6 листопада 2022, 13:43

Сценарии ближайшего политического будущего россии

Одна из популярных тем, которая обсуждается и в Украине, и на Западе, и в российских оппозиционных кругах – что будет с россией дальше, в случае того или иного исхода нынешней большой войны между россией и Украиной. Для нас это вопрос национальной безопасности, оценки рисков на будущее. Эта проблема актуальна и для стран ЕС и НАТО, особенно для тех, кто граничит с россией. Учитывая ядерный потенциал россии, это также проблема глобальной безопасности.

Очевидно, что дальнейшая судьба россии зависит от исхода ее войны с Украиной. Это начинают понимать и в самой россии, в том числе и сторонники путина. Но также надо учитывать, что и развитие внутриполитической ситуации в россии будет влиять на ход войны россии против Украины и дальнейшие отношения между россией и Украиной.

Какие же сценарии политического будущего россии возможны? Смоделируем различные варианты дальнейшего развития политической ситуации в россии, исходя из нынешних тенденций, исторического опыта россии, подобных исторических прецедентов, а также с учетом тех сценариев, которые уже обсуждаются.

Возможные сценарии дальнейшего развития политической ситуации в россии:

1. Инерционный сценарий – путин остается у власти на неопределенное время. Обязательное условие этого сценария – сохранение путиным хотя бы относительного контроля над внутриполитической ситуацией в россии. Но внутреннее брожение и недовольство в россии будет постепенно усиливаться. Будут проявляться кризисные тенденции в экономике и социальной сфере вследствие международных санкций, с тенденцией к долговременной стагнации российской экономики. А это будет постепенно снижать уровень доверия к власти и лояльности путину со стороны аполитичных россиян. В случае прекращения военных действий в Украине "партия войны" будет недовольна отсутствием победы над Украиной. Если период пребывания путина у власти затянется, то неизбежно одряхление его политического режима по мере старения самого кремлевского диктатора. Как это нередко бывает со стареющими диктаторами, путин может потерять власть еще до своего физического ухода из жизни.

Этому сценарию также может способствовать либо усиление российских позиций на фронтах в Украине (что на данный момент представляется маловероятным), либо тупиковый вариант развития войны между россией и Украиной, когда военные действия перейдут в позиционную фазу, возникнет относительное равновесие между противоборствующими сторонами. В этом случае не исключается либо формализованное, либо неформальное (де-факто) прекращение огня на неопределенный период. Но будут весьма вероятны риски возобновления активных боевых действий. Возможны колебания от состояния "полувойны" к состоянию "ни мира, ни войны".

В любом случае, если путин остается у власти в рф на обозримую перспективу, это будет означать продолжение войны россии против Украины (в той или иной форме). Даже если и будут возникать состояния временного прекращения огня, угроза войны со стороны россии будет всегда актуальной, пока при власти в рф остается путин.

2. Апокалиптический сценарий – "Так не доставайся ты никому!". Умирающий или проигрывающий войну диктатор впадает в клиническую мизантропию в острой форме и попытается отказать в праве на существование и россии и значительной части мира, развязывая глобальную ядерную войну. Способен ли путин на такое? Дадут ли ему это сделать? – вопросы открытые, на которые нет простого и однозначного ответа. Пока этот сценарий представляется маловероятным, но его, к сожалению, приходится учитывать.

3. Сценарий "Преемник". В данном случае речь идет о передаче власти от живого путина к некоему "преемнику". При этом путин может остаться в том или ином статусе в роли "смотрящего", "верховного правителя", стоящего символически выше официального нового президента рф. Но в любом случае это будет начало переходного периода с передачей хотя бы части власти от путина формальному "преемнику". Неминуемо возникнет относительное двоевластие, что усилит противоречия и шатания в российских элитах. Это нечто подобное сценарию "транзита власти" в Казахстане. И поскольку путин увидел, чем это закончилось в Казахстане, он вряд ли пойдет на повторение такого сценария в россии, тем более в условиях войны. Единственное, что может вынудить его к такому сценарию, – очень серьезные проблемы со здоровьем. Так или иначе в рамках этого сценария начнется заметное ослабление путинского режима, и его трансформация. Этот сценарий не приведет к завершению войны, но может повлиять на снижение интенсивности военных действий россии в Украине. Постепенное усиление внутриполитической турбулентности в россии будет отвлекать внимание российского руководства от войны против Украины.

