15 жовтня 2021, 22:29

О программе "Новое село" и не только

Сейчас все будут обсуждать новые решения СНБО, я же хочу обратить внимание на другое событие, которое внешне выглядит сугубо протокольно и официозно, но, на самом деле, значимо и для политики реинтеграции освобожденных территорий на Донбассе, и для реформы децентрализации. Сегодня во время рабочей поездки в Луганскую область президент Владимир Зеленский ознакомился с реализацией пилотного проекта "Новое село" в Шульгинськой территориальной общине. Проект включает Центр предоставления административных услуг, где можно получить почти сто админуслуг, отделение "Новой почты", аптечный пункт, отделение полиции, магазин продовольственных товаров, сквер и детские площадки. Кроме того, в Шульгинке также заработал первый в Украине Центр культурных услуг для общины, созданный на замену старому сельскому клубу. На базе этого Центра работают новейшая библиотека, зоны для тренингов и семинаров, зона с IT- и робототехникой, внутренний и внешний кинотеатры.

Выглядит все это очень красиво. Но я предвижу критику, традиционную для нас и часто небеспочвенную: мол, все это потемкинские деревни, показуха, пиар и тому подобное. Увы, такой риск действительно есть. Местные власти и отраслевые руководители всегда стремятся показывать именно свои достижения, и рады отрапортовать Президенту о выполнении его программ и поручений. В данном случае отмечу, что Президент Зеленский весной 2021 г. запустил программу "Новое село", которая предусматривает строительство в сельской местности современных пространств с ЦНАП ("Центри надання адміністративних послуг" – укр.), современными магазинами, концертными залами, кинотеатрами и спортивными комплексами. И теперь в ходе своих поездок по регионам Президент будет инспектировать не только объекты программы "Большого строительства", но и выполнение программы "Новое село".

Вряд ли есть сомнения, что украинское село нуждается в модернизации. С этой точки зрения, программа "Новое село" действительно необходима. А чтобы не произошло показухи и "потемкинских деревень" надо контролировать (журналистам, общественным активистам, и просто жителям соответствующих населенных пунктов) реальную ситуацию с этими объектами и после поездок Президента.

Но меня больше волнует другое – привязка программы "Новое село" к процессу реинтеграции освобожденных территорий на Донбассе, и к реформе децентрализации. Вице-премьер А.Резников сообщил, что запланирована реализация таких проектов в 11 сельских общинах Луганской области, 21 общине Донецкой области, 38 – в Херсонской области, то есть в общинах, расположенных вдоль линии соприкосновения на Донбассе и на админгранице с временно оккупированным Крымом, а потом – и по всей Украине. Всего предполагается создать около 1060 таких центров во всех сельских и поселковых общинах.

Специалисты, которые занимаются проблемой реинтеграции ранее оккупированных территорий, давно отмечают, что одной из главных задач для успеха политики реинтеграции является создание положительного контраста на украинских территориях по сравнению с ситуацией на соседних оккупированных территориях. С этой точки зрения значение программы "Новое село" выходит за сугубо сельские рамки. С другой стороны, для экономического и социального возрождения территорий Донбасса, освобожденных от российской оккупации в 2014 г., недостаточно одной программы "Новое село". Это очень урбанизированный регион (особенно Донецкая обл.). Надо модернизировать экономику и социальную сферу всего региона в целом. Именно поэтому в Министерстве по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий разработали Стратегию экономического развития Донецкой и Луганской областей до 2030 г. Главное, чтобы эта стратегия не осталась на бумаге, а стала реальным руководством к действию.

Что касается программы "Новое село", то в наибольшей степени она должна быть привязана к реформе децентрализации. Насколько я понимаю, объекты этой программы будут создаваться прежде всего в административных центрах территориальных общин, однако сел и поселков у нас намного больше. И в рамках программы "Новое село" (в контексте ее развития) есть смысл продумать логистику доступности общественных услуг (не только административных), в том числе медицинских, образовательных, культурных услуг для тех жителей общин, которые живут вне административных центров территориальных общин. Проблема в том, что это требует межведомственного взаимодействия, а с этим у нас всегда были сложности. Но работу над такой логистикой (и ее административным обеспечением) может взять на себя Министерство развития общин и территорий Украины. Руководитель этого ведомства – Алексей Чернышов – всегда очень тщательно относился к выполнению поручений Президента Украины. А здесь речь идет о президентской программе. Так что есть смысл постараться.

Итоговый вывод: государственная политика – это не только пиар и красивая телекартинка. Гораздо важнее – конкретные результаты. Вот о них и нужно в первую заботиться. А будут результаты, будет что показать и о чем рассказать. И главное, чтобы эти результаты ощутили простые украинцы, в том числе жители сел и поселков украинской глубинки.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...