Как "выйти сухим" из торгового круговорота ВТО?
Чтобы поддержать отечественного производителя, Украине надо подкорректировать условия своего членства во Всемирной торговой организации.
Часть 1
Прием Украины в ВТО в мае 2008 года позиционировался как огромный успех для страны. Сегодня уже становится очевидным, что широкое открытие внутреннего рынка, на которое власти пошли ради ускорения процесса присоединения к ВТО, отрицательно сказывается на состоянии отечественной промышленности и в дальнейшем может привести к серьезным экономическим проблемам. Между тем, именно сейчас Украина может, не нарушая правил ВТО, несколько откорректировать уровень тарифной защиты национальных производителей с целью их поддержки. Однако для этого необходимо, прежде всего, желание государства.
За что боролись?!
Украина стремилась в ВТО долго и упорно. Заявка на присоединение к этой организации (точнее, к ее предшественнице ГАТТ) была подана Украиной еще в конце 1993 года, но только в 1997 году стартовали переговоры с 49 странами и объединениями (Евросоюз выступал как один участник), вошедшими в состав Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины на присоединение к ВТО, а в 2003-м были подписаны первые двусторонние протоколы о доступе к рынкам товаров и услуг.
Резкое ускорение процесса присоединения Украины в ВТО произошло в 2005 году, когда Президент Виктор Ющенко назвал вступление в ряды этой организации одним из приоритетов внешнеэкономической политики Украины. В течение 2005-2007 годов Верховная Рада приняла ряд законодательных актов, способствующих упрощению доступа на украинский рынок иностранных товаров и услуг. Были резко снижены импортные пошлины.
Процесс вступления Украины в ВТО также сопровождался последовательной отменой каких-либо льгот для отечественных производителей. Были поставлены вне закона налоговые послабления наподобие тех, что имела в конце 90-х – начале 2000-х годов металлургическая промышленность, именно тогда сумевшая значительно увеличить объемы производства и стартовать процесс модернизации.
Многие специалисты предупреждали, что Украина, стремясь как можно быстрее вступить в ВТО, идет на слишком большие уступки, которые могут нанести ущерб отечественной экономике. В зоне риска оказались практически все отрасли, работающие на внутренний рынок, – сельское хозяйство, машиностроение, пищевая, легкая промышленность.
Чтобы облегчить отечественной промышленности процесс интеграции в ВТО, предлагалось ввести достаточно длительный переходный период, как сделал это, в частности, Китай, который, вступив в ВТО в 2001 году, оговорил для себя "особые условия", действующие на протяжении 15 лет. Еще одним возможным вариантом, кстати, не запрещенным ВТО, была бы разработка и реализация специальных программ по поддержке внутренних производителей.
Однако реально на этих направлениях не было сделано решительно ничего. Вступление Украины в ВТО рассматривалось, прежде всего, как политический процесс, и экономика была просто принесена в жертву политике. Кроме того, постулировалось, что присоединение нашей страны к глобальному торговому сообществу значительно улучшит условия на внешних рынках для украинских экспортеров, будет способствовать привлечению иностранных инвестиций и принесет выгоду отечественным потребителям благодаря снижению цен.
Торговали – веселились
Прежде всего, выяснилось, что многие положительные ожидания, связанные со вступлением Украины в ВТО, оказались преувеличенными. Так, например, практически никаких изменений к лучшему не ощутили украинские металлурги, которые считались едва ли не главными бенефициарами от присоединения нашей страны к мировому торговому сообществу. После того, как Украина стала членом ВТО, Евросоюз автоматически отменил квоты на импорт украинского проката, но одновременно из Брюсселя пришла настоятельная рекомендация по ограничению объемов поставок из-за антидемпинговых мер. И действительно, украинский экспорт стали в ЕС достиг максимального уровня (6,51 млн. т) в 2007 году, т.е. когда Украина еще не была членом ВТО, тогда как 2008-ом он сократился до 5,40 млн. т, а в 2009-2010 годах – до 3,5-3,6 млн. т.
Не было зафиксировано практически никакого прогресса и в отношении антидемпинговых процессов против украинских товаров: как ограничивали их импорт, так и продолжают. Кроме того, более 30% украинского экспорта приходится на Россию и Белоруссию, которые вообще не являются членами ВТО.
