7 жовтня 2019, 00:16

Политические тенденции сентября 2019 г.

Вперед к президентской республике: формирование нового политического режима

Главный внутриполитический тренд сентября 2019 г. – стремительное формирование нового политического режима, центральной фигурой которого является Президент Владимир Зеленский. Формально юридически Украина остается парламентско-президентской республикой, а де-факто у нас – президентская форма правления (даже не президентско-парламентская). И дело не только в том, что партия Президента Украины имеет сейчас абсолютное большинство в Верховной Раде, полностью контролирует Кабинет министров. В отношениях с правительством, парламентом и правоохранительными органами Президент В.Зеленский стал проявлять императивный (фактически приказной) стиль взаимодействия. Вот два наиболее показательных сентябрьских примера. 2 сентября глава украинского государства провел совещание с руководством Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины и правоохранительных органов, на котором раздал указания и поручения всем присутствующим. Да, конечно, Владимир Зеленский может неформально и политически влиять, в том числе высказывая свои пожелания и предложения, на своего ставленника и политического соратника Дмитрия Разумкова, который стал главой парламента, на Премьер-министра Алексея Гончарука, который еще недавно был заместителем главы его Офиса и был отобран на свою должность именно В.Зеленским, на Генпрокурора Руслана Рябошапку, который также еще недавно был заместителем главы Офиса Президента Украины, на своего друга и многолетнего делового партнера Ивана Баканова, который сейчас возглавляет Службу безопасности Украины. Но юридически он не может давать им никаких указаний. Тем не менее, давал. Более того, 20 сентября был издан указ Президента Украины N713/2019, в котором глава государства "постановил", что необходимо делать Кабинету министров Украины для обеспечения экономического роста, стимулирования развития регионов и предотвращения коррупции. Заодно соответствующие "рекомендации" были высказаны Национальному Банку Украины, который юридически является независимым государственным институтом.

Такова новая политическая и управленческая реальность, формированию которой способствует беспрецедентно высокий уровень популярности Президента В.Зеленского. По данным сентябрьских социологических опросов, более 70% украинских граждан доверяют Президенту В.Зеленскому и поддерживают его деятельность.

Внешнеполитические вызовы. "Украинский кейс" в предвыборной войне в США.

Главные испытания в сентябре поджидали Владимира Зеленского во внешней политике. С приближением "праймериз" противостояние в США между демократами и республиканцами перерастает в настоящую предвыборную войну. Увы, поводом для этого стал так называемый "украинский кейс". Основываясь на секретном рапорте офицера спецслужб, работавшего в Белом Доме, представители Демократической партии США обвинили Президента Д.Трампа в давлении на Президента Украины В.Зеленского во время их телефонного разговора, состоявшегося 25 июля 2019 г. 19 сентября Комитет по вопросам разведки Палаты представителей США провел первые закрытые слушания по делу о возможном давлении со стороны Дональда Трампа на президента Зеленского, связанного с требованием открыть в Украине расследование против семьи Джо Байдена. В ответ Белый дом 25 сентября опубликовал стенограмму телефонного разговора Президента США Дональда Трампа и Президента Украины Владимира Зеленского от 25 июля 2019 г. На следующий день был опубликован текст рапорта офицера спецслужб США, с которого и начался этот скандал. 25 сентября в Палате представителей Конгресса США была инициирована официальная процедура расследования для импичмента Президента Д.Трампа. И все это случилось во время визита Президента В.Зеленского в США для участия в Генеральной Ассамблее ООН. В результате, под влиянием американского "политического землетрясения" и содержание и задачи этого визита в значительной мере были деформированы. Возникли проблемы и в связи с содержанием этого разговора, и, особенно по поводу некоторых высказываний Президента В.Зеленского.

Не вдаваясь в детали и перипетии этого скандала отмечу главное – его значимые прецеденты, тенденции, уроки и потенциальные последствия и вызовы.

