Дневник парламентских выборов-2019 (старт внеочередных выборов в Верховную Раду Украины)
Возобновляю дневник избирательной кампании, на этот раз – парламентских выборов-2019. Планировал сделать это в конце июля – начале августа, когда должны были стартовать очередные парламентские выборы. Но события стали развиваться гораздо стремительнее.
20 мая в своей инаугурационной речи новый Президент Украины Владимир Зеленский заявил о роспуске Верховной Рады. 21 мая он провел соответствующие консультации с руководством парламента и лидерами парламентских фракций и депутатских групп. В этот же день был издан указ Президента Украины о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины 8-го созыва и назначении внеочередных парламентских выборов на 21 июля. 23 июля этот указ был опубликован в "Урядовом курьере", что означало вступление его в силу. С 24 мая официально началась избирательная кампания по внеочередным выборам Верховной Рады Украины.
Почему Президент В.Зеленский сразу же пошел на внеочередные парламентские выборы? В общем-то это очень логичный шаг с его стороны. Первые три месяца после президентских выборов и начала деятельности нового главы государства наблюдается так называемый "медовый месяц" в отношениях между новым Президентом и большинством граждан страны. Это период наивысшего уровня поддержки деятельности нового руководителя страны. Его рейтинги могут даже возрасти, особенно в случае эффектных и популярных действий в начале президентства. Социологические опросы, проведенные в середине мая, подтвердили эту закономерность в отношении В.Зеленского. За его партию в середине мая были готовы проголосовать около 40% активных избирателей. Это выше рейтинга Владимира Зеленского в первом туре президентских выборов. В случае уверенной победы партии "Слуга народа" на парламентских выборах, именно политическая сила нового Президента будет формировать новую коалицию парламентского большинства, и тогда В.Зеленский получит относительный контроль и над парламентом и над правительством.
К тому же стало очевидно, что с нынешней Верховной Радой отношения у него не очень складываются. Это стало дополнительным мотивом для роспуска парламента новым Президентом Украины.
Но поскольку решение о досрочном прекращении полномочий парламента ожидалось, его противники не дремали и предприняли действия, которые должны были юридически заблокировать намерение нового главы украинского государства распустить Верховную Раду. 17 мая фракция "Народного фронта" вышла из состава парламентской коалиции. Председатель парламента А.Парубий сразу же огласил о прекращении деятельности коалиции парламентского большинства. По Конституции Украины на создание новой парламентской коалиции дается один месяц. Только если в течение этого срока в Верховной Раде не создана новая коалиция, Президент Украины может распустить парламент и назначить досрочные выборы. Однако полномочия Верховной Рады не могут быть досрочно прекращены в последние полгода ее полномочий. По самым смелым экспертным оценкам, полномочия нынешнего состава украинского парламента должны закончиться не позже 16 декабря 2019 г. Соответственно и распустить Верховную Раду Президент Украины может не позже 16 июня. А до 17 июня еще можно создавать новую парламентскую коалицию. Казалось бы, "Народный фронт" своими действиями наглухо заблокировал возможность роспуска парламента.
Однако Президент В.Зеленский не стал играть в казуистические игры с толкованием Конституции Украины. Он разрубил "гордиев узел" коалиционной проблемы своим указом о роспуске парламента. В тексте указа он ссылается на статьи Конституции Украины, в которых говорится о праве Президента Украины на роспуск парламента в случае отсутствия парламентской коалиции. Никакой дополнительной аргументации относительно времени прекращения существования парламентской коалиции в указе Президента Украины не давалось. Публично представители нового Президента Украины заявляют о том, что коалиции в нынешней Верховной Раде не существует с 2016 г.
Не удивительно, что противники досрочных парламентских выборов решили оспорить указ Президента В.Зеленского о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины. 62 народных депутата обратились в Конституционный Суд Украины с просьбой проверить, соответствует ли Конституции указ президента Владимира Зеленского о роспуске Верховной Рады. Авторы представления просят признать его неотложным и рассмотреть его в месячный срок. Среди подписавшихся под представлением – представители фракций "Народного фронта", Радикальной партии, Блока Петра Порошенко, внефракционные народные депутаты.
