Краеведение. Часть третья – как ухаживать за могилами наших царей
Уход за историческими памятниками – в нашей стране одна из самых больных тем. Рушатся, дворцы, крепости, церкви, и перед тем, как начать массовую их реставрацию (я верю, это обязательно произойдет), нужно хотя бы переписать, инвентаризировать и сохранить то, что есть.
Скифские и сарматские царские курганы принадлежат к одному из самых древнейших пластов украинской истории. Находки, сделанные в погребениях царей и воинов, составляют жемчужины украинских частных и музейных коллекций, хранятся в Эрмитаже.
На самом же деле все эти находки, все безумное количество золота, не имеют никакого смысла без привязки к месту, где они найдены. Конечно, я не предлагаю закопать пектораль Мозолевского обратно в Толстую Могилу. Я предлагаю дать Толстой Могиле новую жизнь. А вместе с ней и десяткам царских курганов, величественных памятников украинской степи. Каждый из них может стать музеем под открытым небом, святым местом украинской сакральной географии, местом паломничества туристов и всех, кто ищет свои настоящие корни в глубинах тысячелетий.
Конечно, для того, чтобы осуществить такой проект, необходим переворот в украинской ментальности. Истина о том, что история этой земли и этой культуры намного древнее, чем Киевская Русь. И история эта продолжается в каждом из здесь живущих, потому что правду о ней сообщает сама Земля. Дома трипольцев, курганы скифов, древние святилища умеют говорить. Чтобы услышать их, нужно научиться сохранять их территории от распашки и загрязнения, а наши головы – от мусора нечестной истории, служанки бывших империй и новых националистов. Новый подход должен быть максимально космополитичным. Трипольцы, срубники, черняховцы, киммерийцы, скифы, сарматы, половцы, печенеги, славяне, хазары, казаки, евреи,татары, тавры, греки – все это мы, сегодняшие украинцы. Если не по крови, то по духу. Мы – это Великая Скифия, Сарматия – Алания, Хазарский каганат, Киевская русь, Половецкая степь, Крымское ханство и Запорожская Сечь, УССР и Российская империя. Признать полную причастность к этой истории – значит сформировать новую украинскую идентичность, не бояться более ни развала страны, ни притязаний соседей, ни угрозы национал-фашизма, ни восстановления СССР.
Восстановление связи времен и культур – не просто абстракция, живущая в головах сумасшедших энтузиастов с рюкзаками. Это еще и деятельность, простые проекты, которые недорого и тактично возвратят нам настоящую историю.
Например, можно обозначить курган Солоха неподалеку от села Великая Знаменка Каменко-Днепровского района Запорожской области, превратив его в музей под открытым небом. Конечно, без участия местных властей задачу осуществить трудно, но с чего бы им быть против.
На кургане уже нет таблички, предприимчивые местные украли ее на металлолом. Вместо таблички следует поставить стенд, на котором следует отобразить все находки Солохи, о которых я писал в предыдущем блоге, и написать об историческом и археологическом значении объекта, и о том, что он охраняется государством. Курган следует огородить низким заборчиком, а по периметру обложить диким камнем. После этого курган вместе с местным археологическим музеем и остатками скифского городища в самой Каменке – Днепровской станут частью нового туристического маршрута "Царские курганы Поднепровья". Я готов быть на нем гидом. Если среди читателей есть специалисты, давайте посчитаем затраты на облагораживание Солохи. Под конкретный проект можно искать конкретные деньги.
Так ухаживают за курганами в Корее
В Норвегии
В Германии
В Швеции, это королевские курганы Уппсалы, могилы князей, чьи потомки потом отправились колонизировать Киев. Кстати, они датированы 6 веком нашей эры, а скифские курганы Украины на 1000 лет старше.
Курганные захоронения – это свидетельство существования утраченной ныне культуры конных воинов, которая оказала влияние на всю Евразию. Ее центр, на протяжении тысячи лет, с 6 в. до н.э., находился, предположительно, на территории Украины. Продолжение следует.
Другие блоги на тему "Краеведение"
Могилы наших царей. Часть вторая – курган Солоха
Могилы наших царей. Часть первая – Курган Чертомлык
Острог – девальвация украинского туристического капитала. Часть вторая, синагогальная
Острог – девальвация украинского туристического капитала. Часть первая
Неизвестные cокровища приазовской степи. Граниты, курганы, ковыль и самородки села Малоянисоль Володарского района Донецкой области. Часть вторая
Неизвестные cокровища приазовской степи. Граниты, курганы, ковыль и самородки села Малоянисоль Володарского района Донецкой области. Часть первая
На острове Хортица в Запорожье появилась буддийская ступа
Еврейские местечка Садгора и Вижница – украинский Казимеж (Часть вторая)
Еврейские местечка Садгора и Вижница – украинский Казимеж. Часть первая
Где в Украине хранятся мощи Будды. Паньковка, Славяносербский район. Луганская область
К вопросу о символике несуществующего коммунистического государства. Село Вершина Куйбышевского района Запорожской области
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.