Прецеденты: Главным международным прецедентом стало оглашение стенограммы телефонного разговора двух государственных лидеров. По существующей практике такие разговоры закрыты и секретны. Думаю, что теперь в отдельных случаях будут обговаривать и юридически закреплять недопустимость их разглашения (или возможности их разглашения только с согласия обеих сторон). Для нынешней украинской политики прецедентом стала первая серьезная проблема (да еще и с некоторыми негативными последствиями) для нового украинского Президента. До визита в Нью-Йорк все шло как по накатанной, в режиме череды успехов, побед и удач.

Главная тенденция, проявившаяся в этой истории, заключается в том, что на нас давили, давят и будут давить. Давили с первых лет независимости. И не только США и Россия, но и Брюссель, Берлин, Париж, а в последние два года еще и Варшава с Будапештом. Собственно, это даже не тенденция, а закономерность. Давят и на сильные государства, даже на сверхдержавы. Но чем слабее государство, тем сильнее и беспардоннее на него давят.

Этот скандал, надеюсь, станет поучительным уроком для нашего молодого Президента. Даже если ты говоришь по закрытой связи, будь осторожен и внимательно следи за тем, что, как и о ком (или, о чем) ты говоришь. Не допускай высказываний, которые могут, ненароком, принести вред тебе, а еще хуже – твоей стране. А то, вдруг, этот разговор опубликуют. Думаю, что вся эта история станет уроком и для всех международных лидеров, общающихся с Трампом.

Катастрофических последствий от этого скандала для Президента Зеленского не будет, но определенные проблемы и осложнения, прежде всего во внешней политике, могут возникнуть. И Макрон, и, особенно, Меркель – политики рационального толка. Они будут сдерживать и купировать личные эмоции и раздражение на неосторожную критику молодого украинского руководителя в их адрес. Примут во внимание и его неопытность. Государственные и политические интересы важнее. Но негативный эмоциональный осадок по отношению к Владимиру Зеленскому у них, возможно, останется. И нашему Президенту надо включить все свое обаяние для того, чтобы восстановить нормальные личные и рабочие отношения с лидерами Германии и Франции. По некоторым данным, помощник Президента Украины А.Ермак уже побывал в Париже и Берлине для сглаживания возникшей ситуации и конструктивной подготовки саммита лидеров стран Нормандского формата.

После возникшего в США скандала, еще большую актуальность приобрела потребность в выстраивании гибкой и сбалансированной позиции по отношению к предвыборному конфликту в США. Достаточно очевидно, что национальный интерес Украины состоит в сохранении двухпартийной поддержки нашей страны. Следовательно, украинскому руководству необходимо избегать втягивания в предвыборную борьбу между республиканцами и демократами, о чем и сказал на брифинге в Нью-Йорке Президент В.Зеленский. В наших интересах принципиальный нейтралитет. Но в разворачивающемся скандале с импичментом Трампа и демократы и республиканцы будут пытаться использовать Украину в своих интересах. И в этих условиях сохранять нейтралитет будет крайне непросто. К тому же скандальные разборки в Конгрессе продолжатся, и не исключено, что на слушания по делу Трампа могут вызывать и украинских государственных деятелей и политиков, особенно тех, кто упоминался в рапорте офицера американских спецслужб – бывших генпрокуроров Виктора Шокина и Юрия Луценко, помощника Президента В.Зеленского Андрея Ермака. Так что риски разыгрывания украинской темы в предвыборной политической войне в США сохраняются.

Старт нового Кабмина

Сентябрь 2019 г. стал стартовым отрезком для нового Кабинета министров. И сам Премьер-министр и члены правительства сосредоточились в этот период на подготовке программы деятельности нового Кабмина, которая была одобрена 29 сентября и представлена общественности 30 сентября, а также на освоении "хозяйства" (решении организационных вопросов, связанных с реорганизацией ряда министерств, и кадровым обновлением центральных органов исполнительной власти). Некоторым новым министрам пришлось решать даже свои управленческо-бытовые вопросы, начиная от рабочего кабинета и заканчивая служебным автотранспортом.