4. Смерть путина. Мы не знаем, когда и как это произойдет. Но это неминуемо спровоцирует резкое обострение борьбы за власть в российской верхушке, либо в явной, либо в скрытой форме. Исход этой борьбы может быть в разной форме, он не предопределен. Появится новый руководитель россии. По Конституции РФ обязанности президента россии должен исполнять (до избрания нового главы государства) Премьер-министр. Но кто будет главой правительства в такой момент, и все ли будет происходить в соответствие с Конституцией РФ? На эти вопросы сейчас невозможно дать четкий и однозначный ответ. Одно можно сказать совершенно точно – авторитет и влияние нового руководителя россии будут гораздо меньшими, чем были у путина. И не все влиятельные группировки в российском руководстве согласятся на единоличное руководство нового формального "начальника россии".

Если новый российский руководитель и поддерживающая его группировка окажутся достаточно сильными, то в рф начнется постепенное формирование нового политического режима, либо существенное обновление путинского режима (но уже без путина). Но может так случиться, что на роль формального руководителя россии будет назначена компромиссная фигура, а реальное управление страной будет осуществлять группа представителей наиболее влиятельных властных группировок (ключевые должности в руководстве рф будут распределены между этими группами). Однако, как показывает исторический опыт, коллективное руководство государством (особенно в авторитарных режимах, и в такой стране как россия, склонной к самодержавию) – это всегда переходная форма. Таким образом, после смерти путина неизбежно начнется переходный период, который завершится формированием нового политического режима. Этот переходный период может затянуться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Наибольшее влияние смерть путина окажет на ход военных действий в Украине. А это в свою очередь будет влиять и на политическую ситуацию в россию. Очевидно, что смерть путина окажет деморализующее и дезорганизующее влияние на сторонников нынешнего президента рф, на значительную часть российского госаппарата, в том числе и на российскую армию, воюющую в Украине. А для Вооруженных сил Украины, и для всего украинского сопротивления российской агрессии это, напротив, станет мощнейшим стимулом для наступления. Откроется окно возможностей для достаточно быстрого освобождения всех оккупированных территорий, в том числе и Крыма.

Каким будет новый политический режим в россии после путина, какой будет его внутренняя, и, особенно, внешняя политика, решающим образом будет зависеть от того, кто победит в борьбе за власть в ходе переходного периода – Силовик (силовики) или Технократ (технократы). Важно не возможное имя, а политическая суть нового руководителя (руководителей) рф. В случае коллективного руководства может быть относительный баланс сил между силовиками и технократами на основе некоего неформального пакта о сотрудничестве. Коротко рассмотрим эти под-сценарии:

Под-сценарий "С" – к власти приходят "силовики". Под силовиками подразумеваются представители силовых структур или выходцы из них. В настоящее время в этом лагере доминируют выходцы из спецслужб, но в перспективе может возрасти и влияние военных. Полное поражение российских войск в Украине уменьшит вероятность этого сценария. Однако этот сценарий будет возможен, если "силовики" придут к власти сразу после смерти путина и удержат власть в ходе переходного периода, либо они победят в ходе борьбы за власть благодаря своему силовому ресурсу. Если российской армии удастся сохранить под своим контролем хотя бы часть оккупированных территорий (в первую очередь Крым), это также будет способствовать реализации сценария "С".

И во внутренней и во внешней политике "силовики", естественно, будет приверженцами силовых методов. Но во внешней политике в результате существенного ослабления российской армии возможности силовых методов будут значительно ограничены. Поэтому с их стороны будет возможна и попытка компромисса с Западом при условии их признания западными странами и "сохранения лица" в процессе завершения войны в Украине, например, на условиях прекращения огня и замораживания нынешнего военного конфликта. Но в этом случае будет достаточно высокий риск возобновления военных действий через некоторое время.

