3 липня 2021, 19:33

Важный шаг в реформировании архитектурно-строительной отрасли

1 июля Верховная Рада утвердила законопроект N5655, направленный на реформирование архитектурно-строительной отрасли. О значении этого законопроекта я писал некоторое время назад (https://blogs.pravda.com.ua/authors/fesenko/60d3775c815f8/). На фоне таких резонансных документов как "законопроект об олигархах" или налоговый законопроект N5600 это решение прошло почти незаметно. Поэтому не случайно я тогда написал о "незаметных полях борьбы с коррупцией". Но на самом деле этот законопроект открывает дорогу для значимой антикоррупционной реформы в отрасли, которая считается одной из наиболее коррумпированных. Одновременно это и дальнейшее развитие реформы децентрализации (в сфере градостроения).

За законопроект N5655 проголосовало более 300 депутатов (конституционное большинство), в том числе 226 депутатов парламентской фракции партии "Слуга народа", а также представители большей части депутатских фракций и групп. Это говорит об определенном парламентском консенсусе в этом вопросе, и о понимании общественной значимости реформы архитектурно-строительной отрасли. Наверное символично, что законопроект N5655 был проголосован в один день с "законопроектом об олигархах". В разных формах это движение в одном направлении – в противодействии коррупции и влиянию олигархов (в том числе в строительной отрасли).

Принятие законопроекта N5655 стало личной политической победой для министра Чернышова. Ему удалось менее чем за полгода сдвинуть с мёртвой точки проблему, которая годами мешала развитию и модернизации архитектурно-строительной отрасли. Причем отмечу гибкую и, как оказалось, очень эффективную тактику продвижения этого законопроекта через Верховную Раду. В его подготовке на платформе профильного ведомства (министерства по развитию громад и территорий) приняли участие народные депутаты Украины, профильный комитет Верховной Рады, Конфедерация строителей Украины, Офис простых решений, Ассоциация городов Украины, застройщики и представители рынка. Тот факт, что соавторами законопроекта стала большая группа народных депутатов существенно облегчило его прохождение и принятие.

Утверждение в парламенте законопроекта N5655 позволит комплексно реформировать всю сферу градостроительства, которая в итоге станет более прозрачной и менее коррумпированной. Будут введены электронные квалификационные подписи всех участников строительного процесса: заказчика генпроектировщика, инженера градостроительного контроля и т.д... Все они персонально будут отвечать за то, что проект реализован в рамках законодательства. После подписания происходит автоматическая регистрация документов о принятии объекта в эксплуатацию.

Также отмечу, что возрастает роль и ответственность местных громад за градостроительный контроль. В результате реализации реформы органы местного самоуправления будут обязаны контролировать все строительные процессы на территориях своих общин. Они будут выявлять объекты самовольной застройки и реагировать, вплоть до решения по сносу "нахалстроев". Органы местного самоуправления будут также обязаны принять все законные меры к соответствующему наказание всех участников незаконных действий – вплоть до лишения права на профессиональную деятельность в этой сфере.

Принятый законопроект предполагает окончательную ликвидацию скандальной и коррумпированной Государственной архитектурно-строительной инспекции. Вместо нее создается новый институт – Государственная инспекция архитектуры и градостроительства. Может показаться, что речь идет лишь о смене названия и некоторой организационной перестройке. На самом деле все гораздо существеннее, предполагается изменение и модернизация функций градостроительного контроля, их децентрализации и большая прозрачность (через создание Единой электронной системы в сфере строительства). Диджитализация градостроительного контроля это еще и его модернизация с использованием современных информационных технологий.

Важным направлением реформы архитектурно-строительной отрасли является усиление борьбы с коррупцией в этой сфере. В этой связи отмечу Договоренность о сотрудничестве между Министерством по развитию громад и территорий, НАБУ и Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства, которая зафиксирована в рамках Меморандума "О проверке сотрудников на добропорядочность". В частности, речь идет о том, что НАБУ поможет (через процедуры антикоррупционной проверки) в проведении конкурсов по отбору кандидатов на должности государственных служащих и работников Государственной инспекции архитектуры и градостроительства.

Что ж, законодатели зажгли "зеленый свет" для реформы архитектурно-строительной отрасли. Теперь дело за ее практической реализацией.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...