От программы правительства ожидали большего. Но представлен был достаточно абстрактный документ с минимумом конкретных задач в количественном выражении. Поэтому в экспертных оценках этой программы доминируют скепсис и определенное разочарование.

В середине сентября стартовал бюджетный процесс. Пока проект бюджета подготовлен в парадигме, характерной для последних двух лет (умеренный восстановительный рост; главные приоритеты – возврат долгов, дороги и расходы на оборону), но весьма вероятно, что ко второму чтению правительство предложит и ряд новых инициатив.

Главная революционная инициатива Кабинета министров А.Гончарука уже анонсирована – это земельная реформа, предполагающая и отмену моратория на куплю-продажу сельскохозяйственных земель и создание полноценного рынка сельскохозяйственных земель, начиная с 1 октября 2020 г. И это не просто анонс. Правительство представило соответствующий законопроект о рынке земли, который был воспринят неоднозначно. Тема земельной реформы уже стала одной из основных на различных политических ток-шоу. В роли главного пропагандиста создания рынка сельскохозяйственных земель выступил министр экономики Т.Милованов, который буквально не вылезает из различных ток-шоу. Но выходит это у него не очень удачно. Юлия Тимошенко и матерые аграрники, критикующие правительственный законопроект, пока что выглядят гораздо сильнее и убедительнее своих оппонентов из правительства и либерального лагеря.

Самым скандальным ведомством опять рискует оказаться Министерство здравоохранения. Попытка нового министра провести мягкую "десупрунизацию" своего ведомства вызвала череду конфликтов и скандалов.

Во второй половине сентября начались переговоры правительства с МВФ. Пока они далеки от завершения, но Премьер-министр А.Гончарук прогнозирует подписание трехлетней программы сотрудничества с Международным валютным фондом в декабре текущего года. Традиционно переговоры с МВФ завершаются после утверждения госбюджета.

Неоднозначные тенденции в работе нового состава Верховной Рады

Бурно, но весьма неоднозначно стартовал новый состав Верховной Рады. Собственно, старт состоялся еще в конце августа. Но в полной "красе" новый состав парламента раскрылся уже в сентябре, когда началась работа второй (осенней) сессии Верховной Рады.

Главной особенностью новой Верховной Рады стала работа в "турборежиме", когда максимально возможное число законопроектов рассматривалось в кратчайшие сроки. От этого зачастую страдало качество принимаемых законопроектов, и возникали серьезные нарекания относительно соблюдения процедурных правил их рассмотрения. Но скорость и результативность работы парламента были беспрецедентными.

В сентябре был рассмотрен целый ряд значимых законопроектов. Особо следует отметить заявку на малую конституционную "революцию". Уже в первый день осенней сессии (3 сентября) была окончательно отменена депутатская неприкосновенность, за что проголосовали 373 депутата, в том числе даже те, кто критиковал этот законопроект и указывал на процедурные отклонения при его рассмотрении. Кроме того, еще семь конституционных законопроектов были направлены на экспертизу Конституционного суда. Среди них и такие резонансные инициативы, как сокращение количества депутатов Верховной Рады с 450 до 300, дополнительные основания для досрочного прекращения полномочий депутатов парламента, право Президента Украины создавать независимые регуляторные органы, назначать на должности и освобождать от должностей директора Национального антикоррупционного бюро Украины и директора Государственного бюро расследований. Правда, не все конституционные инициативы Президента В.Зеленского получили поддержку более 300 народных депутатов, что говорит об определенных рисках в перспективе, при голосовании этих законопроектов во втором чтении.

Среди других важных законопроектов, принятых парламентом в сентябре в целом следует отметить закон о процедуре импичмента (Президент В.Зеленский пошел на принцип и провел через новый парламент свою версию этого закона, предварительно отклонив закон, принятый предыдущим парламентом), о реформировании прокуратуры, "о перезагрузке власти", об изменениях в законе об обороне Украины, об изменениях в законе "О Высшем антикоррупционном суде".

