26 травня 2021, 12:43

Два года и три сезона сериала "Президент Зеленский"

Это текстовый вариант видеоблога на ту же тему: https://www.youtube.com/watch?v=5bjqpIl1U1A&t=2s

20 мая исполнилось два года президенству Владимира Зеленского. Это повод для подведения определенных итогов. И почти все комментаторы в последние дни определяли достижения и неудачи первых двух лет правления Владимира Зеленского, выставляли ему оценки, прямо как в школе. Но это неизбежные особенности жанра при подведении политических итогов.

Я же обращу внимание на другое – на эволюцию президентства Владимира Зеленского, на изменение его политических установок, и даже стиля правления. В процессе своего президентства меняется и сам Владимир Зеленский, и особенности его политического поведения. За два года его президентства можно выделить несколько различных периодов со своим особым содержанием и ярко выраженной спецификой.

В этой связи я прибегну к аналогии сериала. Во-первых, потому что все равно очень многие сравнивают (вольно или невольно) его президентство с сериалом "Слуга народа". Конечно же, любой объективный наблюдатель понимает различие между художественным вымыслом и реальной политикой. И правление Владимира Зеленского развивается совсем иначе, чем сюжет его же фильма (хотя какие-то параллели и можно провести, при желании). Но сама метафора "сериала" очень образна, ассоциируется с Владимиром Зеленским, и дает нам возможность проследить ту самую эволюцию его президентства, которая и является целью моего анализа. Во-вторых, политический процесс цикличен, неоднороден, и по своему содержанию, и по своей динамике. Поэтому метафора "сериала" подходит даже как аналитический инструмент.

Итак, сериал "Президент Зеленский". В главной роли, естественно, сам Владимир Зеленский. И это не просто очередная роль. Именно он принимает окончательные государственные решения. Конечно же, при помощи госаппарата и своих советников. И именно Владимир Зеленский играет ключевую роль в нынешнем политическом режиме, определяет его особенности. Продолжая метафору сериала, отмечу, что Владимир Зеленский является и главным его продюсером. Но на разных этапах его президентства были и сопродюсеры: вначале Андрей Богдан, затем Андрей Ермак как руководители Офиса Президента. Последние месяцы в роли еще одного продюсера стал выступать секретарь Совета национальной безопасности Алексей Данилов. Я не буду анализировать отдельные яркие эпизоды этого сериала. При желании их можно легко выделить (на творческий и политический вкус любого наблюдателя) и рассматривать самостоятельно. Я буду анализировать этот сериал в более широкой рамке – по сезонам, т.е. по крупным, большим периодам, каждый из которых имел свою главную тему, и свою специфику. На мой взгляд, за два года правления Владимира Зеленского мы увидели три разных сезона этого сериала. И третий сезон еще не закончен, он продолжается.

Сезон первый. Я бы его назвал "Новые лица и турборежим". Это стартовый период президенства Владимира Зеленского и завязка всего сериала. Начинается он с первых дней его президентства, а заканчивается в феврале – начале марта 2020 года.

С приходом к власти Владимира Зеленского в Украине стартовал грандиозный политический эксперимент: главой государства стал человек, который никогда ранее не занимался политикой и не имел опыта государственного (или коммунального) управления. Более того, на волне феномена Зеленского такое же обновление произошло и в других институтах центральной власти. В результате инициированных новым Президентом досрочных парламентских выборов состав Верховной Рады обновился на 80%. Впервые за последние 25 лет у нас появилось однопартийное большинство. При этом во фракции большинства – от партии "Слуга народа" – все депутаты были впервые избраны в состав парламента. На 90% обновился состав Кабинета министров, утвержденного новым составом Верховной Рады. На тот момент это было самое молодое правительство в Европе. Абсолютное большинство новых министров, включая и нового Премьер-министра, и всех его заместителей, до того момента никогда не были на высоких должностях в исполнительной власти. К власти пришли "новые лица". Главным новым лицом конечно же был сам Президент Зеленский. Он сделал ставку на кардинальное обновление и омоложение и верхушки исполнительной власти и состава парламента, полагая, что приход новых лиц к рычагам власти сам по себе изменит управленческую ситуацию к лучшему.

Кроме того, с решительностью и бесшабашностью политического новичка Владимир Зеленский попытался решить накопившиеся в стране проблемы лихой атакой, блицкригом. Это было обусловлено в том числе и его темпераментом. Новый Президент не хотел ждать. И он, и его избиратели ожидали быстрых результатов. В сентябре 2019 г. появился термин "турборежим". Им характеризовали интенсивную работу парламентского большинства. Но этот термин был вполне применим и к деятельности всех новых людей, пришедших к власти вслед за Зеленским.