Пока сложно сказать, отреагирует ли Конституционный Суд на обращение депутатов уже в ближайшее время, и вообще каким будет его решение. Авторы обращения могут делать ставку не только и не столько на то, чтобы заблокировать досрочные парламентские выборы (очередные парламентские выборы должны состояться всего через 5 месяцев), сколько на то, чтобы признать действия нового Президента антиконституционными. В будущем это может пригодиться политическим оппонентам Президента В.Зеленского для его дискредитации, и даже, при возможности, для инициирования процедуры его импичмента.
Противники досрочных парламентских выборов обращаются не только в Конституционный суд. Три иска с обжалованием соответствующего указа Президента Украины поступили в Верховный Суд Украины. Однако, Верховный Суд Украины отклонил это обращение, заявив, что данный вопрос находится за пределами его компетенции.
У борцов с досрочными парламентскими выборами имеются разные мотивы. "Народный фронт" на данный момент явно не готов к быстротечной избирательной кампании и находится в полуразобранном состоянии. Но у большинства противников досрочных выборов доминирует стремление поставить на место молодого и "зарвавшегося" (по их мнению) Президента.
Отмечу, что в новейшей политической истории Украины это далеко не первый прецедент противостояния политической и юридической логики. Предыдущие примеры подобных политико-правовых конфликтов – два Майдана, политические кризисы 2007 и 2008 гг., политические изменения 2014 г. Как показывает отечественный политический опыт, в большинстве случае апелляция к букве закона и Конституции проигрывает политической целесообразности, особенно, если на ее стороне общественные настроения. Именно такая ситуация наблюдается и сейчас. По данным социологов, абсолютное большинство украинцев (более 70%) поддерживают досрочные парламентские выборы.
На данный момент более серьезным препятствием для проведения досрочных парламентских выборов являются организационно-финансовые проблемы, связанные с тендерными процедурами государственных закупок для обеспечения избирательного процесса. Нормативные темпы тендерных процедур не вписываются в быстротечный график досрочных парламентских выборов. 22 мая во время внеочередного заседания Верховной Рады была предпринята попытка внести изменения в закон Украины "Про публичные закупки" относительно осуществления закупок во время избирательного процесса. Но она оказалась неудачной. Большинство депутатов, видимо, действовали по принципу – "блокировать, так блокировать!".
22 мая провалилась и попытка изменения избирательного законодательства. Накануне, 21 мая, в Администрации Президента Украины во время консультаций относительно роспуска Верховной Рады, представители парламентских фракций и депутатских групп вроде бы договорились с Президентом Украины о компромиссе по изменению избирательного законодательства. Договорились по двум пунктам – отказ от мажоритарки в обмен на снижение избирательного барьера с 5% до 3%.
Почему предметом компромисса не стали открытые списки кандидатов в народные депутаты, хотя Президент В.Зеленский ставил перед парламентариями такое требование в своей инаугурационной речи? Думаю, что этому помешали сразу несколько причин. Во-первых, большинство депутатских фракций и групп не были в этом заинтересованы. Соответственно, маловероятно было бы найти приемлемый компромисс по данному вопросу. Во-вторых, на подготовку нового законопроекта по открытым спискам, а тем более на голосование во втором чтении Избирательного кодекса с более чем 4 тысячами поправок, просто не было времени. Изменения в избирательном законе надо было проголосовать уже на следующий день. Поэтому пошли по пути минимальных изменений в избирательном законодательстве.