В сентябре парламент принял и ряд важных кадровых решений. Самым резонансным стало увольнение всего состава Центральной избирательной комиссии, который был назначен всего лишь год назад и успешно провел президентские и парламентские выборы 2019 г. Это решение вписывается в общую логику концентрации власти в руках Президента В.Зеленского и его команды.

В первой половине сентября наблюдался своеобразный кураж парламентской автократии "Слуги народа". Принимались все законопроекты, поданные в парламент Президентом Украины. Однако в середине сентября возникли первые сбои в работе "зеленого принтера" Верховной Рады, а затем стал проявляться и ропот внутри правящей фракции. Это пока еще не "бунт на корабле", но уже нескрываемое недовольство части депутатов фракции "Слуга народа", что повлекло за собой и провал ряда законопроектов, поданных Президентом В.Зеленским, особенно тех, что представляли собой определенные риски для новых депутатов (в частности, по изменениям в Криминальном кодексе). В руководстве страны и в самой фракции эту проблемную ситуацию пытаются выправить.

В сентябре отчетливо проявилась политическая структура новой Верховной Рады. Монобольшинство парламента – фракция партии "Слуга народа". В роли тактических союзников правящей партии по отдельным законопроектам и кадровым решениям выступали депутатская группа "За будущее", часть внефракционных депутатов и фракция партии "Батькивщина". Однако следует отметить амбивалентность политического позиционирования "Батькивщины": внешнюю лояльность Президенту Зеленскому и поддержку его парламентской фракции по ряду вопросов, с одновременной демонстрацией идеологической оппозиции по острым социальным проблемам. Идеологическая оппозиция "Батькивщины" наиболее ярко проявилась в начале атаки на земельную реформу. В авангарде этой атаки – сама Юлия Тимошенко с требованием проведения всеукраинского референдума по земельной реформе. Все сильнее заметно политическое провисание "Голоса" с тенденцией к вторичной оппозиционности (за исключением вопросов экономической политики) в тени партии П.Порошенко. Партия С.Вакарчука рискует повторить судьбу "Самопомощи". В глухом оппозиционном гетто оказались фракции "ОПЗЖ" и "Евросолидарности". Они ни на что не влияют в парламенте, демонстрируют свою оппозиционность новой власти, но при этом иногда могут поддержать те или иные решения парламентского большинства. В частности, свою конструктивность новой власти проявляют часть депутатов ОПЗЖ.

Уход А.Данилюка из команды Президента В.Зеленского

Одним из резонансных событий конца сентября стала отставка Александра Данилюка с должности секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины. Некоторые наблюдатели поспешили увидеть в этом событии чуть ли не начало распада команды Президента В.Зеленского. Думаю, что это не точный диагноз ситуации. Нет никакого распада или раскола команды В.Зеленского. Все гораздо проще – А.Данилюк так и не стал своим для этой команды. Он сблизился с Владимиром Зеленским и завоевал его доверие и уважение во время президентской избирательной кампании, но как только В.Зеленский стал Президентом, а А.Данилюк секретарем СНБО, они стали отдаляться друг от друга. Судя по оценкам самого А.Данилюка, охлаждению его отношений с Президентом В.Зеленским способствовало и противостояние с главой Офиса Президента А.Богданом. Это противостояние, а также ослабление влияния А.Данилюка в системе политического управления вокруг Президента В.Зеленского и подтолкнули А.Данилюка к отставке с поста секретаря СНБО. Почти зеркально повторилась ситуация июня 2018 г., когда А.Данилюк написал заявление об отставке с должности министра финансов из-за конфликта с Премьер-министром В.Гройсманом, и в итоге был уволен. Так что это, скорее, тенденция для самого А.Данилюка. Однако, команде Президента В.Зеленского следует учитывать, что и увольнение А.Данилюка с должности секретаря СНБО и возросшее напряжение вокруг Приватбанка с тревогой воспринимаются международными партнерами Украины, особенно МВФ, и западными инвесторами.

