Европейский урок для Украины
Европу ждет тревожная осень. Многие эксперты ожидают в сентябре-октябре нового обострения финансового кризиса. Такие страны как Греция, Испания, Италия испытывают серьезные проблемы с привлечением новых займов, которые нужны, чтобы покрыть бюджетные дефициты и расплатиться по старым долгам. Хватает в последнее время и "Кассандр", предрекающих выход Греции, а возможно, и других проблемных стран из еврозоны, огромные потери для европейских банков и усиление экономического спада. Некоторые отечественные "аналитики" в связи с этим мрачно пророчат девальвацию гривны сразу же после выборов и прочие ужасы.
Нет, на самом деле не все настолько плохо. Страны Евросоюза удержали свою финансовую систему от развала осенью 2008 года, когда дела обстояли еще хуже, справятся и сейчас. Европейский центральный банк начнет скупать ценные бумаги проблемных стран и тем самым поднимет их курс, а при необходимости подбросит деньжат и коммерческим банкам. Повторения истории четырехлетней давности с Lehman Brothers, банкротство которого послужило спусковым крючком, вызвавшим крах 2008 года, никто не хочет.
Да и в любом случае, экономика и банковская система Украины сейчас намного устойчивее, чем четыре года тому назад. Ни у отечественных банков, ни у населения нет крупных валютных долгов, так что европейские потрясения (если они, конечно, будут) практически не отразятся на финансовой системе нашей страны. Бюджет, конечно, поднапряжется перед выборами, но совсем пустой государственная казна после 27 октября все же не останется.
Значение европейского кризиса для Украины заключается совсем в другом. Сейчас мы имеем возможность, как умные люди, поучиться на чужих ошибках. Или, хотя бы, принять меры к тому, чтобы исправить уже допущенные нами промахи.
Какой главный урок можем мы усвоить по итогам европейских событий? На мой взгляд, он заключается в следующем: без мощного конкурентоспособного реального сектора любая экономика нежизнеспособна. Можно сколько угодно говорить о постиндустриале, сфере услуг и малом бизнесе, но наиболее устойчивыми перед ударами кризиса оказались страны, сохранившие у себя высокоразвитую современную промышленность ‒ прежде всего, машиностроение и производство другой высокотехнологической продукции. Это, прежде всего, США, Германия, Франция, Нидерланды, Австрия, страны Северной Европы.
Когда-то деиндустриализация казалась хорошей идеей. Западные компании перенесли производство потребительских товаров в страны "третьего мира", оставив себе маркетинг и продажи, НИОКР и прочую нематериальную сферу. Высокая разница между себестоимостью и продажной ценой позволяла им оплачивать услуги целой армии офисных клерков, менеджеров по продажам и рекламных агентов. "Синие воротнички" в западных странах стали "белыми" или ушли в малый бизнес, заниматься которым в США и Европе, где нет ни поборов, ни административного давления, совсем не трудно.
Точно так же и мы в Украине легко расстались с устаревшим, неэффективным, нерыночным и нежизнеспособным советским промышленным потенциалом, сохранив из него только самое простое и неубиваемое ‒ пищевую индустрию, сырьевые и полусырьевые отрасли и совсем немного машиностроения (в основном, ориентированного на сферу добычи полезных ископаемых). На месте навсегда остановившихся заводов выросли торговые центры и элитные дома. Бывшие советские НИИ перестали заниматься научными разработками и стали сдавать в аренду площади под офисы. Безработица рассосалась за счет роста сферы торговли, трудовой эмиграции и развития малого и мельчайшего бизнеса ‒ в основном, базарно-ларечного. Интересно, но практически точно такую же эволюцию прошли в последние двадцать лет и некоторые страны Евросоюза ‒ именно те, которых сегодня называют проблемными.
Кризис в Европе выявил неустранимые недостатки экономической модели, основанной на торговле, сфере услуг и сырьевых (включая сельскохозяйственные) отраслях. Прежде всего, такая экономика не могла обеспечить достаточного уровня государственных доходов. Малые и средние компании ‒ плохие налогоплательщики, особенно, в небогатой стране, где нет емкого внутреннего рынка. Слишком они бедны и незначительны. Металлургия, химическая промышленность, сельское хозяйство не в состоянии вытянуть бюджет. Их продукция не является уникальной, цены на нее низкие, а норма прибыли сравнительно невелика. Сегодня по-настоящему много можно заработать только на высокотехнологической продукции и "продвинутых" услугах наподобие финансовых или информационных.
Добавим к этому такой фактор как открытость экономики. В свободной конкуренции всегда побеждает сильнейший, т.е. транснациональные корпорации с миллиардными оборотами, способные тратить сотни миллионов на НИОКР и рекламу и получающие прибыль за счет экономии на масштабах. И в Украине, и в Греции сегодня очень сложно найти потребительские товары отечественного производства. На рынке представлены или дешевый китайский ширпотреб, или брендированные товары западных компаний, чаще всего изготовленные в том же Китае. Все, что может взять государство с этого товарного потока, это таможенные платежи (минимальные, ведь экономика открыта) и НДС на импорт. Кстати, в государственном бюджете Украины на 2012 год на эти поступления приходится 37,6% доходов! Однако импорт нельзя постоянно наращивать. Хронически дефицитный торговый баланс ‒ это рост государственного долга и давление на национальную валюту, а если ее девальвация невозможна, ‒ то на национальных производителей.
