13 июня – День освобождения Мариуполя
Сегодня исполняется ровно год с момента освобождения от путинских террористов жемчужины Приазовья – Мариуполя!
Именно этот памятный день нужно по праву считать переломной датой в истории развязанного Россией конфликта на Донбассе.
До этого момента Путин и его стратеги рассчитывали проводить гибридную войну против Украины силами пророссийски настроенных украинских граждан типа Губарева, Болотова, покойных Мозгового, "Бетмена" и тому подобных чертей, российскими разведывательными группами из вчерашних сотрудников спецслужб, по примеру Стрелкова и компании, и бандами так называемых "казаков", а-ля Бабай и Козицын.
Украинская армия на тот момент уже полтора месяца пыталась блокировать Славянск и не добилась ощутимых успехов. Понадобится еще три недели для того чтобы жестко замкнуть кольцо и вынудить Стрелкова принять решение бежать в Донецк.
По состоянию на 12 июня, до штурма Мариуполя, террористы контролировали примерно 80 % территории Донецкой и Луганской областей на которой проживало около 6 миллионов жителей и производилось почти четверть ВВП.
Из них в Мариуполе и прилегающих районах проживало более 700 тысяч жителей и располагалась значительная часть мощных промышленных предприятий, в том числе заводы гиганты – "Азовсталь", меткомбинат имени Ильича, "Азовмаш".
Эти заводы имели и имеют стратегическое значение для обороны Украины, так как именно на них, и больше нигде в нашей стране, не производится броня для танков и бронемашин.
Потеря Украиной Мариуполя, означала невозможность производства новых танков и бронетранспортеров и окончания сборки уже начатых машин.
В том числе и поэтому Мариуполь был так важен для Путина и его стратегов.
С середины апреля Мариупольский горсовет был захвачен бандами сепаратистов, которые наводили ужас на местных жителей и показывали что теперь они хозяева в городе. А после трагедии 9 мая, когда террористы по команде из Москвы штурмовали городское УВД, – город полностью перешел под их контроль. При этом они ранили и взяли в плен начальника УВД Валерия Андрощука и убили начальника ГАИ Виктора Саенко, бойца добровольческого батальона милиции "Азов" Родиона Добродомова.
Террористы заблокировали бетонными блоками несколько улиц в историческом центре Мариуполя, захватили несколько административных зданий и устроили такой себе укрепрайон для отражения возможных атак с украинской стороны.
Штабом так называемой Донецкой народной республики в Мариуполе они сделали корпус Государственного приазовского технического университета и здание банка "Греческий" со стенами в метровую толщину.
Милиция, СБУ и прокуратура были полностью парализованы, а многие их сотрудники уже готовились примерять на себя российскую форму, по примеру своих крымских коллег.
Сопротивление этой сепаратисткой экспансии в своем родном городе пытался организовать действующий на тот момент губернатор, коренной мариуполец, Сергей Тарута. Однако он был генералом без армии. Приказы, поставленные силовым структурам, попросту не выполнялись ввиду их паралича и предательства.
После событий 9 мая и фактической потери контроля над третьим по размеру городом Донбасса – Мариуполем, Украина контролировала лишь мариупольский аэродром, на котором находилось несколько сот нацгвардейцев, военных ВСУ и полторы сотни добровольцев из батальона "Азов", часть из которых была переправлена туда по воздуху в ходе беспрецедентной на тот момент десантной операции, подготовленной за несколько часов и о которой я я для истории расскажу отдельно.
В тот момент полным ходом шла подготовка к Президентским выборам 25 мая и губернатор Тарута "колотился как рыба об лед", чтоб попытается освободить город от террористов и дать возможность мариупольцам проголосовать за украинского Президента.
Однако сил и средств, а главное боеспособных подразделений способных провести штурм укрепрайона террористов в центре Мариуполя, попросту не было. Все более-менее боеспособные части были стянуты под Славянск и уже месяц безуспешно пытались окружить там банды Гиркина.
Примерно 12 мая, в кабинете Министра МВД состоялась встреча Арсена Авакова с Сергеем Тарутой и его 1-м заместителем Андреем Николаенко, в которой принимал участие и я. На ней обсуждался вопрос – как нам очистить Мариуполь от террористов в условиях полного паралича местных силовых структур и отсутствия в районе Мариуполя боеспособных подразделений, способных на это по своим моральным и боевым качествам.
Арсен Аваков и Сергей Тарута хотели попытаться освободить Мариуполь до дня голосования в мае и дать возможность мариупольцам проголосовать, чтоб показать всем, что Мариуполь это никакая не ДНР, а Украина!
В ходе встречи пришли к выводу, что провести штурм Мариуполя существующими частями армии и Национальной гвардии не представляется возможным.