Под-сценарий "Т" – к власти приходят "технократы". Под "технократами" понимаются в широком смысле те политики и группировки в российском руководстве, которые будут делать ставку не на силовые методы, а на гибкую и прагматичную политику, на экономическую, социальную и внутриполитическую стабилизацию в рф, в первую очередь через завершение войны в Украине. В случае полного военного поражения российской армии в Украине, вина за это будет возложена на "силовиков". Может быть подписано соглашение о прекращении огня с линией разграничения по украино-российской границе 1991 г. Де-факто, но не де-юре (во всяком случае на момент завершения военных действий) новым российским руководством будет признан отказ от незаконно аннексированных территорий. Во внутренней политике возможна (по мере стабилизации внутриполитической ситуации) постепенная и умеренная либерализация, не исключается даже некоторая "депутинизация". Во внешней политике может быть предпринята попытка восстановления относительно конструктивных отношений с Западом. В отношениях с Украиной будет длительная и взаимная отчужденность, а также международные суды (по инициативе Украины и международного сообщества) за военные преступления россиян и финансовую компенсацию ущерба, нанесенного Украине военными действиями россии. Дестабилизирующим фактором для нового политического режима будет недовольство и политическая активность представителей бывшей "партии войны" и их сторонников.

Под-сценарий "К" или "С-Т" – у власти будет коллективное руководство, неформальная коалиция "силовиков" и "технократов". Один из вариантов этого сценария – "технократический фасад" при сохранении силовой (авторитарной) сути политического режима. Иначе говоря, формальными руководителями и кураторами экономического и внешнеполитического блока будут "технократы", а реальная власть останется у "силовиков". Эта "коалиция" попытается вывести рф из того тупика, в который ее загнал путин, но делать это будет половинчато и противоречиво. Отношения с Западом останутся достаточно напряженными, но переговорный процесс может активизироваться. Из войны в Украине этот политический режим будет стремиться выйти на условиях "сохранения лица", общего прекращения огня и замораживания нынешнего военного конфликта.

5. Переворот, политическое отстранение путина. Этот сценарий, с одной стороны, очень популярен, т.к. по мере возрастания рисков глобальной ядерной войны есть надежда, что прагматичная часть российского руководства отстранит путина от власти, чтобы избежать ядерной катастрофы. С другой стороны, большинство серьезных экспертов оценивают этот сценарий как маловероятный, т.к. у путина сильнейшая охрана, к тому же наибольшую и самую влиятельную часть его окружения составляют его ставленники. Переворот могут осуществить только "силовики", опирающиеся на возможности спецслужб и, хотя бы частично (и при необходимости), – на силовой ресурс армии. Российская армия слаба и не консолидирована в политическом смысле, а спецслужбы – под контролем людей путина. Поэтому вероятность такого сценария весьма неопределенная.

Если же некий переворот все-таки произойдет, то к власти придут "силовики", или коалиция "силовиков" и "технократов". И тогда политическая ситуация может развиваться, соответственно, в рамках вышеописанных под-сценариев "С" или "К". Но не исключено такое развитие событий, при котором различные группы "силовиков" начнут воевать друг с другом и в россии начнется "Смута".

6. "Смута". Затяжной и глубокий политический кризис в россии. Этот сценарий возможен в случае резкого ослабления центральной власти в россии. Суть этого сценария – в начале войны всех против всех: различных властных и околовластных группировок между собой, частных армий с официальными Вооруженными силами, местных и национальных элит с центральной властью, стихийных бунтов по разным поводам. В данном случае термин "война" используется в прямом смысле, так как речь будет идти об использовании оружия и военизированных структур. Еще одна особенность этого процесса – в его стихийности. В рамках этого сценария велика вероятность частой смены формальной центральной власти в россии.

