Политические тенденции августа 2019 г.
Август 2019 г. – окончание "Большого переходного периода" и прелюдия к новому политическому сезону. Собственно, в конце августа завершился процесс обновления высших государственных институтов (за исключением судебной власти). Вслед за новым Президентом страна получила новый парламент и новое правительство (Кабинет министров). Президент В.Зеленский получил полный политический контроль и над законодательной и над исполнительной властью. Формально юридически у нас сохраняется парламентско-президентская форма правления. Де-факто быстро формируется президентская система власти. Для украинской политики начинается "жизнь по новому", и не декларативно (как обещал П.Порошенко на президентских выборах 2014 г.), а в конкретных и многочисленных новых проявлениях.
Президент политических блицкригов
В августе более заметной была активность Президента во внешней политике (во всяком случае по публичным проявлениям). Визиты в Турцию (7-8 августа) и Польшу (31 августа), приезд в Украину (впервые за последние 20 лет) Премьер-министра Израиля (19 августа), телефонные переговоры с Премьер-министром Республики Индия Нарендрой Моди (1 августа), с Премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном (5 и 22 августа), с Президентом РФ В.Путиным (7 августа), Президентом Франции Макроном (7 и 30 августа), с Премьер-министром Канады Джастином Трюдо 22 августа, с Президентом Европейского совета Дональдом Туском (22 и 29 августа), с Федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель (28 августа), с Президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом (30 августа), встречи с делегацией Всемирного банка (23 августа), помощником Президента США по национальной безопасности Дж.Болтоном (28 августа). Супер-активность Президента В.Зеленского в телефонных переговорах с зарубежными коллегами в большинстве случаев была обусловлена конкретными поводами: в начале августа – гибель 4 украинских бойцов и обострение военной ситуации на Донбассе, в конце августа – инициативы президентов Трампа и Макрона по возвращению России в "Большую семерку" и обсуждение предложения по скорейшему проведению саммита Нормандского формата на высшем уровне. На том, чтобы лидеры стран Нормандского формата как можно быстрее собрались на встречу для обсуждения ситуации на Донбассе, Зеленский настаивал с начала августа.
Во внутриполитической активности гораздо меньше (чем в июле) было поездок по регионам. В последний месяц лета были назначены губернаторы Ивано-Франковской и Житомирской областей. Популярное шоу в исполнении Президента В.Зеленского – "публичное воспитание местных чиновников" – состоялось только однажды, на этот раз в Житомирской области. Но зато в первый день работы новой Верховной Рады Президент немного "повоспитывал" новых депутатов и пригрозил им роспуском парламента через год, если не будет удовлетворен их деятельностью. Заодно глава государства лично проконтролировал деятельность новых парламентариев, в отдельных эпизодах подгоняя новое руководство Верховной Рады.
В конце августа внутриполитическая активность Президента возросла в связи с празднованием Дня независимости, началом работы нового состава Верховной Рады и формированием нового правительства. В частности, глава государства проводил собеседование с каждым кандидатом на пост министра. Ну а отбор кандидатуры Премьер-министра растянулся почти на месяц – до конца августа. В последний месяц лета Президент дважды встречался с будущими депутатами от своей партии – 3 и 28 августа.
Первый день (и ночь) работы новой Верховной Рады в авральном режиме, вал законопроектов, подготовленных к экстренному рассмотрению, вновь показали склонность Президента Зеленского к политическим блицкригам. Судя по всему, это – его фирменный политический стиль. Он – сторонник быстрых и ярких политических решений, которые приносят и достаточно быстрый эффект.
В конце августа украинские СМИ активно обсуждали итоги первых 100 дней президентства В.Зеленского. Не вдаваясь в подробности, отмечу главное – за первые 100 дней пребывания у власти Владимир Зеленский превратился из "слуги народа" в "хозяина страны", он получил почти абсолютную власть, полный политический контроль над исполнительной и законодательной властью. Это дает ему огромные возможности для различных преобразований, но одновременно делает его ответственным за все возможные проблемы и негативы и в системе власти, и в результатах ее деятельности. В первые 100 дней президентства Зеленского проявились и главные слабости в функционировании новой правящей команды: 1) отсутствие четкой системы подготовки и предварительной экспертизы принимаемых решений (в угоду быстроте принятия решений приносятся в жертву правовая чистота этих решений и их тщательная экспертиза); 2) большие проблемы с кадровой политикой (отсутствие даже минимального кадрового резерва; импровизация и стихийность вместо системной кадровой селекции; чрезвычайное доминирование субъективных и "лично-доверительных" подходов к отбору кадров вместо тщательной оценки профессиональных и моральных качеств будущих руководящих кадров). Но пока все эти слабости компенсируются решительностью в принятии решений и быстротой их исполнения.