Но и вроде бы достигнутый компромисс в итоге не сработал. 22 мая парламентарии даже не включили в повестку дня текущей сессии вопрос об изменении избирательной системы по выборам народных депутатов. За это проголосовали всего 92 депутата из 254 присутствовавших в зале заседаний. Почему парламентарии провалили президентские инициативы по изменению закона о выборах народных депутатов Украины? Во-первых, это был ответ на решение о роспуске Верховной Рады и чрезмерно жесткую, неуважительную (по мнению депутатов) риторику нового Президента по отношению к парламенту. Это была и демонстрация оппозиционности по отношению к Президенту В.Зеленскому. Наверняка из этих мотивов исходили абсолютное большинство депутатов из фракций "Блока Петра Порошенко", "Народного фронта" и Радикальной партии О.Ляшко, которые не поддержали внесение изменений в избирательное законодательство. Во-вторых, депутаты-мажоритарщики все-таки решили не отказываться от мажоритарки. Депутатские группы "Возрождение" и "Воля народа", состоящие из мажоритарщиков, не дали ни одного голоса за включение вопроса об изменении избирательной системы в повестку парламентской сессии. К тому же большинство депутатов-мажоритарщиков просто проигнорировали внеочередное заседание парламента. Вообще это заседание пропустили почти половина депутатов. В-третьих, сработали опасения, что в случае выборов только по партийным спискам партия "Слуга народа" может получить абсолютное большинство мандатов в новом составе Верховной Рады. За несколько часов до голосования в парламенте, были оглашены данные опроса социологической службы "Рейтинг" (16-21 мая было опрошено 2000 респондентов; аудитория: население Украины от 18 лет и старше; выборка репрезентативна по возрасту, полу, регионам и типу поселения), согласно которым за партию В.Зеленского готовы проголосовать 43,8% тех респондентов, кто намерен голосовать и определился с симпатиями. С таким результатом на парламентских выборах партия нового Президента Украины получила бы более половины депутатских мандатов в следующем составе Верховной Рады Украины. Естественно, такая ситуация не устраивает и политических оппонентов Владимира Зеленского, да и большинство ведущих политических сил. Правда, проблемы для них могут возникнуть и при мажоритарке. По непубличным данным социологических исследований, большинство украинцев (за исключением жителей галицких областей) готовы проголосовать за тех кандидатов в территориальных округах, которых будет поддерживать Президент В.Зеленский.
Хотя вопрос о проведении внеочередных парламентских выборов окончательно еще не решен, их потенциальные участники уже включаются в избирательную кампанию.
16 мая презентовал свою партию "Голос" Святослав Вакарчук. А с 20 мая он начал и активную информационную раскрутку своей партии.
О самостоятельном участии в парламентских выборах заявил Премьер-министр Владимир Гройсман. 26 мая он сообщил, что на парламентские выборы намерен идти самостоятельно со своей политической силой "Украинская стратегия", не объединяясь ни с кем, в том числе и с политической силой Петра Порошенко.
А вот партия П.Порошенко 24 мая провела съезд, на котором изменила свое название. Вместо "Блока Петра Порошенко – "Солидарность" теперь она будет называться "Европейская солидарность". Сам П.Порошенко сообщил, что 31 мая состоится съезд обновленной партии, в которой будут широко представлены лидеры общественных организаций, волонтеры, добровольцы, молодые профессионалы. По неофициальной информации партийный список партии П.Порошенко может возглавить женщина (предположительно Ирина Геращенко). Очевидно стремление Петра Порошенко провести ребрендинг и модернизацию своей партии. Однако результаты этих процессов могут оказаться очень неоднозначными. Особенности политической культуры большинства украинцев таковы, что если партия не ассоциируется с популярным политическим лидером, то ее шансы не очень велики.
27 мая стало известно, что партию "Слуга народа" возглавил Дмитрий Разумков. Он же, скорее всего, поведет ее и на парламентские выборы. Руководителем избирательного штаба партии В.Зеленского стал Александр Корниенко. А.Корниенко сообщил, что уже запущен процесс отбора будущих кандидатов в депутаты. Съезд партии "Слуга народа" должен состояться 8 июня. На этом съезде партия представит своих кандидатов по мажоритарным округам, список партии из 225 человек и программу партии.
По неофициальной информации возобновились переговоры относительно объединения "Оппозиционной платформы "За жизнь" и "Оппозиционного блока".
Судя по анонсам, в ближайшие две недели пройдут съезды политических партий, на которых они будут определяться с форматом своего участия в парламентских выборах, и с выдвижением своих кандидатов.
