6 вересня 2015, 15:03

''Крым – наш. Но чей?'' (фоторепортаж)



Первая публикация материала тут

Зов политолога – бывать в конфликтных точках. Был в Абхазии в 2008 г., попал как раз на начало войны, был в Приднестровье (много фотографировал, задержали, освобождала четырехсторонняя комиссия, со стороны Украны – полковник Ющенко:), был на израильско-ливанской границе, сначала в зоне, контролируемой "Хезболлой", а затем со стороны Израиля. Логично вызревала поездка в Крым, не на отдых, конечно, а на короткий термин – чтобы увидеть хоть что-то собственными глазами. И это очень важно, потому что даже эпизодические впечатления дают возможность что-то прочувствовать... Сомневался, опасался. Но взял коллегу для безопасности и поехали вместе.

Конечно, был вопрос: впустят – не впустят. Заранее узнать нельзя – все станет ясно на месте. Паспорт крутили вдоль и поперек, но впустили, а самое главное – выпустили  (Кстати, все по паспортам: телефонная карточка, обмен валюты, поселение в отеле – переписывают все данные). Таможенник всех спрашивал, есть ли мясо и сало. Одного деда заставили выбросить маленькую вакуумную (!) упаковку колбасы. Почему – не знаю.

Поездка была очень утомительной. Из четырех дней два ушло на то, чтобы добраться до ЮБК (Южный берег Крыма) и назад. Поезд прибывает в Херсон в десять утра, машина до границы, пеший переход, машина до автовокзала в Армянске, в Симферополе я был лишь в шесть вечера. Обратно из Мисхора я выехал в девять вечера, чтобы переночевать в Симферополе и успеть на поезд в Херсон на семь вечера следующего дня.

Что увидел? Прилавки не пустые, все есть. Но цены – заоблачные. Они не компенсируются повышением цен и пенсий. C кем удалось поговорить, те отмечают, что жить стало хуже. ЮБК заполнен российскими туристами. Россия организовывает приток своих туристов авиарейсами по профсоюзным путевкам (то есть более бедная категория бюджетников). И для них может и нет ощущения разницы в ценах, а для крымчан, конечно, есть. Как говорят местные, основной удар пришелся не по ЮБК, куда русские туристы всегда ездили, а по другим курортам Крыма: Евпатория, Саки и т.д., куда ездили прежде всего украинцы и которые обезлюдели. Но тут я могу только полагаться на слова местных – сам посмотреть не успел.



А вот ж/д вокзал в Симферополе действительно полупустой (в отличие от аэропорта и автовокзала).

Да, градус эйфории от "Крымнаш" снизился. Мне сказали, что многие боятся просто об этом говорить. Кстати, видел надпись на стене: "Крым – наш. Но чей?".

Для большинства населения основной фактор оценки изменения жизни в Крыму – экономический. Меня неприятно поразило наличие в Крыму многих брендов, которые работают в Украине: "Фуршет", "Фокстрот", "Comfy", "Ашан", "Алло", "Челлентано" и т.д.





Если это западные или украинские компании, то они должны уйти (как это сделали "Макдональдс", "Сільпо", мобильные операторы, "Виза"), если российская – то надо поставить перед выбором: либо работаешь в Украине, либо в аннексированном Крыму. А у нас-то рынок больше! Пусть думают.

То же самое к российским и западным артистам, выступающим в Крыму. Сразу же отказ на концерты в Украине. Думаю, что выберут Украину. Сборы будут больше.



А людям свойственно приспосабливаться. Два паспорта. Сохраняют и украинские номера на машинах. Не всегда это признак патриотизма, потому что в машине может висеть георгиевская ленточка.



Даже "Визу" и "Мастер кард" каким-то образом обналичивают. Хотя как, для меня остается загадкой.



На автостанции в Красноперекопске местная жительница узнала меня: "Вы – украинский политолог?", и с ней был очень хороший разговор. Всюду я говорил на украинском языке – агрессии не чувствовал, наоборот, некоторые переходили на украинский. С формальной точки зрения, в Крыму три официальных языка, и кое-где сохранились надписи на украинском.



Но флаг и трезубец, с точки зрения Кремля – это "угроза" национальной безопасности... Хотя один раз увидел парня с сумкой с надписью "Украина".

Закрыто здание крымскотатарского меджлиса, но татары по-прежнему демонстрируют свои национальные флажки. Хотя живут в атмосфере постоянного пресса (двух татар убили, когда я был в Крыму).

Зато на улицах собирают средства для защиты "Юго-Востока" от "фашистов". Хотя большого ажиотажа я не увидел.



Но я видел на набережной Ялты пенсионерку, собирающей подаяние с плакатиком "Беженка из Донецка. Ветеран ВОВ". Сфотографировать – рука не поднялась.

Раздают вот такие материалы общероссийского "Национально-освободительного движения":



"Почему цены растут во всех сферах? Потому что Центробанк управляется США... По указанию посла США Джона Тефта ЦБР ведет против России экономическую войну – падение курса рубля, высокие цены". И далее призыв изменить Конституцию и усилить власть Путина. Вот так...

И на всех автовокзалах постоянные объявления о мерах безопасности: "В связи с угрозой мирового терроризма..."

У меня давно не было такого психологического облегчения, когда вернулся домой 1 сентября: всюду детки в вышиванках, с сине-желтыми флажками.

Наверное, самое оптимистичное в том, что все-таки у крымчан вопрос остается: "Крым – наш. Но – чей?". Ответа, который мы хотим услышать, надо еще ждать. И никто точно не скажет, как долго...

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Чи претендувати Україні на частку спадщини CРСР в країнах ''Глобального Півдня''?

У межах Другої міжнародної конференції "Crimea Global. Understanding Ukraine through the South" 21-22 листопада (організованою, зокрема, Офісом Кримської платформи") відбулася дискусія "Радянська спадщина в країнах Африки, Азії та Латинської Америки: чи повинна Україна претендувати на її частку?"...

Навіщо повторювати російське ІПСО про "далекобійні" ATACMS?

Росіяни говорять про застосування Україною "далекобійної" зброї і "належну" відповідь. Світові ЗМІ це перекладають як long-range missiles. До нас це знову вертається уже з посиланням на солідні західні видання, ми ж любимо посилатися на них...

Що там із "Кримською декларацією", прийнятою адміністрацією Трампа 2018 р.?

Радник Трампа: Зеленський має представити реалістичне бачення миру, Криму більше немає. Щоправда, за кілька годин команда Трампа дезавуювала ці твердження, зазначивши, що це був радник саме під час виборчої кампанії, отож він не має жодних повноважень робити такі заяви...

Опитування у 30 країнах: хочуть перемоги України і лідерства США

Оригінал на НВ 4 листопада британській The Economist опублікував результати опитування міжнародної кампанії GlobeScan, проведеного у 30 країнах світу (в кожній країні опитували по 1000 респондентів)...

Три несподіванки з опитування до Дня Незалежності

Оригінал – НВ 8-15 серпня Фонд "Демократичні ініціативи" імені Ілька Кучеріва спільно з соціологічною службою Центру Разумкова провів загальнонаціональне опитування...

"Історичні" вибори у Мексиці: "каральне голосування" та вплив на Україну

ОЛЬГА ВОРОЖБИТ, ОЛЕГ САБУРА: Оригінал "Тиждень" 2 червня у Мексиці відбуваються загальні вибори, які незалежно від результатів вже можуть вважатися історичними...