Антикризисный план Анахарсиса для современной Украины. Введение в скифскую духовность. (работа буддийского монаха из Донецка Сергея филоненко)
(публикуется с согласия автора)
Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!
Исторические сведения о скифском царе Анахарсисе, который жил в 7 веке до нашей эры, а также его мудрые высказывания, дошедшие до нас, письма-обращения к другим царям и ученым того времени – ценный материал для исследования скифской культуры и духовности. К сожалению, до сих пор этому весьма значимому культурно-историческому наследию совершенно несправедливо уделяется весьма скромная роль в официальной истории Украины. Очевидно, что тема скифской духовности требует широкого и открытого обсуждения. Данная статья предлагает увидеть, что в письмах скифского царя и многочисленных памятниках скифской культуры (на территории Украины и за ее пределами) содержится послание для будущих поколений, то есть для нас с вами, украинцев, живущих в 21 веке.
О скифах мы знаем из трудов древнегреческого историка Геродота (5 в. до н.э.), посвятившего им целую главу в своей "Истории", греческого писателя Лукиана Самосатского (2 в. н.э), римского историка Диодора Сицилийского (1 в. н.э.), а также из работ арабских, армянских, грузинских, иранских и китайских историографов; об Анахарсисе в частности упоминают Диоген Лаэртский (3 в. н.э.) и Платон (5 в. до н.э.). Анахарсис – без сомнения историческая личность, скиф царского рода из Причерноморья, отправившийся в Грецию, чтобы изучать иную культуру. Анахарсис остался в истории Греции не просто человеком из соседней страны, а мудрецом, которого греки включали в семерку великих мудрецов своего времени. Хотя сведения о нем достаточно скупы, их достаточно, чтобы включить Анахарсиса в список "великих украинцев". Он славен не военными подвигами и убийство себе подобных, а своей мудрой жизнью, достойной подражания.
Буддийская традиция называет царей, вышедших из дома в поисках духовного совершенства и мудрости, бодхисаттвами, и "царями, вращающими колесо". Жизнь Анахарсиса, который отправился в Грецию, (где он жил, изучая культуру и традиции, а также путешествовал, посещая страны передней Азии) – яркий пример подобной духовной традиции, которая, благодаря могучему влиянию скифской духовности сохранялась в Евразии. Эта традиция была позже увековечена примером самого Будды Шакьямуни. Как известно, принц Сиддхартха Гаутама оставил дворец Шакьев в поисках высшей мудрости и просветления.
Традиция духовных странствий в поисках знания и мудрости, просветления, возникла задолго до появления буддизма и была одним из проявлений древнейшей духовной культуры Евразии. Важно также отметить, что она часто является основным мотивом джатак – историй о прошлых жизнях бодхисаттвы, что свидетельствует о том, что рання буддийская традиция сохраняла преемственность по отношению к евразийской духовной культуре. Эту преемственность начал сам Будда, взяв за основу духовных принципов существования Сангхи древние духовные законы скифо-сакского народа.
Греческие источники сообщают, что у Анахарсиса не было дома, и он жил, странствуя на своей повозке. Спустя какое -то время его даже избрали членом Ареопага, то есть народным депутатом, членом верховного органа управления Греции. Диоген Лаэртский говорит, что Анахарсиса считали изобретателем гончарного круга и якоря, гончарный круг – по сути, вращающееся колесо, а процесс создания форм с его помощью, может символизировать формирование сосуда мудрости. Во всяком случае, Царь, вращающий колесо, мог вращать и гончарный круг – подобные пересечения лишь усиливают впечатление от образа.
И Диоген и Платон подчеркивают также практичность мудрости скифа Анахарсиса, его способность непосредственно применять мудрость в жизни. Это также существенное замечание, поскольку оно указывает на естественный характер скифской мудрости, мудрости кочевников, непосредственно связанной с нашей землей.
