатом 73,22%. Официальные данные результатов президентских выборов в Украине были оглашены 30 апреля. Они подтвердили статистические показатели голосования, которые были зафиксированы еще 23 апреля.
Отмечу наиболее значимые тенденции завершающего этапа президентской избирательной кампании.
В соответствие с драматургией второго тура президентских выборов избирательная кампания стала предельно поляризованной, более нервной и жесткой. Но, несмотря на это, голосование во втором туре президентских выборов прошло достаточно спокойно, без серьезных нарушений. Уже на следующий день различные миссии международных наблюдателей признали, что президентские выборы-2019 были конкурентными, проводились с уважением к базовым свободам, состоялись без существенных нарушений. Спокойному и цивилизованному завершению президентских выборов-2019 в Украине способствовал тот факт, что Президент П.Порошенко позвонил В.Зеленскому и поздравил его с победой на выборах, причем дважды – сразу же после оглашения данных Национального экзит-полла вечером 21 апреля, и 30 апреля, когда Центральная избирательная комиссия представила официальные результаты выборов.
Неожиданной, но весьма позитивной и очень показательной тенденцией стало беспрецедентно быстрое поздравление победителя президентских выборов в Украине различными мировыми лидерами, в том числе и Президентом США Д.Трампом. Этому способствовало огромное преимущество В.Зеленского по данным экзит-поллов, что делало его победу абсолютно очевидной. Но также стала очевидной значимость ситуации в Украине для современной международной политики.
В качестве еще одной позитивной тенденции отмечу, что в этот раз оказались неэффективными различные негативные технологии, направленные на компрометацию одного из кандидатов. Штаб П.Порошенко пытался дискредитировать своего конкурента, и тем самым сбить его рейтинг, но безуспешно. Не сработала и ставка на раскручивание эмоции страха – перед Путиным, перед неопытным кандидатом. Все эти технологии ничего не смогли сделать с общественными настроениями – с пятидесятипроцентным антирейтингом Президента Порошенко, желанием абсолютного большинства украинцев сменить главу государства, их стремлением к радикальным политическим переменам.
Главной темой второго тура президентских выборов стала дискуссия о предвыборных дебатах финалистов предвыборной гонки. Команда П.Порошенко сделала едва ли не главную ставку на предвыборные дебаты, надеясь показать неоспоримое преимущество действующего Президента Украины над неопытным кандидатом. Однако, команде В.Зеленского удалось перехватить инициативу в этой дискуссии, навязав "дебаты о дебатах" в форме видеообращений, и добиться выгодного для своего кандидата формата дебатов – на стадионе. Как оказалось, и в тактике дебатов на стадионе, которые превратились в эмоциональную дуэль взаимных обвинений, команда В.Зеленского переиграла своих оппонентов. При всей своей неоднозначности дебаты на стадионе стали еще одним отечественным "ноу-хау", которое Украина привнесла в современную мировую политику.
Негативной и настораживающей тенденцией второго тура президентских выборов стал зашкаливающий градус нетерпимости и конфликтности, проявившийся в социальных сетях, особенно в лагере сторонников одного из кандидатов. К великому сожалению, социальные сети выступили в роли генератора эмоциональной агрессии. И этот политико-психологический раскол, похоже, сохраняется и после выборов. Проигравшее на выборах меньшинство демонстрирует воинствующую нетерпимость к тем, кто не разделяет их политическую позицию. Очевидно, что нам всем и, особенно, "агрессивному меньшинству" необходима психологическая "реабилитация" после прошедших выборов.
Отмечу и сугубо электоральные тенденции президентских выборов-2019, сделавшие их самыми необычными в политической истории нашей страны. Владимир Зеленский получил рекордный процент голосов среди всех победителей президентских выборов в Украине – 73,22%. Петр Порошенко показал самый низкий результат среди кандидатов, проигравших во втором туре президентских выборов – 24,45%. Соответственно, рекордным оказался и разрыв между победителем и проигравшим во втором туре президентских выборов – 48,77%. Рекордом стало и то, что Владимир Зеленский победил во всех регионах страны, за исключением Львовской области. Специфической особенностью этих выборов стало то, что в ходе кампании резко поменялся лидер рейтинговой гонки. За три месяца до голосования лидировала с заметным преимуществом Юлия Тимошенко, которая в итоге осталась лишь третьей. Такой резкой смены лидера избирательной кампании не было ни на одних предыдущих президентских выборах в Украине. Президентские выборы 2019 г. отличались от предыдущих общенациональных выборов в Украине и существенным снижением активности избирателей в западноукраинских областях, скорее всего, за счет трудовой эмиграции из этих регионов. В итоге произошло относительное выравнивание электоральной активности жителей различных регионов страны.