Вот в эту ловушку и угодили страны европейской "периферии". Их государственные расходы росли, ведь надо было обеспечить населению уровень жизни не ниже, чем у соседей по ЕС, а госсектор приходилось раздувать, чтобы трудоустроить людей, высвободившихся из-за прекращения существования либо поглощения местных компаний, не выдержавших соперничества с ТНК. В то же время, адекватного роста государственных доходов не происходило. В той же самой Греции просто не было крупных национальных компаний, способных поддерживать бюджет за счет налогов, а сборами с малого бизнеса и импортным НДС его не заполнишь.
Львиная доля греческого государственного долга, достигшего 180% от ВВП, как раз и образовалась после 1999 года, когда в Греции захотели жить "как в Европе", отдав национальный потребительский рынок иностранным фирмам. В 2010 году при экспорте в $16 млрд. Греция импортировала различных товаров на $48 млрд. при ВВП в $270 млрд. Никакая экономика не выдержит долго таких диспропорций. Вот греческая и не выдержала...
В настоящее время в Евросоюзе пытаются выйти из кризиса за счет приведения расходов в соответствие с доходами. Под сильнейшим нажимом со стороны доноров-кредиторов проблемные страны периферии сокращают свои бюджеты, вводя режимы жесточайшей экономии. Подразумевается, что за счет этого бюджеты перестанут быть дефицитными, и прекратится строительство пирамид государственного долга.
Результат пока получается обратный ожидаемому. Увольняя госслужащих, сокращая зарплаты в госсекторе, урезая финансирование социальной сферы и программ развития, увеличивая налоговое давление, правительства подавляют свой же потребительский рынок, подрывая базу малого бизнеса, на который в европейских странах приходится до 70-80% занятых. Из-за этого растет безработица, разоряются фирмы, сокращается поступление налогов. В той же Греции за последние три года ВВП сократился на 20%, безработица достигла 25%, а бюджет никак не удается сбалансировать несмотря на все новые и новые программы сокращения расходов.
Пока из нынешней ситуации просматриваются такие возможные выходы. Во-первых, Евросоюз может довести политику жесткой экономии до своего логического завершения. В этом случае значительная часть населения периферийных стран эмигрирует в поисках лучшей доли, а стоимость рабочей силы упадет там до китайского и даже украинского уровня. Это будет то самое "дно", от которого можно будет оттолкнуться и возобновить рост. Правда, реализовать эту стратегию будет весьма сложно с политической точки зрения.
Во-вторых, возможно исключение проблемных стран из еврозоны. Новые драхмы, эскудо, песеты девальвируются на 30-70%, повысив конкурентоспособность национальных экономик. Правда, при этом для населения этих стран резко подорожает импорт, на котором они сидят как наркоман на игле, а у банков возникнут непреодолимые проблемы с возвращением кредитов в евро. Так как европейские банки являются главной "священной коровой" региональной экономики, реализация данного варианта также будет весьма затруднительной.
В-третьих, некоторые эксперты считают возможным объявления дефолта по долгам проблемных стран по образцу стран Латинской Америки в начале 80-х либо списания большей части этой задолженности. Тогда периферия, финансовая система которой окажется под контролем доноров, получит возможность начать с "чистого листа". Однако и этот вариант чреват очень большими издержками для банков или потребует фактически превращения Европейского центрального банка в печатный станок.
А пока Евросоюз делает невеселый выбор между тремя очень плохими для него вариантами, вернемся к нашим отечественным делам. Приходится признать, что наша страна уже вступила на тот самый неверный путь, который уже прошли до конца Греция и другие проблемные европейские страны. То, что украинский бюджет еще не трещит по швам, а государственный долг находится на весьма низком, по европейским меркам, уровне, объясняется исключительно тем, что многие необходимые программы в нашей стране просто недофинансируются. У Украины хронически не хватает денег ни на строительство, ни на сельское хозяйство, ни на коммунальный сектор, ни на образование с медициной. Мы все еще завершаем проедать советское наследие, не создавая ничего нового. Конечно, лет на 5-10 этих резервов еще хватит, сегодня ситуация в экономике вполне стабильна, но... что дальше?! На украинском потребительском рынке доминирует импорт, промышленность и сельское хозяйство не развиваются. Еще немного и... здравствуй, Греция-2010?!
Поэтому пока еще есть время, Украине нужно уделить самое пристальное внимание развитию (либо созданию) отраслей, которые в будущем могли бы реально поддержать отечественную экономику и наполнить государственный бюджет. Это могут быть, например, авиа- или автомобилестроение, производство современного промышленного оборудования, энергосберегающие технологии... Та даже потребительские товары! Тот, кто в Украине сможет создать действенную альтернативу доставшему всех китайскому ширпотребу, сделав ставку на качество вместо дешевизны, буквально озолотится!
Кстати, именно сейчас для этого есть возможности. Кризис ‒ это падение цен на промышленное оборудование, высвобождение квалифицированных специалистов, снижение стоимости активов. Объединив усилия с частным бизнесом, украинское государство вполне в состоянии вывести нашу страну на курс обновления и модернизации, сделав повторение европейского кризиса в наших условиях невозможным!
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.