Начало реформы прокуратуры

Одна из значимых тенденций сентября – начало реформы прокуратуры. Новый Генпрокурор Р.Рябошапка рьяно взялся за дело. За прошедший месяц он провел настоящую кадровую чистку, поменяв большую часть своих заместителей и большинство областных прокуроров. Своими заместителями он назначил В.Касько и В.Чумака, которые в недавнем прошлом были в оппозиции к бывшему президенту П.Порошенко.

Уже в первые дни своей работы новый Генпрокуроор Р.Рябошапка подготовил и представил в парламент президентский законопроект о реформе прокуратуры. Этот законопроект был рассмотрен Верховной Радой в течение 10 дней и утвержден 19 сентября, а 23 сентября подписан Президентом Украины. Реформа прокуратуры предусматривает существенные структурные изменения, оптимизацию численности корпуса прокуроров с 15 тыс. до 10 тыс., а также переаттестацию всех действующих прокуроров. В рамках реформы усиливается прямое влияние Генпрокурора на кадровую политику и уменьшение влияния прокурорского самоуправления. Внешне это выглядит не очень демократично, но необходимо для борьбы с круговой порукой в прокуратуре и эффективного кадрового обновления в ведомстве.

Обострение противостояния между Офисом Президента Украины и мэром Киева В.Кличко

В сентябре вновь обострилось противостояние между Офисом Президента Украины и парламентской фракцией партии "Слуга народа", с одной стороны, и мэром Киева В.Кличко с другой стороны.

Как и ожидалось новый Кабинет министров отстранил Виталия Кличко от должности главы Киевской городской госадминистрации (КГГА). Это произошло уже 4 сентября. Однако с назначением нового руководителя КГГА Офис Президента спешить не стал.

Вместо этого развернулась борьба в информационной сфере и в правовом поле.

6 сентября состоялась очная политическая дуэль между мэром Киева В.Кличко и главой Офиса Президента А.Богданом в первом выпуске ток-шоу "Свобода слова Савика Шустера" на телеканале "Украина". Оба не блистали ораторскими талантами в этой дискуссии, но А.Богдан был лучше подготовлен к полемике, использовав ряд "домашних заготовок", а вот Виталий Кличко излишне нервничал. Показательно другое. В этой дискуссии А.Богдан несколько раз назвал В.Кличко "мэром Киеврады". Это, видимо, те полномочия, которые Андрей Богдан готов оставить для Виталия Кличко.

16 сентября народный депутат от "Слуги народа" Александр Ткаченко, которого считают потенциальным кандидатом и на пост главы КГГА и на должность мэра Киева, попросил Премьер-министра Алексея Гончарука провести аудит деятельности мэра Киева Виталия Кличко и властных структур столицы. В тот же день мэр Киева Виталий Кличко обратился в Государственную аудиторскую службу с просьбой осуществить финансовый аудит деятельности структур КГГА, коммунальных предприятий и других подразделений за период 2015-2019 годов.

Также 16 сентября группа народных депутатов фракции "Слуга народа" внесла в Верховную Раду законопроект об изменениях в законе о столице Украины, в котором внеочередные выборы мэра Киева и депутатов городского совета предлагалось провести 8 декабря 2019 года. В ответ мэр Киева Виталий Кличко инициировал альтернативный законопроект о столице Украины, который внесли депутаты от партии П.Порошенко.

В итоге, 3 октября из четырех законопроектов о столице Украины за основу ожидаемо был принят проект, поданный А.Ткаченко и другими депутатами от "Слуги народа". Какой будет окончательная редакция этого закона, посмотрим после его окончательного утверждения. Пока важно другое. Уже понятно, что 8 декабря выборов в Киеве не будет. Они состоятся позднее. Дата выборов будет зависеть от даты окончательного принятия закона о столице Украины. Но ясно, что эти выборы уже неизбежны. И некоторые из потенциальных кандидатов на пост мэра Киева свою избирательную кампанию уже начинают.