Прямые иностранные инвестиции в экономику Украины достигали максимального уровня в середине 2000-х годов, когда ВВП нашей страны и уровень доходов ее граждан росли быстрее всего. Упрощение доступа иностранных компаний на отечественный рынок привело, главным образом, к увеличению числа поглощений украинских фирм иностранцами. Особенно ярко это проявилось, например, в банковском секторе. По данным за 2010 год, из первой десятки украинских банков семь принадлежат зарубежным финансовым группам.
В то же время, в 2008 году объем прямых иностранных инвестиций уменьшился на 22% по сравнению с предыдущим годом. Более того, впервые с начала 2000-х годов сократились вложения в основной капитал.
Снижение таможенных пошлин, действительно, привело к некоторому удешевлению отдельных групп товаров для украинских потребителей. Впрочем, как отмечали наблюдатели, в целом на потребительском рынке эффект был практически нулевой: большая часть импортных товаров и раньше поступала в страну по "серым" схемам с минимизацией уплаты пошлины.
А вот что проявилось в процессе присоединения Украины к ВТО в полной мере – это увеличение импорта. С 2005 года торговый баланс Украины становится дефицитным, причем, импорт постоянно растет быстрее экспорта. Максимальное отрицательное сальдо в $18,6 млрд. было зафиксировано как раз в 2008 году – в год вступления Украины в ВТО. С 2008 года Украина начинает больше импортировать товаров из стран Евросоюза, чем вывозить туда.
Особенно впечатляет на общем фоне рост импорта наземных транспортных средств, который в том самом 2008 году составил $11,37 млрд. – больше, чем природного газа! В 2009 году ряд украинских СМИ подняли тревогу по поводу резкого увеличения доли импортного сливочного масла на отечественном рынке. По данным Госкомстата Украины, в первом квартале 2009 года в нашу страну было поставлено из-за рубежа 6,3 тыс. т масла и жиров – в 103 (!) раза больше, чем за тот же период предыдущего года. При этом, если в Таможенном кодексе 2001 года импорт сливочного масла облагался пошлиной в размере 3 евро за кг, что фактически сводило его к нулю, то в действующей в настоящее время версии на этот продукт начисляется всего лишь 10%-ный тариф.
До вступления в ВТО ставки ввозных пошлин на легковые автомобили находились на уровне 25%, после вступления были снижены до 10%. В результате, если в 2008 году доля продукции отечественных производителей на украинском авторынке достигала 60% и 40% приходилось на импорт, то в 2011 году отечественная продукция занимала только 37%, а импорт – 63%. Количество работающих в производстве легковых автомобилей в Украине сократилось от 19,5 тыс. чел. в четвертом квартале 2008 года до немногим менее 9,0 тыс. в настоящее время.
Протекционизм и свобода торговли
Сторонники скорейшего вступления Украины в ВТО, естественно, отдавали себе отчет в том, что некоторые предприятия и даже, возможно, целые отрасли, не выдержат внезапного усиления конкуренции с продукцией иностранного производства.
Почему бы Украине не сосредоточиться на выпуске продукции, конкурентоспособной по меркам мирового рынка – той же стали, железорудном сырье, зерне, подсолнечнике, химической продукции? А если в стране исчезнет, скажем, самолето- или автомобилестроение, значит, оно не было достаточно эффективным по мировым меркам.
При этом продажа импортных товаров не только создает в Украине значительное количество рабочих мест, но и способствует росту государственных доходов. В принципе, поощрение импорта с точки зрения государственных финансов не так уж плохо, даже если это происходит за счет снижения производства в национальной промышленности. В конце концов, потребителю, по большому счету, все равно, какой товар покупать, импортный или отечественный, лишь бы было качественно и не дорого. Но тут, как говорится, есть несколько "но".
Прежде всего, чтобы купить что-то нужное на мировом рынке, надо сначала продать там что-нибудь нужное. До 2005 года, как отмечалось выше, Украина с этой задачей справлялась, экспорт превышал импорт, однако затем наша страна начала вступать в ВТО, перешла на "рыночные" условия закупок российского газа, и баланс быстро изменился на негативный. Во время кризисного 2009 года импорт сжался в большей степени, чем экспорт, благодаря чему отрицательное сальдо торгового баланса уменьшилось до $5,74 млрд. по сравнению с рекордными $18,6 млрд. годом ранее. Однако как только страна начала выходить из кризиса, все вернулось на свои места.