Последние аккорды Кабмина В.Гройсмана
В августе 2019 г. завершил свою деятельность Кабинет министров Владимира Гройсмана. Следует отметить, что и сам Премьер-министр В.Гройсман и его правительство ушли достойно. Учитывая разнообразные и очень сложные обстоятельства – от войны на Востоке до пика выплат по внешним долгам – правительство В.Гройсмана передало свое "хозяйство" в достаточно хорошем состоянии. Страна вышла из глубокого экономического кризиса 2014-2015 гг. Удалось обеспечить и макроэкономическую стабильность и позитивную социально-экономическую динамику, инициировать ряд важных реформ. Кстати, и сама передача дел произошла цивилизованно, без конфликтов.
Завершающие аккорды Кабмина Гройсмана были очень показательны. Во-первых, правительство отказалось отправлять в отставку Виталия Кличко с должности главы Киевской городской госадминистрации. А сам Премьер-министр В.Гройсман в этой связи заявил о потребности в принятии новой редакции закона о столице Украины, который бы обеспечил и полноценные полномочия мэра Киева, и механизмы функциональной реализации интересов государства в столице Украины. Владимир Гройсман акцентировал внимание и на необходимости продолжения реформы децентрализации. Во-вторых, правительство В.Гройсмана в очередной раз дожало руководство НАК "Нафтогаз Украины" относительного дальнейшего снижения цены на газ.
Особенности нового Кабинета министров
29 августа Верховная Рада 9-го созыва утвердила и нового Премьер-министра – Алексея Гончарука – и состав нового правительства. Какие особенности нового Кабмина можно отметить?
У нас вновь самый молодой Премьер-министр в истории независимой Украины. Алексею Гончаруку всего 35 лет. Работая в Офисе Президента Украины, он сумел буквально за месяц завоевать доверие В.Зеленского и сформировать репутацию "командного игрока" и "эффективного менеджера". В новом правительстве у А.Гончарука будет своя мини-команда. Три новых министра – Алексей Оржель (министр энергетики и защиты окружающей среды), Денис Малюська (министр юстиции), Елена Бабак (министр развития общин и территорий) – работали вместе с А.Гончаруком в Офисе эффективного регулирования (BRDO). Еще один новый министр – Владислав Криклий (министр инфраструктуры) принимал участие в совместном политическом проекте с А.Гончаруком. Но он также был советником министра внутренних дел А.Авакова.
Очевидно, что это будет технократическое, а не партийное правительство, которое будет напрямую подчинено Президенту Зеленскому. По своей идеологии это будет правительство либеральных реформ. Большинство новых министров молоды (некоторым еще нет и 30 лет, большинство других – чуть старше 30 лет). Это самое молодое правительство в Европе. Некоторые новые министры вообще не работали в системе государственного управления, некоторые работали на уровне руководителей департаментов в министерствах. Отсутствие или недостаток опыта будет главной проблемой в работе большинства новых министров. Еще одной серьезной проблемой будут последствия реорганизации нескольких министерств, что на первых порах может вызвать организационную и нормативную неразбериху.
В новом правительстве всего два человека – министр финансов Оксана Маркарова и министр внутренних дел Арсен Аваков – работали в предыдущем правительстве. Они должны выполнять роль стабилизаторов по ключевым направлениям государственного управления, в условиях, когда большинство членов правительства очень молоды и не имеют достаточного опыта государственного управления. О.Маркарова принадлежит к группе либеральных экономистов, которые сейчас доминируют в команде Зеленского. Она как министр финансов должна обеспечить нормальный ход бюджетного процесса и финансовую стабильность. А.Аваков заслужил доверие Зеленского во время президентских выборов, когда нейтрализовал действие административного ресурса тогдашнего Президента П.Порошенко. Но многие члены команды Зеленского относятся к Авакову критично. Поэтому, по данным разных источников, он остался на своей должности временно. Вполне возможно, что в сейфе у Президента В.Зеленского лежит заявление А.Авакова об увольнении по собственному желанию, но без даты. К тому же полномочия министра А.Авакова будут ограничены. В частности, подготовлен законопроект, который переводит Национальную гвардию из подчинения МВД в прямое подчинение Президенту Украины.