Криминальные инциденты вокруг В.Гонтаревой

Странной, почти конспирологической тенденцией сентября стала цепочка криминальных инцидентов вокруг бывшей главы Национального банка Украины Валерии Гонтаревой. В конце августа В.Гонтареву сбил автомобиль в Лондоне, в результате чего она получила серьезные травмы и оказалась в госпитале. В начале сентября сожгли машину невестки В.Гонтаревой. 12 сентября Государственное бюро расследований (ГБР) провело обыск в киевской квартире В.Гонтаревой. 17 сентября сожгли загородный дом В.Гонтаревой. Все эти события вызвали большой информационно-политический резонанс. На поджог дома В.Гонтаревой вынуждены были отреагировать официальные лица, включая Президента В.Зеленского, министра внутренних дел А.Авакова и Генпрокурора Р.Рябошапку.

Сама В.Гонтарева в этих инцидентах почти прямо обвиняет И.Коломойского. К подозрениям в адрес скандального олигарха склоняются и многие наблюдатели. Однако И.Коломойский и близкие ему СМИ намекают, что эти инциденты якобы отвечают интересам В.Гонтаревой и позволяют ей получить политическое убежище в Великобритании, избежав выдаче украинскому правосудию. Правда, никто такой выдачи пока и не требует. Оценивая цепочку криминальных инцидентов вокруг В.Гонтаревой следует принимать во внимание и возможность версии о мести со стороны пострадавших от той чистки, которую она проводила в банковском секторе.

Версии о криминальных инцидентах вокруг В.Гонтаревой могут быть разные, но уже очевидно, что эта ситуация усилила настороженность и критичное внимание международных партнеров Украины к проблеме использования криминальных методов в бизнес-политических конфликтах в нашей стране.

Всплеск информационно-политической активности Коломойского

В сентябре о себе вновь громко напомнил Игорь Коломойский. Целая череда его новых скандальных интервью и комментариев. Встреча с Президентом В.Зеленским и руководством страны в офисе главы государства. Резонансное появление в кулуарах форума "Ялтинской Европейской Стратегии", организованного В.Пинчуком. Включение в прямой эфир ток-шоу С.Шустера, закончившееся конфликтом с ведущим. Это лишь самые заметные публичные события, в центре которых был И.Коломойский в сентябре. Но он также незримо присутствовал и в ряде других событий и процессов: вновь обострившееся конфликтное напряжение вокруг дальнейшей судьбы Приватбанка, утверждение нового руководства компании "Центрэнерго", уже упомянутые инциденты вокруг В.Гонтаревой.

Что это – неуемное тщеславие Игоря Валерьевича или желание показать, кто сейчас "главный олигарх" в стране? Если второе, тогда нас ожидает борьба за передел рынков, обострение бизнес-политических конфликтов и очередная волна недоверия со стороны международных партнеров и потенциальных инвесторов. Параллельно это станет серьезным вызовом и острой политической проблемой для Президента В.Зеленского.

Страсти по "формуле Штайнмайера"

В сентябре наблюдалась повышенная переговорная активность, но еще больше было эмоций, и даже страстей по поводу результатов переговоров.

В начале сентября переговоры в закрытом режиме завершились успешным освобождением украинских моряков и политзаключенных, находившихся в российских тюрьмах, что вызвало в Украине (и не только) бурный всплеск положительных эмоций.

А вот во второй половине сентября кипели совсем другие эмоции – подозрений, страхов, возмущения, недоверия и неприятия действий власти по поводу согласования так называемой "формулы Штайнмайера". Еще 2 сентября на встрече в Берлине помощников лидеров стран Нормандского формата была достигнута предварительная договоренность о согласования так называемой "формулы Штайнмайера". Напомню, что суть этой идеи, высказанной три года назад бывшим министром иностранных дел, а сейчас Президентом ФРГ, Ф.-В.Штайнмайером, заключается в следующем: особый статус для ОРДЛО вступает в силу предварительно в 20:00 по местному времени в день голосования на местных выборах в этом регионе и действует на временной основе до дня публикации итогового доклада миссии БДИПЧ (Бюро по демократии и правам человека) ОБСЕ о соответствии этих выборов стандартам ОБСЕ и международным стандартам для демократических выборов; в случае соответствия этим стандартам закон об особом статус начинает действовать на постоянной основе.