Триггером (спусковым крючком) для этого сценария может стать резкое обострение борьбы за власть в рф либо в случае смерти путина, либо в результате переворота, а возможно и вследствие катастрофических поражений российской армии в Украине. Логическая цепочка развития внутриполитического кризиса будет такой – а) обвальная делегитимизация центральной российской власти; б) резкое обострение насильственной борьбы за власть в рф и на центральном, и на местном уровнях; в) цепная реакция насилия в различных формах.

В случае возникновения такой ситуации российские войска достаточно быстро уйдут (и/или будут выведены) из Украины, хотя бы частично. Они понадобятся для внутриполитической борьбы в россии. Этот сценарий является еще одним окном возможностей для быстрого освобождения оккупированных территорий Украины. Однако внутриполитическая борьба в россии может частично захватывать и некоторые приграничные регионы Украины (прежде всего, Донбасс и Крым). Также будет велика вероятность бандитских набегов из приграничных регионов россии на приграничные регионы Украины. Поэтому Вооруженным силам Украины периодически придется проводить боевые действия на территории россии.

Но самая сложная и опасная проблема, которая может возникнуть в рамках данного сценария – это контроль над ядерным оружием рф. Поэтому Запад (США, НАТО и ЕС) и Украина должны быть готовы к совместным и скоординированным действиям (возможно, и с некоторыми российскими политическими силами) по обеспечению контроля над российским ядерным оружием, и нейтрализации его использования.

Смута по своей сути будет переходным политическим периодом и завершится некоей стабилизацией (возможно при участии внешних игроков). Эта стабилизация может произойти в форме восстановления централизованной структуры госуправления в россии. Если это будет происходить стихийно, то к власти могут прийти "силовики", со всеми рисками, вытекающими из их политической сути. Если стабилизации будут способствовать внешние игроки, то возможен приход к власти "технократов", или коалиции "технократов" с умеренными и прагматично настроенными "силовиками". Но весьма вероятно, что в процессе "смуты" и последующей стабилизации произойдет либо полный, либо частичный распад рф.

7. Полный распад рф. Этот сценарий может стать следствием стихийного и масштабного политического кризиса в россии ("Смуты" в наиболее полном проявлении), полного распада централизованной системы управления. Распад в этом случае может происходить, скорее всего, по административным границам субъектов нынешней рф, но могут также возникать федерации или конфедерации ряда бывших субъектов рф и новые квази-государственные образования на основе силового ресурса своих основателей. Часть новых государственных образований на обломках рф может возникать при содействии и под покровительством соседних государств. В частности, с высокой вероятностью это может произойти в Сибири и на Дальнем Востоке, где Китай тогда может взять под свой протекторат регионы, богатые природными ресурсами. Призраки псевдо-государств (таких как "ДНР" и "ЛНР") в этом случае воскреснут в самой россии и будут работать на ее распад. Путинская россия запускала вирус распада и раскола государственности против своих соседей, этот бумеранг может вернуться в рф и будет разрушать ее изнутри.

Данный сценарий может стать возможным только в результате системных и значительных военных поражений россии в Украине, что и спровоцирует глубокий политический кризис в рф с последующим ее распадом. Начало процесса распада рф, естественно, отвлечет внимание конкурирующих политических группировок в россии и российской армии от Украины. Они сосредоточатся на процессе борьбы за власть в россии. Для Украины возникнет благоприятная возможность полностью освободить все оккупированные территории, включая Донбасс и Крым. Более того, в рамках данного сценария Украина сможет существенно влиять на целый ряд новых государственных образований на обломах путинской империи.

При всей привлекательности данного сценария для многих украинцев, на данный момент он представляется не самым вероятным. Для его реализации необходимо совпадение целого ряда факторов – резкое ослабление центральной власти (прежде всего, существующих силовых структур) с потерей управляемости и контроля над субъектами федерации, совпадение острого политического кризиса с резким ухудшением социально-экономической ситуации в россии, способность и стремление местных элит взять власть в свои руки. Пока на территории рф не наблюдается сколь-либо заметной национально-освободительной борьбы. Местные элиты, которые сейчас выглядят относительно слабыми, могут проявить стремление к государственной самостоятельности только в условиях Большой Смуты, такого обострения борьбы за власть в россии, которое приведет к коллапсу централизованной системы управления. В этих условиях для местных элит провозглашение "самостийности" своих регионов будет единственным способом сохранить управляемость на своей территории и обеспечить свое выживание (в политическом, экономическом и даже физическом смыслах).