С высокой вероятностью можно предполагать, что прежний социально-экономической курс будет продолжен, но с большей активностью и несколько другой тактикой. Новое правительство, выполняя установки Президента Зеленского, будет искать варианты успешных политических блицкригов в социально-экономической политике.
Политические тенденции в работе Верховной Рады 9-го созыва
29 августа открылась первая сессия Верховной Рады 9-го созыва и через 14 часов почти непрерывной работы она была закрыта. Уже в первый день работы новой Верховной Рады Президенту Зеленскому удалось провести все необходимые кадровые решения, которые блокировал предыдущий состав парламента. Кроме того, был утвержден и новый Премьер-министр и новый состав Кабинета министров. Также был проголосован в первом чтении законопроект, который вносит изменения в Конституцию Украины, отменяющие депутатскую неприкосновенность. В заключение первого дня своей работы новый состав Верховной Рады утвердил календарный план работы второй сессии парламента, и направил на рассмотрение по ускоренной процедуре в профильные комитеты несколько десятков законопроектов, которые Президент Украины определил как неотложные. Фактически это был еще один политический блицкриг в стиле Президента Зеленского, на этот раз в стенах парламента.
Важно отметить, что первый день работы нового парламента проходил под пристальным надзором Президента Зеленского. Это была очередная демонстрация того, "кто в доме хозяин", на этот раз в зале Верховной Рады, и способ личного эмоционального воздействия на парламентариев, особенно из фракции его партии.
Еще на заседаниях подготовительной депутатской группы, которая готовила начало работы Верховной Рады 9-го созыва, стало очевидно, что фракция партии "Слуга народа" не будет ни с кем делиться властью. Партии Президента Зеленского явно пришлась по вкусу модель однопартийного большинства. Фракция партии "Слуга народа" забрала себе и две главные должности в руководстве Верховной Рады и председательские посты в подавляющем большинстве профильных парламентских комитетов, заодно обеспечив количественное доминирование в каждом из комитетов. Оппозиционные фракции получили лишь должность второго вице-спикера (ее отдали представительнице "Батькивщине") и председательство в четырех парламентских комитетах (при этом одну председательскую должность отдали внефракционным депутатам).
На первой сессии Верховной Рады 9-го созыва фракция партии "Слуга народа" подтвердила, что имеет тотальное большинство при принятии почти всех решений. Депутаты партии Зеленского голосовали дисциплинированно и рассеяли ожидания скептиков. При этом при голосовании по кадровым вопросам обозначились и потенциальные союзники "Слуги народа" – фракция партии "Батькивщина" (за исключением голосования за новый состав Кабмина), депутатская группа "За будущее" и значительное число внефракционных депутатов (от половины до почти трех десятков). В роли главных политических и идеологических оппонентов по отношению к партии Президента Зеленского проявили себя "Объединенная платформа "За жизнь" и "Европейская солидарность". Очень своеобразно голосовала фракция партии "Голос". Они поддержали избрание всех руководителей парламента, а по другим кадровым и законодательным вопросам проявили свою оппозиционность.
В законодательной стилистике фракции партии "Слуга народа" проявилась та же особенность, что и в деятельности Офиса Президента: юридическая чистота принимаемых решений приносится в жертву быстроте и эффектности их принятия. Судя по числу законопроектов, которые парламентское большинство направила в профильные комитеты на рассмотрение по ускоренной процедуре, нас ожидает настоящая законодательная революция, в том числе и по внесению существенных изменений в Конституцию Украины.
Противостояние между Офисом Президента Украины и мэром Киева В.Кличко
В августе продолжилось противостояние между Офисом Президента Украины и мэром Киева Виталием Кличко. И это был не только обмен информационными ударами. Офис Президента Украины обратился в Кабинет министров с представлением на увольнение В.Кличко с должности главы Киевской городской госадминистрации (КГГА). Однако правительство В.Гройсмана отказалось рассматривать этот вопрос. Таким образом Виталию Кличко удалось отбить эту атаку. Но это лишь оттянуло развязку возникшей проблемы. В начале сентября уже новое правительство, подконтрольное Президенту В.Зеленскому, все-таки уволило В.Кличко с должности главы КГГА. Однако противостояние на этом не закончится. Если на должность главы КГГА будет назначен ставленник Офиса Президента Украины, то в Киеве возникнет двоевластие и начнется перетягивание управленческого "каната" между мэром Киева и руководителем КГГА. Не исключена и вероятность противостояния на досрочных выборах мэра Киева, если Виталий Кличко уйдет в отставку с этой должности, либо появится другая правовая возможность для таких выборов. Правовой конфликт по поводу двоевластия в Киеве может рассматриваться и в Конституционном суде, куда уже обратилась группа народных депутатов.