Но самая сенсационная особенность президентских выборов-2019 – впервые их победителем стал человек, который до этого никогда не занимался политикой. Украина вновь удивила Европу, и, пожалуй, весь мир. Страна, в которой за последние 15 лет произошло две революции, приведших к смене власти, совершила еще одну революцию – электоральную, избрав столь необычного Президента.
Трехлетие премьерства Владимира Гройсмана
14 апреля исполнилось три года пребывания В.Гройсмана на посту Премьер-министра Украины. По длительности пребывания на этой должности Владимир Борисович вышел на второе место в истории независимой Украины. В нашей политической системе это уже само по себе большое политическое достижение.
В целом положительно можно оценить и результаты деятельности Владимира Гройсмана на посту главы Кабинета министров Украины. За эти три года отечественная экономика вышла из глубокого кризиса и демонстрирует устойчивые темпы роста (около 2,5-3%). При этом удалось в несколько раз уменьшить уровень инфляции (по сравнению с 2015 г.). Конечно, для того чтобы успешно противостоять российской агрессии и догонять ушедших вперед западных соседей, необходимы темпы экономического роста как минимум в два раза выше. Но пока приходится решать другие, "горящие" вопросы, в том числе и обеспечение финансовой стабильности в условиях пиковых выплат по внешнему долгу. И с этой задачей правительство В.Гройсмана также справляется. Особо гордится Владимир Борисович тем, что его правительство инициировало три большие реформы (медицинскую, образовательную и пенсионную). Отношение к этим реформам неоднозначное. Но Владимиру Гройсману явно нравится заниматься реформами, и он очень дорожит имиджем "премьера-реформатора". Еще одним предметом гордости В.Гройсмана является существенный рост социальных показателей за время его премьерства: средняя пенсия выросла в 1,7 раза, средняя зарплата – в 2 раза, а минимальная заработная плата – в 3 раза. Однако и критики в адрес действующего Премьер-министра хватает с лихвой, главным образом за повышение цены на газ и коммунальных тарифов, что было связано с требованиями МВФ, в процессе возобновления сотрудничества с этой организацией.
За эти 3 года В.Гройсман стал достаточно самостоятельной политической фигурой. Это неоднократно вызывало недовольство ближайшего окружения Президента П.Порошенко и ревность самого главы государства. Тем не менее, на президентских выборах-2019 Владимир Гройсман публично поддержал Петра Порошенко. Однако сразу после завершения выборов главы государства В.Гройсман заявил, что пойдет на парламентские выборы во главе своей партии. Это закономерное развитие его политической карьеры, окончательное оформление самостоятельной политической роли.
Дилемма цены на газ
В середине апреля опять возникло противостояние между Премьер-министром В.Гройсманом и руководством НАК "Нафтогаз Украины". На этот раз предметом острой дискуссии стал вопрос о повышении цены на газ. Руководство госкомпании заявило о целесообразности очередного повышения цены на газ. Парадокс ситуации заключался в том, что в начале апреля и правительство и правление НАК "Нафтогаз Украины" сошлись на необходимости некоторого снижения цены на газ для населения в связи с общемировой тенденцией снижения цены на газ для промышленности, что и было закреплено постановлением Кабинета министров Украины от 3 апреля.
Очередное проявление своеволия и корпоративного эгоизма руководства НАК "Нафтогаз Украины" вызвало резко критичную реакцию Премьер-министра В.Гройсмана. Кабмин пригрозил главе правления "Нафтогаз Украины" А.Коболеву отставкой в случае невыполнения постановления правительства. В итоге А.Коболев вынужден был уступить, и выполнить постановление правительства о снижении цены на газ для населения в мае на 300 грн.
