"Киевляне могут создать свой Меджлис"
Создание национального органа управления. Опыт крымскотатарского Меджлиса
БОЛЬШАЯ ИДЕЯ расспросила эксперта по организационному развитию организаций гражданского общества ПРООН Айдера Халилова о том, могут ли киевляне создать замену существующей власти по опыту крымскотатарского Меджлиса (парламента) и как сформировать такой орган альтернативной власти, который бы действительно представлял интересы граждан.
– Чем по своей сути является Меджлис?
- Меджлис – это структура, существующая вне рамок действующего законодательства Украины. Это самостоятельно разработанная система, урегулированная и принятая внутри крымскотатарского сообщества. В законе Украины такое не предусмотрено.
- Является ли Меджлис легитимным органом?
- В глазах крымских татар он является легитимным органом, потому что они его сами избирали. В глазах власти он может быть каким угодно, но по закону он вне норм. Однако власть с ним сотрудничает, так или иначе.
- Каким образом осуществляется это сотрудничество? Насколько Меджлис является влиятельным органом?
- Меджлис влиятелен. 70-80 процентов крымских татар доверяют Меджлису. Соответственно, те решения, которые принимаются на Курултае (съезде – прим. авт.), хоть и являются рекомендательными, но властям они важны. Власть на местах, на уровне сельских и районных советов прислушивается к Меджлису, и прежде чем провести какую-то политику в отношении крымских татар, советуется с ним, насколько это будет эффективно и правильно. По крайней мере, так было раньше. Нынешняя власть все-таки так уже не делает, чем заводит ситуацию в Крыму в тупик.
- А если перенести этот опыт на киевскую почву? Может ли быть создан такой орган? Кстати, он действует как общественная организация?
- В том-то и дело, что крымскотатарский парламент и Курултай – это не общественная организация и не политическая партия, а орган национального самоуправления. Его трудно загнать в существующую схему действующего механизма.
Киевляне могут в принципе использовать эту схему и избрать самоуправление, так скажем, на время, пока они считают власть в своем городе нелегитимной. То есть нужно делать это выборным путем, а не как, например, Катеринчук со сцены сказал, что может возглавить штаб в Киеве, и толпа согласилась. Это неправильно. Для того, чтобы это было легитимно для киевлян, нужно организовать выборы.
- Как провести такие выборы?
- Выборы можно сделать не в рамках существующего законодательства, но использовать традиционные методы: организовать предвыборную кампанию, кандидатов, поставить урны для бюллетеней, назначить голосование. Получится легитимное с точки зрения киевлян управление. Правда, повторюсь, такой орган не будет легитимным с точки зрения власти, поскольку это не соответствует законам. Однако для власти это будет орган, с которым можно вести переговоры, который представляет интересы киевлян. Думаю, это очень интересная идея. Крымскотатарский опыт показывает, что так можно сделать, и вполне успешно.
К слову, ни одна общественная организация, ни одна политическая партия не представляет интересы всех горожан, а только отдельных групп, политиков, гражданских активистов. Поэтому, чтобы появился легитимизированный с точки зрения жителей города орган, нужно провести прямые выборы – тогда будет понятно, кого мы сами выбирали, поскольку пока что за нас говорят те, кто выходит на сцену. С властью нужно разговаривать от имени людей.
Автор: Екатерина Сергацкова, журналист Большой Идеи
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.