Активность правоохранительных органов
Самым громким политическим делом правоохранительных органов в августе стало задержание, а затем и арест заместителя министра по делам временно оккупированных территорий Юрия Грымчака. Его задержали вечером 14 августа во время получения крупной взятки. Уже на следующий день ему и его помощнику предъявили подозрения в мошенничестве. По данным следствия, Ю.Грымчак и его помощник путем обмана завладели денежными средствами в особо крупном размере. Они, по данным следствия, требовали 1,1 миллиона долларов от предпринимателя за якобы содействие в принятии решений лицами, уполномоченными на выполнение функций государства. Ю.Грымчак стал первой "крупной рыбой" из числа высокопоставленных чиновников команды П.Порошенко, пойманной правоохранителями при президентстве В.Зеленского.
Но если говорить о тенденциях, то активность правоохранительных органов, заслуживающая внимания в политическом контексте, в августе проявилась по двум направлениям: 1) дело "Роттердам+"; 2) продолжение противостояния между ГБР и Порошенко.
В августе Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) продолжило расследование дела "Роттердам+". 8 августа детективы НАБУ сообщили о подозрении 6 лицам, в частности бывшему председателю и члену НКРЭКУ (Национальной комиссии по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг) по делу "Роттердам+". При этом в НАБУ заявили, что нет подтверждения, что уголь в Украину везли из Роттердама. А вот далее проявились уже знакомые нам тенденции. 9 августа суд разрешил выйти из-под стражи под залог в 2 миллиона гривен (хотя прокуроры настаивали на залоге в 25 раз больше) одному из подозреваемых в деле "Роттердам+", бывшему члену НКРЭКУ Владимиру Евдокимову. 12 августа Соломенский районный суд Киева разрешил выйти из-под стражи под денежный залог еще одному подозреваемому по этому делу. САП (Специализированная антикоррупционная прокуратура) обжаловала такие меры пресечения. НАБУ, в свою очередь, сообщило о подозрении двум топ-менеджерам ДТЭК. 16 августа ДТЭК внес 10 млн грн залога за своего сотрудника. 20 августа Соломенский суд отказал в аресте экс-главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка, подозреваемого по делу "Роттердам +". 21 августа Киевский апелляционный суд отменил арест компьютеров, на которых были найдены доказательства относительно фигурантов схемы "Роттердам+". Таким образом, действия антикоррупционных органов в очередной раз увязают в болоте сомнительных судебных решений.
Что касается противостояния между Государственным бюро расследований (ГБР) и экс-президентом П.Порошенко, то в нем больше проявлений политического пиара, чем сугубо правовой борьбы. Всплеск этого противостояния особенно ярко проявился в середине августа. 12 августа дети Петра Порошенко устроили митинг под зданием ГБР. Глава ГБР Р.Труба пригрозил П.Порошенко допросом на полиграфе. В ответ экс-президент заявил, что хочет пройти допрос на полиграфе на глазах у всей страны. Пока сложно говорить о правовой перспективе расследований, в которых фигурирует П.Порошенко, но мыльная опера "ГБР против Петра Порошенко" очевидно затянется на много месяцев.
Необходимо упомянуть еще об одном резонансном деле, которое в августе явно зависло, что не может не настораживать – это расследование обвинений, предъявленных судьям Окружного административного суда Киева. Более того, появились опасения, что это дело могут замять. 14 августа Генеральная прокуратура попросила Высший совет правосудия временно отстранить трех судей Окружного админсуда Киева, в том числе и его руководителя П.Вовка, которым вручили подозрения во вмешательстве в работу Высшей квалификационной комиссии судей и других возможных преступлениях. Однако Высший совет правосудия (ВСП) отказал Генеральной прокуратуре во временном отстранении судьи Окружного административного суда Киева Павла Вовка и его коллег в связи с расследованием уголовного производства. Также появилась информация, что члены ВСП перед этим решением побывали в Офисе Президента Украины.
