11 серпня 2008, 16:28

Из Сухума/и/ сообщаем...

При выборе, куда бы поехать этим летом, профессиональный интерес политолога все-таки взял вверх. Посмотреть, как живет непризнанная республика, – это для политолога и международника уникальная возможность. Приднестровье уже посетил, теперь решил (правда, после довольно долгих размышлений) ехать в Абхазию: до Адлера поездом, пеший переход границы по р.Псоу и автобусом до Сухума (по-абхазски, или Сухуми – по-грузински). Поскольку независимо от признания/непризнания Абхазии, Сухум в любом случае ее столица, далее использую абхазское написание. Надеюсь не буду обвинен в некорректности. Хотя, когда пытаешься объективистски писать о подобных конфликтах, все равно получишь на орехи со всех сторон.



Итак, я в Абхазии уже неделю. Общаюсь с людьми (абхазами, русскими, армянами, мегрелами), смотрю абхазское телевидение и прочитал все абхазские газеты за это время (что несложно, поскольку выходят они раз в неделю). В минувшую пятницу поехал в Гал (и). Гальский район – на границе с Грузией, где, согласно договоренности, стоят российские миротворцы. Как всегда, решил все увидеть своими глазами. За Гал мне посоветовали не ехать, поскольку в этом районе неспокойно. Сел в маршрутку, разговорился с попутчицей. К моему удивлению, она ехала за товаром в Грузию. Выяснилось, что на такие поездки в Сухуме выдается специальное разрещение. Независимо от конфликта приграничная торговля идет – дело обычное.

Оказалось, что та самая маршрутка идет через Гал до нынешней границы (на р.Ингури). Тут я уже решил, что грех не воспользоваться возможностью, тем более, что попутчики заверили в безопасности, и тоже поехал до границы. Доехал, посмотрел, правда, фотографировать на границе, понятно, не разрешили. А вот мою попутчицу далее в этот день не пустили. Вернувшись в Сухум, узнал: начались боевые действия в Южной Осетии.

И с этого дня атмосфера в Абхазии для меня изменилась. Ранее мои собеседники, узнав, что я с Украины, говорили о том, что Киев дружен с Саакашвили, но на мне это не отражалось, тем более, что на выученные мной на абхазском "мшыбзиа" (здравствуйте) и "итабуп" (спасибо), собеседники удивлялись и далее следовала вполне понятная приветливая реакция: мол, молодец, выучил. Да и по истории и культуре Абхазии я уже что-то знал. А в районе, где я живу, хорошие пляжи на территории двух военных санаториев, где расположены миротворцы. Вход по паспорту. Когда показывал украинский паспорт, российские солдаты переглядывались и с небольшим сомнением, но после внимательной проверки, пропускали.

Теперь же, после начала боевых действий в Южной Осетии, вход мне (в отличие от владельцев российских паспортов) не разрешили. Когда обратился к абхазской части охраны, мне сказали, что Украина на стороне Грузии, вспомнили мне и участие УНСО на стороне Грузии в войне 1992-93 гг. На абхазском и российском телевидении (единственный здесь источник информации) позиция Украины подается негативно, неудивительно, что вчера с пляжа мне соседи вообще принесли слух, что украинские летчики воюют-де сейчас на стороне Грузии. В такой атмосфере, честно признаюсь, начинаешь чувствовать себя дискомфортно.

Но завтра уже домой, и я все равно доволен, что решился на поездку. Многое увидел, услышал разные точки зрения. Для меня, кстати, довольно неожиданными оказались публичные дискуссии, которые идут в абхазском обществе, в том числе и критика "многовекторной" политики президента Сергея Багапш (фамилии на абхазском не склоняются), хотя никто (и он сам) не ставят под сомнение ориентацию на Россию (посмотрим, будут ли власти продолжать употреблять этот термин после нынешних событий). Многие понимают, что Россия использует их в своих интересах, но альтернативы этому на данный момент не видят. При этом речь о вступлении в состав России не идет.