После успешного освобождения украинцев из российского плена Президент В.Зеленский стремился провести встречу лидеров стран Нормандского формата до конца сентября. Однако помощник президента России Юрий Ушаков заявил 13 сентября, что перед проведением встречи в "нормандском формате" нужно выполнить несколько условий: окончательно отрегулировать вопрос с разведением сил и средств в трех так называемых "пилотных районах" – Станица Луганская, Золотое и Петровское; зафиксировать письменно в рамках Контактной группы так называемую "формулу Штайнмайера"; подготовить текст, который лидеры могли бы принять по итогам саммита.

В середине сентября дискуссия о "формуле Штайнмайера" шла скорее в абстрактной форме. Однако 18 сентября, в день заседания Трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске, министр иностранных дел Украины В.Пристайко сообщил о том, что он дал согласие на так называемую "формулу Штайнмайера". Это сразу же вызвало всплеск эмоций в информационной сфере и в социальных сетях. Появились призывы к проведению акции протеста против подписания этой формулы. Но вечером 18 сентября стало известно, что украинская делегация отказалась подписывать окончательный документ по "формуле Штайнмайера", заявив, что не имеет принципиальных возражений по ее сути, "однако реализация этой формулы возможна только при условии выполнения следующих пунктов: полное прекращение огня; обеспечение эффективного мониторинга СММ ОБСЕ на всей территории Украины; вывода с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и военной техники; разведение сил и средств вдоль всей линии соприкосновения; обеспечение работы Центральной Избирательной Комиссии Украины, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей; установление контроля над неподконтрольным Украине участком российско-украинской границы и выполнение других пунктов, предусмотренных украинским и международным законодательством и минскими соглашениями". Это заявление вызвало резкую критику, едва ли не в истеричной форме, главы российской делегации на переговорах ТКГ в Минске Б.Грызлова. На следующий день министр иностранных дел РФ С.Лавров нажаловался на Украину министру иностранных дел Германии Г.Маасу. Министр иностранных дел Украины В.Пристайко пояснил, что Трехсторонняя контактная группа в Минске из-за технического недоразумения письменно не согласовала условия проведения выборов на оккупированной части Донбасса. Но, по некоторым данным, отбой в последний момент дали в Офисе Президента Украины, опасаясь массовых протестов по поводу "формулы Штайнмайера".

Тем не менее, акция протеста против этой формулы под окнами Офиса Президента Украины все-таки состоялась 19 сентября. Она оказалась не очень массовой (в ней приняли участие несколько сот человек), но довольно шумной. Очень шумной и весьма эмоциональной оказалась и публичная дискуссия по поводу "формулы Штайнмайера". В рядах критиков этой формулы объединились и принципиальные противники Минских соглашений (и вообще любых компромиссов с Россией, в том числе и по Донбассу), и те, кто опасается неоправданных и рискованных тактических уступок России в переговорном процессе.

Несмотря на довольно бурную дискуссию по поводу "формулы Штайнмайера", ее текст все-таки был согласован 1 октября на очередном заседании ТКГ в Минске. Для того, чтобы нейтрализовать риски подписания совместного документа с сепаратистами, как это произошло при утверждении Минских соглашений, была использована специфическая процедура – каждый глава делегации в ТКГ подписал отдельное письмо на имя главы ТКГ М.Сайдика с идентичным текстом "формулы Штайнмайера". Вечером 1 октября Президент В.Зеленский провел специальный брифинг по поводу согласования "формулы Штайнмайера", а 3 октября выступил со специальным видеообращением к гражданам Украины. В нем Президент Владимир Зеленский постарался успокоить украинцев и заявил, что формула Штайнмайера не предусматривает отказ от Донбасса и Крыма, а также не заставляет проводить выборы "завтра и под дулом пулеметов". Он подчеркнул, что местные выборы на конфликтных территориях должны пройти по украинскому закону, с участием украинских партий и СМИ.