Но сама эта ситуация вновь проявила дилемму цены на газ для украинской политики, особенно в предвыборный период. В очередной раз стали очевидными противоречия между корпоративными и общегосударственными интересами. Руководство НАК в первую очередь заботилось о прибыли для компании, а правительство исходило из необходимости обеспечения социальной стабильности, а заодно принимало во внимание и собственные политические интересы в контексте приближающихся парламентских выборов. С другой стороны, правительство и в целом руководство страны (кто бы ни был в этой роли) вынуждено обеспечивать баланс между экономической целесообразностью (соответствием цены на газ рыночной конъюнктуре) и обеспечением социально-политической стабильности, тогда как некоторые оппозиционные силы в предвыборный период акцентировали внимание на необходимости снижения цены на газ в несколько раз. Но самое драматичное проявление этой дилеммы заключается в том, что продолжение сотрудничества с МВФ связано с очередным повышением цены на газ, тогда как интересы обеспечения социальной и политической стабильности в стране требуют прямо противоположного. И теперь эта дилемма со всей своей остротой возникает перед новым Президентом Украины. По данным апрельского опроса КМИС, 39% украинцев ждут от нового президента страны снижения коммунальных тарифов, хотя это и не относится к полномочиям главы государства.
Завершение парламентской эпопеи с языковым законом
25 апреля народные депутаты наконец-то приняли закон" Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", который начали рассматривать во втором чтении еще 28 февраля. За это решение проголосовали 278 парламентариев. В первом чтении соответствующий законопроект был принят еще 4 октября 2018 года. Однако затем к этому законопроекту было предложено более 2 тысяч поправок, что и обусловило столь долгое его рассмотрение.
Завершение парламентского "марафона" с этим законом не означает, что завершилась его политическая и правовая эпопея. Этот закон вызвал бурные дискуссии, что традиционно для языкового вопроса в нашей стране, и прямо противоположные оценки. У нового языкового закона немало критиков внутри Украины, что может спровоцировать, в частности, оспаривание отдельных его норм в Конституционном суде, и попытки законодательного смягчения некоторых его положений, скорее всего, уже в новом составе Верховной Рады. Надо также учитывать, что наши европейские партнеры по-прежнему настаивают на экспертизе этого закона в Венецианской комиссии Совета Европы. Так что, окончательная точка в судьбе этого закона еще не поставлена.
Начало переходного периода в системе украинской власти
Завершение президентских выборов, избрание нового главы украинского государства обусловило начало переходного периода в системе украинской власти. Малый переходный период формально завершится инаугурацией нового Президента Украины, хотя де-факто его окончание должно быть связано с формированием нового руководства Администрации Президента Украины, обновленного корпуса глав областных госадминистраций, и с утверждением в парламенте креатур нового главы государства на посты министра иностранных дел и министра обороны, Генерального прокурора и председателя Службы безопасности Украины (смена руководителя Нацбанка пока представляется маловероятной). А вот большой переходный период в системе украинской власти завершится только после парламентских выборов и формирования новой коалиции парламентского большинства и нового состава Кабинета министров Украины. И вот только тогда – к концу 2019 г. – мы поймем, какой будет конфигурация новой украинской власти.
Ощущение, что власть в стране поменяется, появилось еще до второго тура президентских выборов. И это повлияло на поведение некоторых чиновников и даже некоторых государственных институтов. Глава Одесской облгосадминистрации М.Степанов отказался уходить с должности, когда Президент П.Порошенко попытался его уволить. В итоге М.Степанова все-таки уволили. Но сам этот демарш был очень показателен. Стало очевидным, что Президента уже не боятся, его считают "уходящей натурой". Уже после второго тура президентских выборов сразу несколько руководителей облгосадминистраций подали в отставку, что стало проявлением переходных процессов в системе власти на местном уровне.
Косвенным проявлением начала переходного периода в системе украинской власти стала череда странных судебных вердиктов (о чем пойдет речь ниже) и решений некоторых государственных органов. В условиях, когда действующий глава государства уходит, а новый еще не пришел, некоторые государственные институты и их уполномоченные представители стали принимать весьма сомнительные и подозрительные решения, действуя по принципу – "гуляйте воши, завтра – баня!".