Относительно самопровозглашенных республик я как украинский эксперт по вполне понятным причинам отстаиваю принцип территориальной целостности (хотя бы формальной, то есть де-факто самостоятельность, но формально в составе единого государства). Но абхазы с этим не соглашаются (хотя до войны 1992-93 гг. не исключали федерацию).

Слежу, как российское телевидение освещает войну в Южной Осетии, и меня коробит, когда Путин и Медведев, рассуждая о геноциде, требуют создания международного трибунала. И это после Чечни, где Путин аргументировал зачистку тем, что это российская территория (а в советское время у Южной Осетии был статус даже не автономной республики как у Чечни, а автономной области в составе Грузии). Российское ТВ подает события в черно-белом антигрузинском и антизападном ключе, к этому подключаются российские историки и политологи, утрачивая хотя бы элемент объективизма. Сегодня, например, слушал респектабельного историка Сахарова из Российской академии наук, который утверждал, что шовинизм типичен для грузинских лидеров и в качестве примера приводил Сталина и Берию, как будто те не действовали как великорусские шовинисты. А по РТР вообще услышал, что у грузинских солдат видели-де американские нашивки.

Понятно, что в отличие от России международное сообщество (в том числе и Китай) исходит из территориальной целостности Грузии и вполне возможно, что Саакашвили выиграет информационно, подчеркивая полномасштабность войны России против суверенной Грузии. Бомбардировки на грузинской территории, конечно, вызовут осуждение международного сообщества. Но в России и Абхазии Саакашвили информационно проиграл. И это, в частности, ставит вопрос о том, прогнозировал ли он такую резкую, полномасштабную (в военном смысле) реакцию России. Ведь сложно представить психологически и имиджево, чтобы и Путин (для которого "стабилизация" на Кавказе – неотъемлемая часть его образа), и Медведев (для которого это первый международный кризис в новом качестве) не отреагировали.

Неудивительна и реакция абхазов, которые как раз в сентябре собираются широко отмечать 15-летие "Дня победы" в "Отечественной войне 1992-1993 гг.". Нынешние события сплачивают абхазов в отношении укрепления своей республики, подрывают их доверие к международному сообществу. Как найти приемлемый политический компромисс и изменить динамику в позитивном направлении? Для меня, к сожалению, ответа, приемлемого для всех сторон конфликта, на данный момент нет.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Чи претендувати Україні на частку спадщини CРСР в країнах ''Глобального Півдня''?

У межах Другої міжнародної конференції "Crimea Global. Understanding Ukraine through the South" 21-22 листопада (організованою, зокрема, Офісом Кримської платформи") відбулася дискусія "Радянська спадщина в країнах Африки, Азії та Латинської Америки: чи повинна Україна претендувати на її частку?"...

Навіщо повторювати російське ІПСО про "далекобійні" ATACMS?

Росіяни говорять про застосування Україною "далекобійної" зброї і "належну" відповідь. Світові ЗМІ це перекладають як long-range missiles. До нас це знову вертається уже з посиланням на солідні західні видання, ми ж любимо посилатися на них...

Що там із "Кримською декларацією", прийнятою адміністрацією Трампа 2018 р.?

Радник Трампа: Зеленський має представити реалістичне бачення миру, Криму більше немає. Щоправда, за кілька годин команда Трампа дезавуювала ці твердження, зазначивши, що це був радник саме під час виборчої кампанії, отож він не має жодних повноважень робити такі заяви...

Опитування у 30 країнах: хочуть перемоги України і лідерства США

Оригінал на НВ 4 листопада британській The Economist опублікував результати опитування міжнародної кампанії GlobeScan, проведеного у 30 країнах світу (в кожній країні опитували по 1000 респондентів)...

Три несподіванки з опитування до Дня Незалежності

Оригінал – НВ 8-15 серпня Фонд "Демократичні ініціативи" імені Ілька Кучеріва спільно з соціологічною службою Центру Разумкова провів загальнонаціональне опитування...

"Історичні" вибори у Мексиці: "каральне голосування" та вплив на Україну

ОЛЬГА ВОРОЖБИТ, ОЛЕГ САБУРА: Оригінал "Тиждень" 2 червня у Мексиці відбуваються загальні вибори, які незалежно від результатів вже можуть вважатися історичними...