При этом тенденции на ближайшие годы выглядят неблагоприятными для Украины. По данным за январь-апрель 2011 года, основная часть украинского экспорта приходится на черные металлы и изделия из них (33,7%), продукцию машиностроения (16,4%), минеральное сырье, включая нефтепродукты (13,7%) и продукцию химической промышленности, включая пластики и полимеры (9,1%). При этом ни в одном из этих секторов поставщики не могут считать свои позиции прочными.
Украинский экспорт стали подрывается опережающим созданием импортозамещающих мощностей в странах, на долю которых в прошлом году пришлось более 40% поставок – Турции и государствах Ближнего Востока и Северной Африки. К тому же, в этом регионе разразился политический кризис, негативно влияющий на экономику. Машиностроению угрожают разрыв с Россией – крупнейшим покупателем данной продукции – в случае отказа Украины от вхождения в Таможенный союз и дальнейшее усиление иностранной конкуренции вследствие создания зоны свободной торговли с Евросоюзом. Украинская нефтеперерабатывающая отрасль находится под жестким давлением со стороны импорта из России и Белоруссии, а химические комбинаты теряют свою конкурентоспособность на мировом рынке из-за подъема цен на природный газ. Даже мировые цены на железную руду, как ожидается, начнут падать после 2013 года.
В то же время, импорт и далее будет увеличиваться. Прежде всего, за счет дорогого природного газа. Кроме того, иностранная продукция все сильнее захватывает украинский потребительский рынок и начинает доминировать в секторе инвестиционных товаров. При этом, если какая-либо нужная продукция просто не производится в Украине, ее в любом случае придется покупать за границей, еще более ухудшая торговый баланс.
В защиту отечественного производителя
А дальше начинается самое интересное. Если стране не хватает валюты на приобретение необходимых товаров, ей приходится ее занимать. Внешний долг Украины, в начале 2004 года составлявший $23,8 млрд., по мере ухудшения внешнеторгового баланса стал расти как на дрожжах. Конечно, увеличение задолженности вызвано и другими факторами, но связь здесь прослеживается слишком явная, чтобы быть просто совпадением. На 1 января 2006 года долг достиг $39,6 млрд., через год – $54,5 млрд., еще через год – $84,5 млрд. А на конец 2011 года специалисты "ING Bank Украина" прогнозируют достижение отметки $135 млрд. или 82,9% от ВВП. Это пока еще не критично – бывает и хуже. Однако государству приходится направлять все больше денег из бюджета на погашение долгов, причем, объем задолженности продолжает увеличиваться.
Что бывает со страной, которая не в состоянии занимать новые деньги на приемлемых для себя условиях, мы сегодня видим на примере Греции (а раньше – Аргентины). А что бывает, когда не хватает валюты для оплаты импорта, продемонстрировала совсем недавно Белоруссия. "Патентованный" выход из подобной критической ситуации, если нет поблизости богатеньких добрых дядей из Брюсселя и Вашингтона (штаб-квартира МВФ), заключается в резкой девальвации национальной валюты, что мы уже проходили в 1998 и 2008 годах. Со всеми отрицательными последствиями для подавляющего большинства населения. Интересно, сколько еще лет продержится Украина до следующей девальвации при продолжении нынешней политики поощрения импорта за счет национального производства?!
Более того, по мере дальнейшего упадка национальной промышленности девальвация приносит все меньший положительный эффект. Падение курса гривны в 1998 году стало одним из важнейших факторов, обеспечивших подъем украинской экономики в начале 2000-х, причем, развивались тогда отрасли, ориентированные не только на экспорт, но и на внутренний рынок. Кризис конца 90-х, в частности, положил конец доминированию в украинских магазинах низкокачественных импортных продтоваров. В то же время, девальвация 2008 года, скорее, даже усилила кризис, чем облегчила его. Оказалось, что очень мало кто из украинских производителей может воспользоваться снижением своих затрат (в пересчете на инвалюту) и повышением конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с импортом. Большинство компаний в той или иной степени использовали импортные комплектующие и сырье, так что от удешевления гривны им лучше не стало. В случае же продолжения регресса украинской промышленности новые валютные кризисы будут только сжигать накопления населения и снижать его жизненный уровень, но не приносить выгоды никому, кроме немногочисленных экспортеров.
Текущая структура украинской внешней торговли имеет еще один неприятный аспект. Любое повышение жизненного уровня населения ведет к автоматическому расширению импорта, за счет которого наполняется большая часть потребительского рынка. Поэтому, с точки зрения стабильности национальной валюты, Украине категорически противопоказано увеличение зарплат и пенсий и, наоборот, весьма желательно "связывание" свободных средств населения с помощью роста коммунальных тарифов, платежей за газ и электроэнергию. Кстати, по одной из версий, белорусский кризис начался с того, что правительство перед прошлогодними президентскими выборами повысило зарплату бюджетникам на 50%. Обрадованные люди радостно бросились тратить эти деньги, покупая, прежде всего, импортные потребительские товары.