Но самыми очевидными индикаторами переходных процессов в украинской власти стали дискуссия о возможности досрочных парламентских выборов и начало тактической игры вокруг даты инаугурации нового Президента Украины. Информация о возможности досрочных парламентских выборов после избрания нового Президента Украины появилась в середине апреля. Сообщалось, что у победителя президентских выборов будут формальные основания прекратить полномочия Верховной Рады сразу после принятия присяги, если он будет опираться на решение Окружного административного суда Киева, который потребовал от Верховной Рады подтвердить информацию о наличии коалиции парламентского большинства и ее персональном составе по состоянию на 28 февраля 2019 года. Поскольку такая информация не была предоставлена, новый Президент может заявить, что в парламенте отсутствует коалиция большинства, и новая коалиция не была создана в течение одного месяца, как предусматривает Конституция Украины. Но распустить Верховную Раду и назначить досрочные парламентские выборы новый Президент может только до 27 мая, так как за полгода до окончания полномочий Верховной Рады распускать парламент нельзя.
Владимир Зеленский и отдельные представители его команды намекнули, что ими рассматривается вариант с досрочными парламентскими выборами, но окончательное решение еще не принято. Действительно, для нового Президента сценарий досрочных парламентских выборов выглядит привлекательно. В нынешней Верховной Раде у них относительно немного сторонников, и есть риск, что парламент может не утвердить кадровые инициативы нового главы государства и заблокировать его первые законопроекты. К тому же в случае досрочных парламентских выборов партия В.Зеленского "Слуга народа" может стать их победителем (судя по нынешним рейтингам) и сформировать вокруг себя парламентское большинство. А вот при очередных парламентских выборах, которые должны состояться в конце октября 2019 г., рейтинги партии нового Президента наверняка станут ниже, так как начнется процесс "охлаждения" популярности новоизбранного главы государства. Но в реализации сценария досрочных парламентских выборов есть и огромные риски. Если большинство парламентариев и, особенно, правительство не согласятся с роспуском парламента, то возникнет политический кризис. В 2007 г. такой кризис продолжался три месяца и выйти из него удалось только путем компромисса. В 2008 г. правительство Ю.Тимошенко в течение недели заблокировало указ Президента В.Ющенко о роспуске Верховной Рады, и тогдашний глава государства вынужден был отступить. Идти на конфликтный роспуск парламента, не имея своего Генпрокурора и своего руководителя СБУ, также было бы слишком рискованно. И если новый Президент проиграет в этом противостоянии, то его оппоненты перестанут с ним считаться и начнут последовательно ограничивать его власть.
Тем не менее, в Верховной Раде опасаются роспуска парламента, и сразу же после президентских выборов напомнили новому главе государства, что вопрос о дате инаугурации нового Президента решают парламентарии. Заодно новому главе государства пригрозили и ограничением его полномочий, и утверждением процедуры импичмента. Соответствующие законопроекты уже находятся на рассмотрении Верховной Рады.
Кульминацию этой тактической борьбы мы увидим в середине мая, когда во время пленарной недели в работе парламента будет решаться вопрос о дате инаугурации нового главы государства. И для команды новоизбранного Президента это будет первое серьезное испытание в борьбе за реальную власть не на выборах, а в лабиринтах украинской политики.
Новый стиль нового Президента Украины
Ближайшие годы в Украине будет не просто новый, а очень необычный Президент, самый необычный и за все годы существования независимого украинского государства, и, пожалуй, самый необычный глава государства в современной Европе. Человек, который до президентских выборов-2019 никогда не занимался политикой, возглавил большое и весьма проблемное европейское государство. Каким он будет Президентом, мы пока не знаем. Он только начинает формировать свой политический стиль. И сейчас он находится в очень специфическом статусе – он избран на должность Президента Украины, но пока еще не вступил в свои полномочия. В США для обозначения такого статуса используют специальный термин – Президент-элект (President-elect). От него уже ждут неких реальных действий, но пока он не имеет реальных рычагов власти.
Уже в статусе Президента-электа В.Зеленский стал проявлять свою необычность. Прежде всего, это новый коммуникационный стиль – почти ежедневные посты, в том числе и видеообращения, в социальных сетях, особенно в Фейсбуке. При этом стилистика этих обращений не пафосно-политическая, а, скорее, доверительная, личностная. Особого внимания заслуживает полемика В.Зеленского с Президентом РФ В.Путиным. Украинский президент-элект не просто резко отреагировал на решение российского лидера о об упрощении процедуры предоставления российского гражданства жителям сепаратистских республик на Донбассе, он сделал это в своей специфичной саркастической манере, с элементами троллинга, присущего социальным сетям. И ему удалось спровоцировать Владимира Путина на ответную реакцию. Чем-то эта заочная дискуссия напоминает "дебаты о дебатах" между Зеленским и Порошенко во втором туре президентских выборов. И вот теперь украинский президент-элект в такой же манере навязывает российскому визави свой формат и свою стилистику заочного общения. Это своего рода "разведка боем" перед предстоящими в будущем переговорами.