Каковы стартовые позиции потенциальных участников парламентских выборов? Согласно результатам опроса, проведенного Социологической группой "Рейтинг" 16-21 мая 2019 года, с огромным преимуществом лидирует партия "Слуга народа", связанная с нынешним Президентом Украины В.Зеленским. Ее готовы поддержать 43,8% тех респондентов, кто намерен голосовать и определился с симпатиями. За "Оппозиционную платформу – За жизнь" готовы проголосовать 10,5%, БПП Солидарность – 8,8%, Батькивщину – 7,3%, партию "Сила и честь" И.Смешко – 5,1%, партию С.Вакарчука – 4,6%, Радикальную партию О.Ляшко – 3,3%, Оппозиционный блок – 3,2%. Рейтинг других партий – меньше 3%.
Пока еще не начинал активную раскрутку своей партии Владимир Гройсман. Для сравнения, презентация Святославом Вакарчуком своей партии "Голос" сразу же обеспечила рейтинговой рывок для его партии (еще в начале мая рейтинги условной партии С.Вакарчука были менее 1%). В данном случае также следует учитывать, что партии В.Гройсмана и С.Вакарчука будут отбирать голоса избирателей прежде всего у обновленной партии П.Порошенко. Партия С.Вакарчука может "отщипывать" электорат и у других партий проевропейского направления. В частности, активный старт его партии уже привел к падению рейтинга партии Анатолия Гриценко.
Целый ряд партий будут проводить избирательную кампанию, продвигая своего лидера в качестве будущего Премьер-министра. Уже традиционно такую стратегию будет реализовывать "Батькивщина", акцентируя внимание избирателей на премьерском опыте и сильных лидерских качествах Юлии Тимошенко. Свои претензии на роль будущего Премьер-министра уже заявил лидер "Самопомощи" Андрей Садовый. Естественно, что и нынешний глава правительства Владимир Гройсман будет убеждать избирателей, что не стоит менять Премьер-министра в нынешних сложных условиях.
Поскольку не произошло изменения избирательной системы, почти половина депутатского корпуса парламента будет избираться в территориальных округах. И конкуренция по мажоритарке явно усилится. Как уже отмечалось, одним из фаворитов в борьбе за депутатские мандаты от территориальных округов может стать партия В.Зеленского. Традиционно в мажоритарных округах будут сильны позиции внепартийных кандидатов. Целую группу мажоритарщиков поведет на выборы партия "Возрождение", которую вроде бы готовы поддерживать влиятельные мэры Харькова и Одессы. Сильные мажоритарщики есть у партий П.Порошенко и Ю.Тимошенко, а также у "Оппозиционной платформы" и "Оппозиционного блока". На мажоритарку нацелился и "Народный фронт", который в силу низкого рейтинга отказался от участия в выборах по партийным спискам.
С высокой вероятностью победителем предстоящих парламентских выборов станет партия "Слуга народа". С кем политическая сила В.Зеленского может сформировать новую коалицию парламентского большинства? Судя по заявлениям представителей этой партии, они нацелились на формирование однопартийного большинства. Это очень амбициозная задача. Пока что в истории украинского парламентаризма такого формата большинства не было ни разу. Более вероятно, что партии В.Зеленского все-таки придется искать союзников в будущем составе Верховной Рады. Наиболее вероятным партнером для создания коалиции с партией "Слуга народа" является "Батькивщина". Юлия Тимошенко и ее партия уже сейчас демонстрируют конструктивную позицию по отношению к нынешнему Президенту Украины. Крайне маловероятной представляется возможность создания парламентской коалиции с участием бывших регионалов или партии П.Порошенко. Для партии В.Зеленского и те и другие являются слишком токсичными. В случае прохождения в новый состав Верховной Рады партий С.Вакарчука и И.Смешко, эти политические силы также могут быть потенциальными партнерами при формировании коалиции парламентского большинства. Наконец, наверняка к новой парламентской коалиции присоединятся (прямо или косвенно) многие мажоритарщики. Так что, проблем с формированием парламентского большинства в следующем составе Верховной Рады не будет.
Но пока это лишь потенциальные расклады. Избирательная кампания только начинается.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.