Стоит также упомянуть о двух резонансных делах, которые пока нельзя рассматривать как проявление определенных тенденций, но они заслуживают внимания на перспективу.
27 августа в аэропорту Киева была задержана Раиса Богатырева, вернувшаяся в Украину из российской политэмиграции. Сам факт ее задержания и обвинения, предъявленные ей, показали, что простого и безболезненного возвращения "бывших" в Украину не будет. Однако "казус Богатыревой" может все-таки стать своеобразной методикой возвращения в Украину некоторых "политмигрантов", пусть и проблемного (придется посидеть несколько дней в СИЗО, а потом походить на допросы в прокуратуру и на судебные заседания), но зато легального. Дело в том, что через несколько дней Р.Богатырева вышла на свободу под залог, который заплатил за нее ее бывший однопартиец В.Новинский. Нечто подобное могут сделать и некоторые другие "политэмигранты".
30 августа ГБР и СБУ пришли с обысками в офис Общественного телевидения и к его руководителю З.Аласании. По предварительной информации речь идет о расследовании махинаций с закупкой оборудования. Однако, это вызвало определенную обеспокоенность у западных дипломатов – не идет ли речь о политическом давлении на независимого вещателя.
"Не-политкорректность" в общении между политиками и журналистами
Настораживающая тенденция августа – "не-политкорректность", которую проявляют отдельные высокопоставленные чиновники и политики по отношению к журналистам.
В начале августа недоумение у журналистов (и не только) вызвала странная история с "утечками" об увольнении главы Офиса Президента А.Богдана. Почти сутки не было никакой официальной информации на эту тему, а через некоторое время сам А.Богдан заявил, что "мы общаемся с обществом без посредников, без журналистов". 20 августа глава Офиса президента Андрей Богдан подал иск о защите чести и достоинства против журналистов программы "Схемы" и Национальной общественной телерадиокомпании Украины. Достаточно резко отреагировал А.Богдан и на публикации о своей поездке на свадьбу в Сан-Тропе. На чрезмерную конфликтность в общении А.Богдана с журналистами обратил внимание даже Президент В.Зеленский в своем большом видео-интервью, посвященном первым 100 дням его президентства.
19 августа депутат-мажоритарщик, представляющий партию "Слуга народа" Максим Бужанский назвал журналистку "Нового времени" Ольгу Духнич "тупой овцой". Руководство партии и фракции "Слуги народа" осудило высказывания депутата М.Бужанского относительно журналистки журнала "Новое Время", назвало их недопустимыми, и принесло О.Духнич извинения, но при этом призвало СМИ воздержаться от оценочных суждений относительно народных депутатов.
Все это отдельные истории со своей собственной логикой, но в совокупности они являются тревожным звоночком в контексте отношений представителей правящей партии с журналистами.
Военно-политическая ситуация на Донбассе
Военно-политическая ситуация в зоне конфликта на Донбассе в августе была очень неоднозначной. С одной стороны, в начале августа фактически перестало действовать так называемое "хлебное перемирие". Увеличилось число нарушений режима прекращения огня, хотя в первой декаде августа количественно оно не превышало 10 обстрелов украинских позиций в течение суток. После того, как 6 августа в результате попадания мины в окоп погибли четверо украинских военнослужащих, резко обострилась и политическая ситуация вокруг конфликта на Донбассе и переговоров по его урегулированию. Во второй и третьей декаде августа число обстрелов украинских позиций несколько увеличилось (почти каждый день до более 10 за сутки, а в конце августа – даже до 20 за сутки), однако в среднем оно было меньшим, чем в июле до момента начала действия "хлебного перемирия". Уменьшилось и число потерь: в июле было 12 погибших, в августе – 8 (причем четверо погибли в результате одного точечного обстрела), в июле было 59 раненых, в августе – 19. Тем не менее, можно констатировать, что "хлебное перемирие" также было сорвано и, как и все предыдущие, не привело к полному прекращению огня. Естественно, обстрелы, а также рейды в тыл противника диверсионно-разведывательных групп, были с обеих сторон. Среди негативных тенденций следует отметить использование боевиками сепаратистов беспилотников с гранатометным выстрелом.
В политическом плане негативной тенденцией является раздача российских паспортов жителям ОРДЛО (Отдельных районов Донецкой и Луганской областей). 16 августа появилась информация, что Россия выдала жителям Донбасса 25 тысяч паспортов. В данном случае следует иметь в виду, что дальнейшее расширение масштабов российской паспортизации жителей ОРДЛО может существенно осложнить и даже сорвать процесс политического урегулирования конфликта на Донбассе и саму возможность реинтеграции ОРДЛО в правовое поле Украины.