Еще одним необычным ходом Владимира Зеленского стало объявление конкурса на должность пресс-секретаря нового Президента Украины. В общем-то, конкурсные процедуры в последние годы активно используются в Украине и при назначении на различные государственные должности и при формировании дипломатического корпуса. Но впервые таким образом идет набор на должности в ближайшем окружении главы государства. В команде Президента-электа очень много вакантных мест и решение заполнить хотя бы часть свободных кадровых позиций путем открытого публичного конкурса выглядит очень нестандартно и демократично. Это не просто демонстрация открытости, это новый стиль кадровой селекции, способ запуска новых карьерных лифтов, разрушающий традиционные каноны патрон-клиентелистской политики.
Судя по первым заявлениям и действиям нового Президента, он и его команда сочетают наивно-романтические подходы к политике с некоей бесшабашностью, стремлением игнорировать традиционные политические каноны. Что из этого выйдет, пока сложно сказать. Такой политический стиль чреват как огромными рисками "набить шишки" и даже "сломать шею", так и потенциалом для начала кардинальных изменений в украинской политике.
Подготовка П.Порошенко к переходу в новый статус
А вот статус уходящего Президента, каким с 21 апреля стал Петр Порошенко, в американской политической традиции определяется как "хромая утка". До инаугурации нового Президента он еще формально-церемониально выполняет функции главы государства, но уже готовится к сдаче власти.
Президент П.Порошенко в статусе "хромой утки" проявляет себя столь же необычно, как и Президент-элект В.Зеленский. Когда уходили с должности Президента Украины Л.Кучма и В.Ющенко, то они активно раздавали награды и почетные звания своим приближенным, а заодно договаривались со своим преемником о своем "пенсионном" статусе (и в прямом и в переносном смысле). Петр Порошенко повел себя во многом иначе. С одной стороны, он проявляет определенную конструктивность по отношению к Президенту-электу, говорит о готовности помочь ему на первых порах. А с другой стороны, он продолжает активную политическую деятельность и заявляет о намерении перейти в жесткую оппозицию и вернуться на Банковую уже через год. Не снижают своей активности и сторонники П.Порошенко. Они провели шумную кампанию под слоганом "Дякую!" (Спасибо!) в адрес уходящего Президента. Многие наблюдатели весьма иронично восприняли эту пиар- кампанию как "празднование поражения". Но мне представляется, что в этой акции есть и положительный момент, она может стать началом доброй традиции цивилизованной демократической политики – выражения благодарности в адрес уходящего Президента.
Пока что заявления и действия Петра Порошенко свидетельствуют о том, что он, уходя с поста главы государства, не собирается уходить из политики. Напротив, не успев закончить одну избирательную кампанию (президентскую), он явно начинает новую (парламентскую). Подтверждением этого стали и его встреча со своей парламентской фракцией, и митинговое общение с преданными сторонниками, и пафосная поездка во Львов, который стал базовым электоральным регионом для Петра Алексеевича.
Не все так просто и с гарантиями и "пенсионным статусом" для уходящего Президента. Критики Петра Порошенко уже обратили внимание на специфические решения Антимонопольного комитета, который в последнее время принял специфические решения в интересах бизнес-структур, связанных с Р.Ахметовым и В.Медведчуком. Может быть, это благодарность уходящего Президента неформальным бизнес-партнерам, как считают оппоненты Петра Алексеевича, а, возможно, и проявление уже упомянутого переходного периода в украинской власти, когда некоторые государственные институты и их уполномоченные представители начинают действовать бесконтрольно и весьма сомнительным образом. Может стать актуальным и вопрос о гарантиях безопасности для уходящего Президента. Некоторых людей из его ближайшего окружения правоохранительные органы уже вызывают на допросы по различным делам, связанным с подозрениями в коррупции.
Так что, каким будет статус Петра Порошенко после его ухода с должности Президента Украины, мы пока не знаем. Сценарии его дальнейшей судьбы могут быть самыми разными.