8. Полураспад рф. Данный сценарий предполагает не полный распад рф, а частичный, т.е отделение от россии отдельных национальных республик, а также некоторых других территориальных образований. При этом под контролем центральной российской власти может сохраниться преобладающая или значительная часть страны. Этот сценарий представляется более вероятным, чем полный распад рф в силу сильных традиций централизованного управления в россии, относительной слабости местных элит, и зависимости многих регионов рф от финансовой поддержки центра.

К этому сценарию, также, как и к предыдущему, могут привести значительные военные поражения россии в Украине. Соответственно, и при этом сценарии внимание конкурирующих политических группировок в россии и российской армии будет вынужденно отвлечено от Украины. В этом случае для Украины также возникнет благоприятная возможность полностью освободить все оккупированные территории, включая Донбасс и Крым.

9. Конфедерализация рф. Ослабление (но не критичное) центральной власти в рф (вследствие военных поражений в Украине и сильного внутриполитического кризиса) наряду с возрастанием роли региональных элит может привести к стихийной федерализации рф и даже к ее конфедерализации. Возможно и сочетание двух этих процессов, когда некоторые сильные и самодостаточные регионы будут сохранять связи с рф (или свое присутствие в рф) на основе принципов конфедеративности, т.е. на условиях своего почти полного суверенитета (как Чечня сейчас). В рамках данного сценария речь будет идти о сочетании общей государственной структуры рф с широкой самостоятельностью регионов. Это может быть выгодным и приемлемым сценарием и для региональных элит, и для части бывшей центральной власти. По сути, россией при этом будет править коалиция сильных региональных лидеров и представителей центрального госаппарата.

Поскольку данный сценарий также будет следствием сильного внутриполитического кризиса в россии, Украина и в этих условиях будет иметь хорошую возможность для освобождения всех оккупированных территорий, включая Донбасс и Крым.

У многих читателей наверняка возникнет вопрос: а почему среди сформулированных вариантов дальнейшего развития политической ситуации в россии нет сценария демократизации?

Дело в том, что я не вижу предпосылок для прямого и быстрого перехода россии к демократической модели развития. Обвал самодержавия в россии в 1917 г. стал возможен в том числе в результате последствий революции 1905 г. и наличия либерально-демократических сил в Госдуме. А какие либерально-демократические силы в нынешней путинской госдуме?

Постепенная демократизация россии возможна только в том случае, если этот процесс инициирует (и то, скорее всего, в ограниченном виде на начальном этапе) кто-то из политических наследников путинского режима (условные "технократы"), либо возможный победитель в ходе постпутинской борьбы за власть. Решающим фактором в данном случае станет возможность проведения в россии достаточно свободных и конкурентных выборов. Однако и здесь может возникнуть проблема. Условные "демократы" могут победить на выборах в крупных городах и, как минимум, получат представительство в новом условно демократическом российском парламенте. А вот в российской глубинке и на периферии могут победить популистские и постимперские силы, те же коммунисты, "пост-путинцы" или "нео-путинцы". Как это не парадоксально, но оптимальным сценарием для самой россии может быть относительно стабильный и относительно конкурентный режим во главе с относительно умеренной переходной фигурой, сконцентрированной на внутрироссийских проблемах. Если оценивать по функциональной роли, это политический режим во главе с "Технократом" без имперских и диктаторских амбиций, однако, способный удержать и обеспечить стабильность в постпутинской россии.

Для Украины же оптимальным сценарием будет частичная или полная дезинтеграция россии (но при обеспечении международного контроля над российским ядерным оружием), желательно без масштабных насильственных конфликтов в этом процессе. Империя должна умереть! – вот девиз и основополагающий императив послевоенного периода для Украины в отношении россии. И это главное условие обеспечения национальной безопасности нашей страны, нейтрализации рисков новой агрессии россии против Украины.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...