С серьезными проблемами происходила процедура демилитаризации вокруг Станицы Луганской. Украинская сторона даже вынуждена была приостанавливать демонтаж фортификационных сооружений у моста в Станице Луганской, из-за того, что боевики не выполняли такие же действия синхронно. Тем не менее, процесс демилитаризации этого участка продолжился. 22 августа ОБСЕ сообщила, что завершились работы по разминированию территории возле моста в Станице Луганской. Настораживают, однако, срывы графика демилитаризации этого участка со стороны боевиков, а также явные политические провокации. Так, 6 августа представители так называемой "ЛНР" зашли на территорию Станицы Луганской и провоцировали конфликтный инцидент, который мог бы сорвать дальнейший отвод сил и средств. Эта ситуация, а также ряд других проблемных инцидентов показали, что в договоренностях об отводе сил и средств в отдельных пунктах возле линии соприкосновения конфликтующих сторон есть очевидные слабости. В частности, не урегулирован вопрос об обеспечении безопасности и общественного порядка в демилитаризованной зоне.
Переговоры по Донбассу
Традиционно в августе переговоры по Донбассу замирают в связи с сезоном отпусков. В этот раз ситуация развивалась несколько иначе. Гибель четырех украинских военнослужащих 6 августа вызвала всплеск телефонных переговоров Президента Зеленского в связи с этой проблемой: с Президентом РФ В.Путиным, Президентом Франции Э.Макроном. Президент В.Зеленский призвал коллег по Нормандскому формату к проведению встречи лидеров стран Нормандской четверки в ближайшее время. И если Президент Франции согласился с таким предложением, то российский руководитель в очередной раз потребовал от Украины предоставления "особого статуса" так называемым ДНР и ЛНР. Однако в официальном сообщении украинской стороны было сказано, что Президент Украины Владимир Зеленский во время телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным высказался против внесения изменений в украинскую Конституцию относительно Донбасса. Согласно пресс-релизу Офиса Президента Украины, "Владимир Зеленский подчеркнул, что будет защищать права всех украинцев, независимо от того, где они находятся, и для этого нет необходимости вносить изменения в Конституцию Украины".
Трагический инцидент с гибелью четырех украинских военнослужащих спровоцировал и конфликтную ситуацию с одним из членов украинской делегации на переговорах в Минске. Представитель Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы (ТКГ) Роман Безсмертный заявил 8 августа, что Украине после гибели военных под Павлополем на Донбассе стоило приостановить участие в Минском процессе до встречи в "нормандском формате". В ответ на этот демарш Президент В.Зеленский удалил Р.Безсмертного из минских переговоров. Сам Р.Безсмертный узнал об этом из СМИ. Офис Президента Владимира Зеленского объяснил увольнение Романа Безсмертного с должности в ТКГ тем, что под руководством Леонида Кучмы формируется более эффективная команда. После конфликтной истории с Р.Безсмертным в Офисе Президента Украины поняли, что в состав украинской делегации в ТКГ надо назначать не политиков, которые могут высказывать свою особую позицию, а дипломатов и чиновников, которые будут придерживаться согласованных переговорных установок, заданных Президентом В.Зеленским и главой украинской делегации Л.Кучмой. В итоге в состав украинской делегации на переговоры в Минске был назначен кадровый дипломат Валерий Гребенюк.
7 августа Президент Владимир Зеленский утвердил состав Комиссии по вопросам правовой политики, которая, в частности, будет осуществлять наработки правовых основ по созданию условий для реинтеграции в единое конституционное пространство Украины оккупированных территорий и населения, которое на них проживает. Заместитель руководителя Офиса Президента Украины Руслан Рябошапка сообщил 15 августа, что к 2020 году должен быть "наработан первый пакет инициатив Главы государства". "Среди основных идей – необходимость разработки Стратегии реинтеграции оккупированных территорий с планом действий, который регулярно пересматривался бы", – сообщил Руслан Рябошапка. По словам Р.Рябошапки, рабочая группа по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Комиссии по вопросам правовой реформы должна сформировать приоритетные направления разработки правовых основ реинтеграции части Донецкой и Луганской областей и Автономной Республики Крым. В этой связи следует отметить, что рабочая группа по реинтеграции должна заниматься не только правовыми вопросами, и в ее составе должны быть не только юристы и представители общественных организаций. Реинтеграция – это комплексный процесс, который включает сложные политические, экономические, социальные, информационные и гуманитарные аспекты. Соответственно и разработкой предложений по реинтеграции должны заниматься эксперты по соответствующей проблематике, а не только юристы.