Текст письма Анахарсиса лидийскому царю Крезу (да-да, Анахарсис давал советы царям) – программный документ, адресованный конкретному правителю, страна которого находится в постоянных конфликтах, а правитель занят накоплением богатств. Если прибегнуть к формуле, что греческая цивилизация, основы которой подвергает сомнению Анахарсис, выступает символом всей современной цивилизации, поскольку действительно является ее корнем, а скифская цивилизация – естественная альтернатива, то значения предлагаемых скифским царем рецептов расширятся до глобальных и приобретут вполне актуальный современный смысл. Чтобы Лидия избежала катастрофы, Анахарсис предлагает Крезу изменить отношение к действительности.
С первых же строк письма становится совершенно очевидным, что Анахарсис, несомненно, являясь знатоком греческой культуры, вовсе не был ее пылким последователем и проповедником, как говорят многие современные авторы вслед за Геродотом. Он открыто критикует устои греческой культуры.
Письмо Крезу
В своих творениях греческие поэты делят мир между сыновьями-братьями Крона: одному они приписали власть над небом, другому – над морем, третьему – над подземным мраком. Такое разделение говорит об эллинском своекорыстии. Не признавая никакого совместного пользования имуществом, свой порок они приписали богам. Правда, землю они в виде исключения предоставили в общее пользование. Поэты хотели, чтобы все люди чтили богов и считали их подателями благ и отвратителями зла. Земля – общее достояние богов, и в давние времена она была такой и для людей, которые со временем преступили закон и посвятили общее для всех достояние отдельным богам, выделив каждому из них особый удел.
Взамен боги дали людям соответствующие дары – раздоры, наслаждение и малодушие, низменный образ мыслей. Их смешение и разделение породили все зло и все беды для человечества: пахоту и сев, работу в недрах земли и войны.
Посеяв много, пожинают мало. Занимаются разными ремеслами, а на жизнь себе не зарабатывают. Они с усердием добывают пестрые сокровища земли, вызывая лишь одно удивление. Первого, кто изобрел это жалкое искусство, считают трижды блаженным, но не знают, что при этом, как дети себя обманывают; сначала не ставя ни во что то, что давалось с трудом, потом они приходят в восторг от самого труда. Как я слышал от многих людей, это горе постигло и тебя, а от него и все остальные беды. Ведь ни большое богатство, ни огромные владения не помогают приобрести мудрость. Правильно говорят, что тела людей, сильно перегруженные разным ненужным балластом, страдают от различных болезней. Поэтому тем, кто хочет быть здоров, советуют побыстрее избавиться от всего лишнего. Но если для тел, страдающих от неумеренных наслаждений, у вас есть врачи, то целителей душ у вас нет.
Было бы мудро избавиться от удовольствий. Когда к тебе текут реки золота и приходит слава богача, то вслед за ними являются зависть и желание отнять у тебя это золото. Если бы ты очистился от этой скверны, то был бы здоров и мог говорить и править свободно. Это и есть здоровье царя. Если бы эти качества стали твоим внутренним свойством, то никто не удивился, что и все остальное в тебе прекрасно. Но, захватив тебя не знающим меры, болезнь из свободного превратила тебя в раба. Но не падай духом и бери в пример вспыхнувший в лесу огонь, который превращает в пепел все охваченное им, но питается тем, что еще не успело сгореть. Так и твои прежние пороки перешли на тех, в чьей власти находишься ты сейчас, вместе со своими владениями. Будь уверен, что потом и на них перейдут твои муки. Теперь послушай небольшую историю, свидетелем которой я был.
Большая река протекает по скифской земле. Ее называют Истром. Однажды, плывя по ней, купцы посадили свой корабль на мель. Не в состоянии ничего предпринять, с жалобами и плачем они оставили его. Ничего не ведая о причине несчастья, пираты подошли на ненагруженном судне к потерпевшему кораблю и перетащили весь его груз без остатка на свой корабль. Но вместе с грузом незаметно для себя они перенесли и несчастье. Купеческий корабль, лишившись груза, стал легким и всплыл, а пиратский, приняв чужой груз, быстро пошел ко дну вместе с награбленным чужим добром. Такое всегда может приключиться с богачами.