Начало новой "большой игры" Юлии Тимошенко
В апреле неожиданно напомнила о себе Юлия Тимошенко, "бронзовый призер" президентской гонки. Правда, вначале вспомнили о ней сами финалисты президентских выборов: Владимир Зеленский предложил Юлии Тимошенко стать арбитром в предвыборных дебатах, а Петр Порошенко увидел в этом неуважение к Юлии Владимировне. А затем уже и сама Ю.Тимошенко вмешалась в дискуссию между В.Зеленским и П.Порошенко, раскритиковав обоих и за эпопею со сдачей анализов, и за принижение статуса Президента Украины. Стало очевидным, что лидер "Батькивщины" остается в большой политической игре. Более того, она явно начинает новую большую "игру", целью которой является получение должности Премьер-министра.
Сразу после президентских выборов поползли слухи о том, что Юлия Владимировна может стать Премьер-министром при Президенте Владимире Зеленском. Возможно, эти слухи распускали недруги Ю.Тимошенко и В.Зеленского, с целью их рассорить. Надо учитывать, что кандидатуру Премьер-министра в парламентско-президентской республике предлагает не Президент, а коалиция парламентского большинства. В нынешнем составе парламента поменять коалицию парламентского большинства практически невозможно. Поэтому Премьер-министром останется В.Гройсман до момента создания нового правительства новой парламентской коалицией, сформированной уже после выборов в Верховную Раду Украины. Судя по данным социологов, партия "Батькивщина" является одним из фаворитов предстоящих парламентских выборов. Соответственно и Юлия Тимошенко будет одним из главных претендентов на пост Премьер-министра после парламентских выборов, учитывая ее богатый опыт работы на этой должности, в том числе в кризисных условиях, и умение договариваться с потенциальными партнерами. В этой связи стоит обратить внимание на то, что по отношению к новому Президенту она занимает достаточно конструктивную позицию. Главным объектом критики Юлии Тимошенко, в условиях ухода П.Порошенко с должности Президента Украины, становится правительство В.Гройсмана. И косвенно это также подтверждает предположение, что новой политической целью Ю.Тимошенко становится пост Премьер-министра.
Тенденции в сфере судебной системы
В апреле украинские суды, особенно один из них – Окружной административный суд г. Киева (ОАСК) – удивили чередой странных и даже подозрительных решений. Самым резонансным стало решение ОАСК об удовлетворении иска Игоря Коломойского к Национальному банку и Кабинету Министров о признании недействительной национализации Приватбанка. Это решение вызвало настоящую политическую бурю и прямо противоположные интерпретации – от коррупционной до политической подоплеки мотивации данного решения. Однако мало кто воспринял этот вердикт как справедливый судебный приговор.
Но если бы это было единственное сомнительное решение данного суда. Только во второй половине апреля этот суд успел остановить применение законодательного решения о переименовании Украинской православной церкви Московского патриархата и конкурс о назначении руководителя Таможни, а также проведение конкурса на избрание судьи Европейского суда по правам человека от Украины, запретил еще действующему Президенту назначать членов Высшего совета правосудия. Ну и как вишенка на торте – призыв судей ОАСК к импичменту уже уходящего Президента П.Порошенко, и публичные заявления главы этого суда Павла Вовка о допустимой дате роспуска парламента. Стоит напомнить, что у судей нет полномочий для такого рода заявлений. Даже судьи Конституционного суда не могут делать публичных политических заявлений, они могут выносить только коллегиальные решения, формулируя по соответствующей процедуре и свое частное мнение по рассматриваемым вопросам. Но, похоже, у судей ОАСК возникла мания величия, и они возомнили себя верховной властью в стране.
Странные решения принимали в апреле и другие украинские суды. Среди таких решений – отмена ликвидации банка "Крещатик", что приостановило выплаты вкладчикам (решение Шестого апелляционного административного суда); несколько решений в пользу И.Коломойского по делам, связанным с Приватбанком (ОАСК, Печерский районный суд, Шестой апелляционный административный суд), и ряд других неоднозначных решений.
Сомнительные решения украинских судов в апреле, скорее всего, стали следствием переходного периода в украинской власти. Но они также продемонстрировали, что настоящей судебной реформы в Украине так и не произошло. Украинские суды остаются податливыми для политических и коррупционных воздействий, и для влияния различных "крестных отцов", расставлявших судей на должности со времен Л.Кучмы до президентства П.Порошенко. Поэтому новому Президенту Украины стоит прислушаться к предложениям общественных активистов и экспертов о перезапуске реформы судебной системы в Украине.