Переговорный процесс по Донбассу вновь активизировался в конце августа. 19-20 августа Президент РФ побывал с визитом во Франции и встретился с Президентом Э.Макроном. Проблема конфликта на Донбассе обсуждалась также во время и после саммита "Большой семерки" (G-7), который состоялся 24-26 августа во Франции. На первый план вышла необходимость проведения встречи лидеров стран Нормандского формата. В заявлении по итогам саммита G7 говорилось, что саммит в "нормандском формате" может состояться в ближайшие недели. Канцлер ФРГ А.Меркель заявила, что Германия и Франция работают над организацией саммита "нормандской четверки" в ближайшее время в Париже. Однако Президент РФ В.Путин во время визита во Францию обозначил едва ли не ультимативные требования к Украине, как предварительные условия для саммита лидеров стран Нормандского формата: амнистия боевикам, официальное подтверждение формулы Штайнмайера (имплементация закона об особом статусе Донбасса на временной основе в день голосования, а на постоянной основе – после подведения итогов и подтверждения результатов выборов структурами ОБСЕ). Кроме того, Россия по-прежнему настаивает, чтобы Киев вступил "в прямые переговоры с Донецком и Луганском", и закрепил в Конституции особый статус Донбасса. О неприемлемости признания сепаратистских республик и закрепления "особого статуса" отдельных регионов в Конституции Украины заявлял (и неоднократно) Президент Зеленский. Об амнистии можно говорить только после прекращения военных действий и согласования модели выборов, в том числе и вопросов их демократичности и безопасности проведения. Поэтому вероятность проведения встречи лидеров стран Нормандского формата пока остается под вопросом. В конце августа должна была состояться встреча помощников лидеров стран "нормандской четверки". Однако ее перенесли на 2 сентября. Конкретных результатов по организации саммита лидеров стран Нормандского формата эта встреча не принесла. Помощникам лидеров придется встретиться по этому вопросу еще раз. Отмечу важную деталь. Во встрече помощников лидеров стран "нормандской четверки" 2 сентября в Берлине со стороны Украины участвовали два представителя: новый министр иностранных дел Украины В.Пристайко и помощник Президента Украины А.Ермак. Ранее в переговорах помощников лидеров стран Нормандского формата от Украины участвовал В.Пристайко, но теперь он стал министром, и кто-то его должен заменить на этой переговорной площадке. Возможно, теперь его заменит Андрей Ермак, который таким образом прошел "обкатку" на переговорах в Берлине. Либо это будет новый заместитель руководителя Офиса Президента Украины по международной политике.
Попутно отмечу, что зависла и переговорная линия между спецпредставителем США по Украине К.Волкером и помощником Президента РФ В.Сурковым. 6 августа появилась информация, что американская сторона предлагает провести встречу в формате Сурков – Волкер в конце августа в Москве. В середине августа эту информацию подтвердил посол США в России Дж.Хантсман. Но эта встреча пока так и не состоялась.
Среди зависших проблем и обмен пленными, о котором договорились еще в середине июля, и который должен был состояться в течение месяца, но так и не состоялся. Возможно, этот обмен был привязан к большому обмену между Украиной и Россией, и произойдет позднее.
Драма с обменом
В августе продолжились переговоры об освобождении украинских моряков и украинских политзаключенных, находившихся в заключении в России, путем их обмена на тех лиц, в которых было заинтересовано российское руководство. И переговоры эти шли, судя по косвенным признакам, гораздо интенсивнее, чем переговоры по Донбассу. И происходили они в закрытом режиме, минуя традиционные дипломатические каналы.
22 августа в российских СМИ появилась информация, что 33 украинцев, которые находились в российских местах заключения, могут обменять на 33 россиян, которые находились в заключении в Украине. 23 августа российский омбудсмен прилетела в Киев. В этот же день Президент В.Зеленский заявил, что надеется на обмен уже в ближайшие дни. В Кремле сообщили, что констатируют начало диалога с Украиной. Однако 26 августа российский омбудсмен Т.Москалькова покинула Киев. Казалось бы, ситуация с обменом опять зависла. Но 28 августа украинский суд выпустил К.Вышинского, освобождения которого требовала Россия, на свободу. Появилась информация, что его готовят к обмену, возможно, на О.Сенцова, теперь уже по формуле 35 на 35. В ночь с 29 на 30 августа, сначала в российских СМИ, а затем и в Украине, появилась информация, что обмен согласован. Утром 30 августа пошли сообщения, что обмен уже начат. Однако днем 30 августа стало ясно, что обмен не состоялся.