Поэтому поддержка национальной промышленности имеет для Украины критическую важность не столько с точки зрения роста государственных доходов и создания рабочих мест, сколько ради обеспечения финансовой и социальной стабильности. Украине необходимы импортозамещающие отрасли, чтобы избежать девальваций и дефолтов! Украине требуется свое развитое производство потребительских товаров, чтобы рост доходов населения не приводил к вымыванию национальных валютных запасов! В Украине должны быть функционирующие промышленные предприятия, чтобы дать работу и доход жителям малых городов, где нет возможности зарабатывать только в торговле и сфере услуг! Украине нужна собственная промышленность, чтобы остановить деградацию образования! Если агенту по продажам импортного товара более, чем хватит, "купленного" диплома по менеджменту какого-нибудь коммерческого ВУЗа, то инженер или конструктор на заводе нуждаются в получении солидных знаний. И при желании этот перечень необходимостей можно еще продолжать и продолжать.
Правила ВТО, которые обязана соблюдать Украина, не приветствуют предоставлению национальным производителям каких-либо льгот (например, налоговых), дискриминирующих иностранных поставщиков, а принципы Евросоюза, куда стремится Украина, это прямо и недвусмысленно воспрещают. На различные "стимулирующие" программы у правительства сейчас нет средств, да и эффективность таких программ, как показывает прошлый опыт, невелика. Поэтому чуть ли не единственным легальным способом поддержки отечественного производителя является изменение таможенных тарифов. Здесь, правда, возникает свой комплекс проблем – например, опасность возвращения "серого" импорта, контрабанда, повышение цен на некоторые товары, но иного варианта просто нет.
Конечно, никто не ставит вопрос о выходе Украины из ВТО: в текущей политической ситуации это, пожалуй, совершенно не реально. Однако в распоряжении нашей страны есть два механизма, позволяющие в рамках ВТО откорректировать тарифы до более приемлемого уровня.
Первое – это так называемые временные защитные пошлины (safeguard), которые могут быть введены на срок до 4 лет, если рост импорта наносит ущерб какой-либо конкретной отрасли. В нынешних экономических условиях в доказательствах на этот счет недостатка не будет.
Второй вариант – это пересмотр условий нахождения в ВТО. Правовая основа пересмотра здесь определена статьей XXVIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Параграфом 1 статьи XXVIII ГАТТ предусмотрена возможность изменять или отменять ранее принятые на себя обязательства в первый день каждого трехлетнего периода, причем первый период начинается 1 января 1958 года. Соответственно, возможность заявить о своем намерении пересмотреть обязательства наступает 1 января 2012 года. Согласно пункта 3 Параграфа 1 Толкования примечания к статье XXVIII ГАТТ, государство-заявитель должно объявить о своем намерении осуществить пересмотр не раньше шести месяцев до установленной даты пересмотра (даты установленной параграфом 1 статьи XXVIII ГАТТ), но не позже, чем за три месяца до такой даты. Таким образом, нужно торопиться: срок для подачи заявки истекает уже 1 сентября текущего года!
Оба этих варианта уже постаралась задействовать ассоциация "Укравтопром". В первой половине июня она обратилась в Министерство экономики Украины с просьбой провести расследование по импорту легковых автомобилей с объемом двигателей от 1 до 2,2 л на предмет введения временных защитных пошлин, а также подала правительству предложение рассмотреть возможность изменения для Украины условий членства в ВТО в части уровня пошлин на те же легковые автомобили. Их размер предлагается увеличить до 25%, как и было до 2008 года. Официального ответа на данные инициативы пока нет. Минэкономики и его бессменный заместитель министра Валерий Пятницкий, как известно, поддерживают свободу импорта...
Между тем, время уходит, и для ряда отраслей украинской промышленности промедление может быть, действительно, смерти подобно. Имея предоставляемый раз в три года шанс улучшить положение национальных компаний, не подвергая риску желанное членство в ВТО, его ни в коем случае нельзя терять. Может так оказаться, что еще через три года, когда у украинского правительства снова возникнет такая возможность, поддерживать кого-то будет уже поздно.
Продолжение следует...
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.