Но отмечу и одну позитивную тенденцию в сфере судебной системы Украины. 11 апреля Президент Петр Порошенко назначил судей Высшего антикоррупционного суда Украины (ВАСУ) – и 38 судей уже приняли присягу. Теперь не позднее чем через 30 календарных дней со дня этого назначения должно быть созвано собрание судей для определения дня начала работы ВАСУ, решения организационных вопросов и избрания следственных судей.
Смена Президента Украины не меняет российской политики по отношению к Украине
Апрель 2019 г. стал знаковым и для украино-российских отношений.
Во-первых, с 1 апреля 2019 г. утратил силу (окончательно прекратил свое действие) так называемый Большой договор между Украиной и Россией (Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, подписанный еще 31 мая 1997 г.). Де-факто он утратил свое значение еще в 2014 г. после аннексии Крыма Россией и начала войны на Донбассе. Но юридически процесс прекращения действия этого договора завершился 1 апреля 2019 г.
Во-вторых, к концу апреля стало очевидным, что смена Президента Украины не меняет российской политики по отношению к Украине. Практика силового давления и грубого нарушения суверенитета страны-соседа остается главным инструментом России по отношению к Украине. За несколько дней до завершения президентских выборов в Украине (18 апреля) Россия ввела очередные экономические санкции против Украины – эмбарго на поставки российских нефтепродуктов и угля в Украину. А сразу после президентских выборов в Украине (24 апреля) Президент РФ В.Путин подписал указ об упрощении процедуры предоставления российского гражданства жителям сепаратистских республик на Донбассе (так называемых ДНР и ЛНР), что стало вызовом уже для нового Президента Украины.
Усиление российского протектората над сепаратистскими псевдо-республиками на Донбассе
Упрощение процедуры предоставления российского гражданства жителям ОРДЛО (Отдельных районов Донецкой и Луганской областей) стало главным политическим событием в конфликтном регионе в апреле 2019 г. По сути, это означает закрепление российского протектората над сепаратистскими псевдо-республиками на Донбассе. Косвенно это подтверждает и факт российской оккупации этих территорий. Выдача российских паспортов жителям ОРДЛО решает для России целый ряд функциональных задач – легализация использования российских наемников и военнослужащих в боевых действиях на территории ОРДЛО; создание потенциального повода для прямого использования Вооруженных Сил РФ для защиты "российских граждан" в ОРДЛО; использование жителей ОРДЛО в качестве рабочей силы на территории России; упрощение административного и политического контроля России над сепаратистскими квази-государствами на Донбассе. Одновременно это и подачка тем жителям ОРДЛО, которые с 2014 г. активно выступают за присоединение этих регионов к России. В.Путин не хочет включать в состав РФ сепаратистские псевдо-республики. Взамен он дает возможность получения российского гражданства для части жителей ОРДЛО.
Поскольку звучат призывы к руководству Украины "немедленно принять меры" в ответ на российскую паспортизацию жителей ОРДЛО, надо понимать, что украинские власти не могут заблокировать этот процесс и повлиять на него напрямую. Но что возможно сделать, так это создать базу данных жителей ОРДЛО, получивших российские паспорта. Эти данные можно использовать для недопущения получения украинских социальных выплат этими людьми. Такая информация может быть полезной и в минском переговорном процессе. Наличие российских паспортов у верхушки так называемых ДНР и ЛНР будет подрывать главные переговорные тезисы России о "внутриукраинском конфликте", и необходимости "прямых переговоров Киева с Донецком и Луганском". При определении условий местных выборов в ОРДЛО необходимо жестко настаивать на том, что в таких выборах не могут принимать участие граждане РФ.
Главным политическим последствием российской паспортизации жителей ОРДЛО является резкое снижение вероятности реализации Минских соглашений, самой возможности компромиссной реинтеграции Донбасса. Таким образом Кремль фактически замораживает политический раскол Донбасса.
Военная ситуация на Донбассе в апреле оставалась неизменной (по сравнению с предыдущими месяцами). Число погибших и раненых среди украинских военнослужащих даже несколько возросло по сравнению с мартом. Была попытка достичь очередного, пасхального, перемирия, но она оказалась безуспешной.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.