Дунайская стратегия
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай
Федор Тютчев
Дунай – вторая по протяженности река в Европе.
30-31 января в Бухаресте я принимаю участие во втором заседании Национальных контактных центров и Координаторов приоритетов Дунайской стратегии.
Сначала немного "сухой" информации. Что такое Дунайская стратегия (ДС). 8 декабря 2010 года Еврокомиссия приняла Стратегию ЕС для Дунайского региона. Это стало возможным благодаря положительным результатам реализации Стратегии ЕС для Балтийского региона. В 2011 году ДС была поддержана Европарламентом и Советом ЕС.
2012 год – это первый год собственно начала реализации ДС. Цель стратегии – развитие Дунайского макрорегиона, который включает в себя 8 стран-членов Евросоюза (Германия, Чехия, Австрия, Словакия, Венгрия, Словения, Румыния и Болгария) и 6 стран не входящих в ЕС (Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория, Сербия, Республика Молдова и – главное – Украина). Из украинских регионов к Дунайскому макрорегиону ЕС отнесла Одесскую, Черновицкую, Закарпатскую и Ивано-Франковскую области (население суммарно – 5 млн. человек).
Теперь менее формально. Фактически ЕС создал платформу для взаимодействия государств в этом макрорегионе. Отдельного финансирования под ДС не предусматривается, новые учреждения не создаются. Однако определены 11 приоритетов и в каждом 1-2 страны координаторы; в рамках каждого из приоритетов созданы рабочие группы из представителей всех заинтересованных стран во главе с представителями стран-координаторов.
К сожалению, момент подготовки к принятию ДС Украина в значительной мере пропустила, и потому в результате мы не стали координаторами ни по одному приоритету и упомянуты как заинтересованная страна лишь в одном приоритете – приоритете N1 "Развитие транспортного комплекса". Однако сегодня Украина наверстывает упущенное на старте и пытается принимать активное участие в реализации ДС. Почему это так важно? Да просто потому, что это одна из не очень многих РЕАЛЬНЫХ возможностей сделать что-то фактическое совместно с партнерами из ЕС. А как известно, ничто так не объединяет, как совместное созидание. Также это может стать хорошей площадкой для решения спорных вопросов, например с той же Румынией.
Кроме того, включение того или иного проекта в План действий открывает больше возможностей для поиска финансирования и возможных партнеров в его реализации. Приведу пример. Стратегический для Украины проект строительства автомагистрали от Одессы до румынской границы, которая станет частью Кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. Это по-настоящему революционный проект, который позволит использовать стратегическое географическое положение Украины. Фактически, таким образом, может появиться новый путь из Европы в Азию, большая часть которого в этом варианте пройдет по Украине. Однако для его реализации нужно решить два вопроса – договориться с румынской стороной о прохождении трассы (потому что сама по себе магистраль, упирающаяся в Дунай – это совсем не революция) и финансирование. В решении обеих этих проблем может помочь работа Украины в рамках ДС.
В потенциале велико и политическое значение ДС. Ведь активно взаимодействовать в ней будут страны с населением, составляющим около трети населения ЕС. С соответствующим представительством и в европейских институциях.
В общем, несмотря на те вызовы во внешней политике, с которыми сейчас столкнулась Украина, мы имеем и реальные инструменты для продвижения наших национальных интересов. Надо только работать.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.