Единственный вывод к которому тогда пришли – это необходимость доукомплектования и довооружения только что созданного из участников Майдана и возглавляемого Андреем Билецким добровольческого батальона милиции "Азов", дислоцированного в мариупольской аэропорту в ужасных бытовых условиях после срочной переброски по воздуху 9 мая.
Была сделана ставка не на тех, кто годы и десятилетия служил в кадровых частях ВСУ или Внутренних войск, а на тех, у кого было вдоволь силы духа и желания защитить Украину от террористов. На тех, кто не был связан по рукам и ногам предрассудками и должностными инструкциями и был готов открывать огонь по врагам Украины, прежде чем они выстрелят в тебя.
На тех, кто получил в руки оружие за 10 дней до того, когда 5 мая Александр Турчинов и Арсен Аваков дали приказ сформировать и вооружить батальон "Азов", горячим поборником чего, буду честен, был кандидат в Президенты Олег Ляшко.
После этой встречи я вызвался, по собственной инициативе, набросать план штурма укрепрайона террористов, который я решил сегодня опубликовать, как своего рода исторический документ. На сегодня он не содержит каких-либо секретных сведений или фактов, которые стоило бы скрывать от общества.
В нем я постарался подробно изложить направления и методику удара, направленного на очистку Мариуполя от террористов. Первоначально штурм планировался на пятницу 23 мая, чтоб успеть завести бюллетени и организовать голосование, однако после анализа имеющихся сил и средств стало ясно, что это невозможно.
Арсен Аваков принял решение действовать по принципу "семьдесят семь раз отмерь и один раз отрежь" и поставить во главу угла сбережение человеческих жизней.
Поэтому решение о дате штурма было перенесено на более позднюю дату с целью лучшей подготовки бойцов батальона "Азов" и минимизации потерь.
После, между 20 мая и 10 июня, было еще два совещания в кабинете Министра МВД, в которых принимали участие командир батальона "Азов" Андрей Билецкий, его начштаба Вадим Троян, командующий Нацгвардией генерал Степан Полторак, его начштаба генерал Кривенко, зам Министра МВД Сергей Яровой, Сергей Тарута, и его зам Андрей Николаенко.
Фактически за несколько недель стояла задача сформировать из горстки добровольцев-майдановцев штурмовой отряд, способный очистить Мариуполь от террористов.
Кто-то из диванных стратегов, рыцарей мышки и клавиатуры, может начать сейчас причитать – как же так, Вы бросали неподготовленных ребят на верную смерть и тому подобное, но я скажу, что во-первых у нас не было другого выхода – или мы бы освободили Мариуполь и начали развивать этот военный, моральный и политический успех или ДНР и ЛНР были бы в Запорожье, Днепропетровске и Харькове.
А во-вторых, мотивация "азовцев" и их желание спасти родную страну от угрозы путинского терроризма была настолько велика, что было бы преступлением не задействовать этот сумашедший человеческий и духовный потенциал для начала освобождения нашей Родины.
По предложению Андрея Билецкого, Министр принял решение перевести "Азов" в Бердянск, где ребята могли доформироваться, довооружиться, оформить документы и, самое главное, провести огневую подготовку из стрелкового оружия и гранатометов на местном полузаброшенном стрельбище, вдали от посторонних глаз.
Подготовку осуществляли опытные бойцы имевший афганский опыт и опыт участия в миротворческих миссиях, такие как Душман, Боцман и другие.
Одним из советников Азовцев был также Дмитрий Корчинский, который делился с новобранцами своим опытом войны в Приднестровье, Абхазии и Чечне.
Во время подготовки штурма один раз проводилась активная разведка боем и разведка наблюдением. Разведку проводил лично командир батальона Андрей Билецкий, начштаба Вадим Троян, а также добровольные помощники, особенно колоритным из которых был Игорь Мосийчук.
Знали бы тогда террористы, кто к ним наведывается в гости, то точно обрадовались бы новой жертве.
Первое свое боевое крещение в той разведке боем получил муж Татьяны Черновол – Николай Березовой, который трагически погиб в августе под Илловайском.
Окончательной датой штурма была намечена пятница 13 июня, к которой "азовцы" успели подготовить несколько импровизированных бронемашины на базе КАМАЗов и УРАЛов и посадить на одну из них "зушку" (ЗУ 23/2), которая должна была стать основной мощью огневого удара.
Также, к тому моменту, "азовцы" отрепетировали работу штурмовых групп, сделав на полигоне в Бердянске макет укрепрайона террористов обозначив границы зданий и улиц шинами.
Для поддержки штурмовых групп "азовцев" в Мариуполь была направлена одна из рот добровольческого батальона "Днепр-1" Юрия Березы. Для оцепления района спецоперации были задействованы до 500 бойцов Нацгвардии и ВСУ.
Общее руководство операцией осуществлял командующий сектором "М" генерал Нацгвардии Николай Климчук.