Что же помешало, казалось бы, уже согласованному обмену?
По данным разных источников камнем преткновения стало то, что в последний момент Россия включила в списки на обмен В.Цемаха, зенитчика ДНР, которого украинские спецслужбы вывезли с территории, контролируемой сепаратистами. Основатель издания "Беллингкэт" Элиот Хиггин написал в "Твиттере": "Ходят слухи, что недавно арестованный Владимир Цемах, который считается ключевым свидетелем по MH17, передается России в обмен на украинцев, задержанных РФ. Довольно скандальное соглашение украинского правительства, которое повлияет на судебное дело MH17". Главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке, который возглавляет международную следственную группу по расследованию катастрофы МН-17, направил по этому поводу письмо в Генпрокуратуру Украины. Официальные лица и политики Нидерландов стали высказывать обеспокоенность по поводу выдачи В.Цемаха России, так как следствие тогда может лишиться ценного свидетеля по расследованию катастрофы МН-17. Несомненно, проблема В.Цемаха и обеспокоенность Нидерландов по этому поводу повлияли на позицию Украины и обмен был приостановлен.
Второй фактор, который помешал обмену в конце августа, по данным различных российских и украинских источников, – интриги В.Медведчука. Виктор Медведчук очень хотел засветиться в процедуре обмена, хотя не имел к переговорам по обмену никакого отношения. 30 августа В.Медведчук и В.Рабинович даже вылетали в Москву, чтобы показать свою причастность к переговорам об обмене. 5 сентября В.Медведчук полетел во Владивосток для встречи с В.Путиным по этому поводу. Тем не менее, примазаться к процедуре обмена не удалось. Президент В.Зеленский и украинская сторона переговоров были категорически против любого публичного участия В.Медведчука в процедуре обмена.
7 сентября обмен все-таки состоялся. В.Цемаха пришлось отдать россиянам, но после его допросов с участием следователей из Нидерландов, и оценки его важности как свидетеля по катастрофе МН-17. По этому поводу наверняка проходили консультации с зарубежными партнерами. Показательно, что расследователь группы Bellingcat Христо Грозев заявил 5 сентября, что после выдачи В.Цемаха России "с точки зрения доказательной базы, ничего особо не изменится. Международная следственная группа накопила так много объективных доказательств, доказывающих причастность России, что для суда это ничего не изменит".
Освобождение украинских моряков, захваченных Россией в конце ноября прошлого года, Олега Сенцова и других украинских политзаключенных, находившихся в российских тюрьмах, вызвало огромный положительный резонанс в Украине и стало большим политическим успехом для Президента В.Зеленского, который добивался этого с первых дней своего пребывания у власти.
Какие политические тенденции высветила история с обменом?
Во-первых, это был сложный и драматичный процесс. Переговоры длились более трех месяцев. Дважды обмен срывался. Согласие В.Путина на освобождение украинских моряков и политзаключенных, находившихся в российском плену, не было подарком Украине. Это был обмен, паритетный, и по количеству и по качеству. Для В.Путина это было также важным тактическим ходом в большой переговорной игре, которую он начал и с Западом, и с Президентом В.Зеленским. Украинской стороне в свою очередь пришлось идти на болезненные компромиссы (по В.Цемаху).
Во-вторых, судя по разным косвенным данным, переговоры об обмене велись не только на официальном уровне, в том числе и через прямые телефонные переговоры президентов России и Украины, но и по неофициальным, недипломатическим каналам.
В-третьих, разрушен пропагандистский миф о том, что освобождение украинцев из российского плена может происходить только при участии В.Медведчука.
В заключение необходимо отметить, что успешный обмен между Украиной и Россией не означает улучшения двусторонних отношений, как поспешили заявить некоторые наблюдатели. Да, есть большой позитивный результат в переговорном процессе, но пока остаются проблемы войны на Донбассе и аннексии Крыма Россией ни о каком улучшении украино-российских отношений не может быть и речи.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.