Тем не менее, противники мирного урегулирования на Донбассе на основе Минских соглашений, а также партия П.Порошенко, который в свое время дал согласие на подписание Минских соглашений, а теперь играет роль воинствующего патриота, начали мобилизационную кампанию "Нет капитуляции". Поэтому в ближайшие месяцы можно ожидать существенного возрастания внутриполитического напряжения по проблеме мирного урегулирования конфликта на Донбассе, что будет ощутимо влиять и на переговоры в Минске и в Нормандском формате.

На самом деле, согласование "формулы Штайнмайера" это не измена и не победа, не капитуляция и еще не мир. Это процедурный шаг в сложном переговорном процессе, который дает возможность провести встречу в нормандской формате на уровне лидеров стран. Эту формулу еще придется вписать в Дорожную карту выполнения Минских соглашений, в которой надо взаимоувязать вопросы безопасности и вопросы политического урегулирования. Потенциальные риски связаны не с самой "формулой Штайнмайера", а с другими возможными проблемами: 1) возможность внутриполитического кризиса, если значительная часть украинских граждан и значительная часть влиятельных политических сил категорически не согласятся на договоренности по мирному урегулированию конфликта в Донбассе и устроят массовые протесты; 2) согласие украинских переговорщиков на такие условия проведения местных выборов на Донбассе, которые вызовут резкое неприятие внутри Украины, в частности на проведение выборов под контролем так называемых ДНР и ЛНР; 3) если "особый статус" будет получен так называемыми ДНР и ЛНР. Пока никакие красные линии не перейдены, но существуют потенциальные риски, о которых Президент Зеленский и руководство страны должны помнить. Все ключевые проблемные вопросы (формула выборов, вопросы безопасности и прекращение боевых действий, толкование "особого статуса" и т.д.) пока остаются несогласованными, и вокруг них будет идти сложный переговорный процесс. Его результативность будет зависеть от готовности России к взаимоприемлемым компромиссам. Если таких компромиссов не будет, то не будет и использования "формулы Штайнмайера".

На переговорный процесс по Донбассу может оказать определенное влияние еще один фактор. 28 сентября подал в отставку, в связи со своей некоторой причастностью к "украинскому кейсу" во внутриполитическом кризисе в США, спецпредставитель США по Украине Курт Волкер. Он был известен своей проукраинской позицией и жесткой оценкой действий России против Украины. И вот теперь возникает два вопроса: 1) сохранится ли сам функциональный статус "спецпредставителя" США по Украине и "спецпереговорщика" США с Россией по украинскому вопросу? (от этого зависит степень вовлеченности США в переговоры по урегулированию конфликта на Донбассе); 2) кто заменит К.Волкера, и какой будет позиция нового "спецпереговорщика" по украинскому и российскому вопросам? "Утечки" из Вашингтона, о которых сообщило 5 октября издание "Зеркало недели", вроде бы дают хотя бы частичные ответы на эти вопросы. Но пока это неофициальная информация. А у Президента Трампа, как известно, могут быть неожиданные решения.

Настораживающие тенденции в военной ситуации на Донбассе

Несмотря на активизацию переговорного процесса, военная ситуация на Донбассе не становится более спокойной. Скорее напротив, стрелять стали чуть больше. Почти каждый день в сентябре в зоне боевых действий применялось оружие, запрещенное Минскими соглашениями. В сентябре на Донбассе погибли 11 украинских военнослужащих (в августе – 8). По сравнению с августом, в сентябре было вдвое больше раненых – 38. По данным СММ ОБСЕ интенсивность обстрелов в зоне конфликта в конце сентября достигла уровня, который наблюдался до начала перемирия.

Тем не менее, продолжается подготовка к отводу войск в Петровском и Золотом. Разведение войск в районе этих населенных пунктов намечено на 7-8 октября.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...