Однако довольно быстро выяснилось, что невозможно работать в "турборежиме" постоянно. К тому же ни у новых парламентариев, ни у новых министров не было готовых рецептов для решения сложнейших проблем, которые уже давно стояли перед страной. Набор проектных заготовок был исчерпан буквально за месяц. А на подготовку новых законопроектов и управленческих решений исполнительной власти требовалось время и серьезные усилия. Самое главное, оказалось, что такие сложнейшие задачи как урегулирование конфликта на Донбассе, ускорение социально-экономического развития, преодоление бедности, борьба с коррупцией, и многие другие, невозможно решить наскоком.

Уже со второй половины осени 2019 года "турборежим" стал давать сбои, все чаще стали возникать проблемы в работе и парламента и правительства. Еще одним неприятным открытием для Президента Зеленского стали проблемы с "новыми лицами". Помимо отсутствия опыта, что является временным недостатком, проявились более серьезные негативы. И парламентская команда "Слуги народа", и новый состав Кабмина набирались весьма поспешно, и без должной проверки и селекции. В результате среди депутатов моно-большинства оказались ряд случайных людей, профессионально и морально не соответствовавших требованиям работы в парламенте. К тому же, как и электорат Владимира Зеленского, его парламентская фракция оказалась идеологически и политически достаточно неоднородной, а это стало приводить и к сбоям в голосовании. И некоторые новые министры оказались не готовы (прежде всего управленчески и психологически) к работе на таком высоком уровне ответственности. Также стало очевидным, что и "новые лица" не всегда могут устоять перед соблазнами, связанными с большой властью. Все чаще стали проявляться противоречия и внутри президентской команды.

В общем, в начале 2020 года для Президента Зеленского стало понятно, что необходима определенная реорганизация его команды, и существенная коррекция установок в тактике политических изменений (необходимо было переходить к более долговременным инструментам решения политических проблем). На кадровых изменениях в руководстве Офиса Президента, смене правительства и Генпрокурора и закончился первый сезон нашего сериала. К тому же появился новый глобальный вызов – пандемия коронавируса, которая определила главную сюжетную линию следующего сезона.

Сезон второй"Черная полоса" (или "Борьба с болезнями") . В данном случае под болезнями я имею в виду не только эпидемию коронавируса, поразившую весь мир, но и политические и социально-экономические проблемы, вызванные пандемией, и проблемы внутри президентской команды, и противостояние различным политическим вызовам, которые возникли перед Президентом Зеленским и его командой. Так что в широком смысле речь идет о борьбе с разнообразными проблемами, навалившимися на Владимира Зеленского в этот период. Начинался этот сезон (политический период) в марте 2020 года, а закончился в конце января текущего года.

В этот период Президент Зеленский вынужден был перейти к обороне и к окопной политической войне, защищаясь и от атак разнообразных критиков и оппонентов, и от разнообразных проблем, одновременно навалившихся и на страну, и на него как руководителя государства. Время от времени Зеленский пытался контратаковать, но без особого эффекта.

Вынужденно изменились и подходы Президента Зеленского к государственной политике. Он не отказался от ставки на "новые лица", но стал проводить политическую селекцию среди своих выдвиженцев, оставляя более эффективных руководителей, способных действовать в рамках единой команды. Он также понял необходимость укрепления исполнительной власти более опытными кадрами. Хотя и в этот период в кадровой политике было допущено, на мой взгляд, немало ошибок. И "новые лица", и "опытные кадры" пришлось тестировать привычным для нас методом проб и ошибок. Произошло еще одно значимое изменение – вместо быстрых и эффектных действий пришлось использовать традиционные политические методы. И сам Владимир Зеленский в этот период стал все сильнее трансформироваться в классического, традиционного Президента. Это стало заметно и внешне, и в стилистике его политического поведения.

Это был этап испытаний. Почти весь год неуклонно снижались рейтинги Владимира Зеленского. В условиях эпидемиологического и экономического кризиса это было неизбежно. Оппоненты заговорили об ослаблении Президента Зеленского, а злые языки стали пророчить чуть ли не его добровольную отставку.

Но эти прогнозы не оправдались. В начале феврале текущего года стартовал Сезон третий – "Санкции и деолигархизация". У героя нашего сериала открылось второе дыхание. Он нашел чудесное оружие. Метафору выбирайте на ваш вкус – чудесный меч, волшебную палочку, или, по-современному – чудесный гаджет с волшебной кнопкой. Я о санкциях Совета национальной безопасности и обороны, которые Президент Зеленский стал использовать в качестве такого чудесного оружия. Владимир Зеленский перешел от обороны к наступлению. И решил начать свой поход против грозных и сильных великанов, которых у нас называют олигархами, и прежде всего против самого пророссийского из них – Виктора Медведчука.