Штурм начался в 5 утра с массированного обстрела укреплений террористов из ЗУ-23/2, смонтированного на бронированном грузовике.
После чего вперед пошли штурмовые группы "азовцев", конечной целью которых было взятие здания "Греческого банка", в котором располагалась штаб-квартира террористов.
На пути "азовцев" была хорошо продуманная система саперных заграждений включающих в себя мины-ловушки, заложенные под канализационные люки, брусчатку, трещины в асфальте и управляющиеся дистанционно. На одной из таких мин подорвался боец батальона "Азов" Руслан с позывным "Легионер".
Он получил тяжелейшие ранения – ему чуть не оторвало руку и он получил множественные осколочные ранения брюшной полости. Для того чтобы ему сохранить руку, врачи потом проведут 19 (!) операций!
Чтобы спасти Руслана и перевезти его в Киев был направлен единственный санитарный самолет Министерства обороны, который чуть не поломался в воздухе при взлете из Мелитополя. А из Мариуполя в Мелитополь тяжело раненного эвакуировали вертолетом ВСУ.
После начала штурма, боевики-террористы поняли, что их песенка спета и начали разбегаться и прятаться как крысы по подвалам и чердакам, откуда их выковыривали "Азовцы". Зачисткой лично руководил комбат "Азова" Андрей Билецкий. Активную роль в зачистке играли группы Черкаса и Владимира Шпары – бывшего "Васильковского террориста".
К сожалению, лидер мариупольских боевиков-террористов "Чечен" получил информацию о готовящемся штурме и с рядом членов своей банды за день покинул Мариуполь, не предупредив остальных подельников. В очередной раз подтверждается факт, на войне даже малейшая утечка информации может привести к недостижению поставленных целей.
По итогу штурма было убито несколько сепаратистов и задержано более 20 человек.
Никто из мирных жителей Мариуполя серьезно не пострадал.
К сожалению, из-за неопытности бойцов стоявших в оцеплении и отсутствии жесткой команды на временное задержание каждого, многим сепаратистам удалось, бросив свое оружие, выйти за зону оцепления прикинувшись мирными жителями.
Самый главный результат операции по освобождению Мариуполя добровольцами, был в том, что сам факт первого штурма в городских условиях показал, что горстка добровольцев /патриотов, всего месяц назад получивших в руки оружие, может бить врага, который до того чувствовал себя абсолютно безнаказанным.
По мнению многих, кто был в курсе ситуации с боеспособностью ВСУ по состоянию на конец мая, начало июня прошлого года, именно после освобождения Мариуполя добровольческими батальонами, офицеры Вооруженных сил Украины среднего командного звена начали расправлять плечи и брать ответственность на себя, беря за пример импровизацию вчерашних ребят с Майдана, приспособивших под себя бронированные КАМАЗы с ЗУшками и УТЕСами, переделанные в ручную на одной из автобаз в Бердянске.
Вечером 13 июня я был приглашен на ток-шоу "Шустер Live", где встретил Михаила Саакашвили, который видел мою пресс-конференцию по итогам освобождения Мариуполя.
Он сказал мне: "Антон, сегодня Вы в Мариуполе победили Путина! Он теперь понял, что никакой сепаратизм в Украине не пройдет!"
Так и получилось. После потери Мариуполя Путин и его стратеги приняли решение послать в Украину еще больше российских наемников и передать им танки, БТР и прочую тяжелую технику, в то время как до Мариуполя им поставляли лишь стрелкове вооружение и гранатометы.
Но это уже другая история.
Факт остается фактом, именно с дня штурма Мариуполя добровольческим батальоном МВД "Азов", при поддержке Нацгвардии и добровольцев из "Днепр-1", у украинцев появилась вера в победу и началось масштабное наступление на путинских террористов на всех фронтах.
И кто бы что сегодня не говорил, но вклад добровольческих подразделений МВД, Нацгвардии и ВСУ в защиту нашей Родины бесценен, как и вклад каждого кто отдал свою жизнь и здоровье за защиту Украны от путинской агрессии.
П. С.
Конечно, в рамках небольшого поста всего что было сделано и пережито во время подготовки к штурму Мариуполя 13 июня не расскажешь. Для этого надо будет писать серьезный исторический труд.
Заранее прошу меня простить, если я кого-то не упомянул в моем повествовании, кто считает, что я должен был это сделать.
Так получилось ввиду ограниченности времени в скачущей по кочкам машине, едущей по направлению к Мариуполю.
Когда-нибудь, когда будет больше свободного времени, я думаю многие участники этих событий напишут мемуары и там отразят больше деталей тех памятных дней.
Думаю, что украинским историкам уже пора архивировать и изучать новешую историю Украины, после победы Майдана.
Это будет важно и полезно для общества.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.