Президента Зеленского вновь стали бояться. А в нашей политике это очень значимо. И рейтинги Владимира Зеленского вновь стали расти. В общем, вторую годовщину своего президентства наш герой встретил на мажорной ноте.

Но Президенту Зеленскому и его команде надо понимать, что сфера воздействия санкций ограничена – и функционально, и во времени. Невозможно решить все проблемы, тем более самые сложные, методом санкций Совета нацбезопасности. Да, Владимиру Зеленскому, в соответствие с его темпераментом, очень импонирует моментальный и сильный эффект санкций. Особенно в сравнении с медленной и не очень эффективной работой наших правоохранительных органов, и судами, которые годами могут рассматривать криминальные дела. И результат не гарантирован. Но даже санкционные решения придется оформлять и традиционными правовыми процедурами. И уже очевидно, что надо заниматься и решительным лечением судебной системы, и кардинальным повышением эффективности наших правоохранительных органов.

Но самое главное: с помощью санкций не решить наиболее актуальные задачи государственной политики – подъем экономики и уровня жизни простых украинцев, преодоление коррупции, урегулирование военно-политического конфликта на Донбассе. И для решения этих проблем нет чудодейственных политических инструментов, подобных санкциям, которые бы давали моментальный и сильный позитивный эффект. И Президенту Зеленскому придется искать другие эффективные инструменты для решения наиболее острых проблем страны. Но об этом будут уже следующие сезоны нашего сериала. А третий сезон пока продолжается.

Мы еще не знаем, о чем будет следующий сезон сериала "Президент Зеленский". Возможно, его главной и самостоятельной темой станет уже упомянутая деолигархизация. А может быть появится и какая-то другая определяющая тема. Ведь в отличие от кино, сценарии реального политического процесса пишет сама жизнь, а не только профессиональные сценаристы и режиссеры (т.е., государственные деятели и политики).

В заключение подведу самые общие, хотя пока и предварительные (двухлетние) итоги президентства Владимира Зеленского. Как я уже отмечал в самом начале нашего разговора, это грандиозный политический эксперимент. Он не принес чудесного и быстрого решения всех наших проблем. И вряд ли это могло случиться. Но не произошло и катастрофы, которую пророчили оппоненты Владимира Зеленского. Страна продолжает двигаться в том же направлении, которое было выбрано в 2014 году. Зеленский согласился с этим политическим выбором, потому что это был выбор и большей части украинцев, и большей части политического класса страны. А конфликт и противостояние с Россией только усилили мотивацию в движении на Запад, и в развитии страны по европейской модели.

Конечно же, президентство Владимира Зеленского развивается очень неоднозначно. При нем, присущая украинской политике полухаотичность даже несколько усилилась. Заметнее стала слабость наших государственных институтов, особенно правоохранительных, и огромные проблемы с судебной системой. Но именно государственные институты и околополитическая экспертная среда компенсировали отсутствие опыта и недостаток компетенции у тех людей, которые пришли к власти в 2019 году. Самое главное, при президентстве Владимира Зеленского курс на обновление и модернизацию страны не только сохранился, он получил новый импульс. Нетерпеливый темперамент Президента Зеленского этому даже способствует. Позитивное значение, на мой взгляд, имело и масштабное обновление политических и административных элит. Да, среди "новых лиц" оказалось немало случайных и недостаточно подготовленных людей. Нечто подобное мы уже наблюдали в начале 1990-х гг. Уже сейчас и в ближайшие годы будет происходить естественный отбор среди "новых лиц", кто-то из них останется в политике и в исполнительной власти, а кто-то будет отсеян. Надо понимать, что это еще и процесс смены политических поколений, который просто ускорился в последние годы.

Владимир Зеленский на президентских выборах 2019 года был антисистемным кандидатом. Но он не стал антисистемным президентом. Однако периодически он входит в стихийный конфликт с системой, построенной прежними политическими элитами, он ломает привычные для них правила игры, как в случае с Медведчуком и Конституционным судом. У него нет готовой, спроектированной модели некой новой системы, скорее он идет от отрицания отдельных существенных элементов старой системы. Поэтому процесс обновления развивается так стихийно и противоречиво, иногда даже сумбурно. Но он все-таки развивается.

Владимир Зеленский все еще ищет себя в роли Президента. Он ищет свои подходы к традиционным задачам государственной политики. Он ищет более эффективных исполнителей. В нем борются два начала – необходимость играть роль нормального, классического Президента, и тот прежний Вова Зеленский, который несколько самонадеянно бросил вызов старым политическим элитам. Грандиозный политический эксперимент продолжается. И он еще принесет нам немало сюрпризов.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...