Скифы же свободны от подобных бед. Вся земля у нас принадлежит всем. Все, что она приносит сама по себе, мы принимаем, а к тому, что скрывает, мы не стремимся. Оберегая наш скот от диких зверей, мы взамен получаем молоко и сыр. Оружием мы пользуемся не для того, чтобы нападать на других, но в случае необходимости для обороны. Правда, такого еще не случалось. Для тех, кто хотел бы на нас напасть, мы и воины, и награда, но эта награда не многих привлекает.
Я советую тебе, то же самое, что и афинянин Солон, – иметь в виду только конец. Важно не то, что тебе в данный момент удалось, а то, что принесет тебе славную кончину. Правда, он не сказал этого открыто, так как не был скифом. Ты же, если согласен со мной, передай мой совет Киру и всем тиранам, ибо он принесет больше пользы тем, кто еще стоит у власти, чем тем, кто ее уже утратил.
О чем говорит Анахарсис?
Итак, изначально единый мир – земля, которая является общим достоянием людей и богов, делится на части – это первая болезнь. А делится он потому, что "поэты", не признавая совместного пользования имуществом, приписали свой порок и богам, выделив каждому из них особый удел, также как и каждому человеку – индивидуальное имущество. В таком мире боги "благодарят" людей соответствующими дарами – раздорами, наслаждением, малодушием, низменными мыслями. Разделение рождает все зло для людей, источники которого – основные виды деятельности людей, которые Анахарсис перечисляет: пахота и сев, работа в недрах земли и войны. Войны являются очевидным злом, наверное, это было так и в те времена. Что касается возделывания земли и добычи полезных ископаемых, то на первый взгляд причисление их к источникам зла кажется преувеличением, но это только потому, что большинство не знает о реальном положении вещей, выражаемом простой формулой – все исчерпывается – земли истощаются и загрязняются, недра опустошаются, это становится причиной новых и новых войн и бесконечного процесса передела мира. А значит, человечество и впредь будет получать новые подарки от богов, то есть продолжать деградировать.
"Посеяв много, пожинают мало, занимаются разными ремеслами, а на жизнь себе не зарабатывают" – причиной этих несчастий, как будет видно дальше из текста письма, называется жадность, необузданное стремление к удовольствиям, излишествам, роскоши. И хоть речь идет о царе, в данном случае Крезе, недостатки царя переходят к его подданным, как огонь, что начинается с искры, но постепенно охватывает весь лес. Поэтому Анахарсис и обращается к правителю: ведь от царя многое зависит. Здоровый царь, по мнению мудрого скифа – это царь свободный от жадности и сопутствующих ей пороков, тогда он может говорить и править свободно, в том числе носить царские украшения, поскольку его действия вызывают уважение, а не рождают зависть и желание отнять золото. Напротив, жадный царь, стремящийся к богатствам, сам теряет свободу, становится рабом своих желаний. Ведь ни богатства, ни владения не помогают обрести самого главного – мудрости, которая и есть главное качество душевного здоровья.
"Но если для тел, страдающих от неумеренных наслаждений, у вас есть врачи, то целителей душ у вас нет". Эта фраза является выводом Анахарсиса о бездуховности такой цивилизации, где нет целителей душ, и также намекает, что у скифов, напротив целители душ есть. Скифский царь-мудрец сам является таким целителем, и потому пишет подобные письма царям. Имя Анахарсис, согласно скифскому словарю Абаева можно перевести как Неуязвимый, и если учесть, что в имени отражается характер, то оно прекрасно соответствует качествам духовного лидера, мудреца, неуязвимого для глупости.
Земля – общее достояние богов и людей
Разделение земли на части связано с формированием национальных государств и целых цивилизаций. Как говорит Анахарсис: люди преступили закон. Какой это закон? Очевидно, речь идет об изначальном единстве. В этих процессах участие религий было решающим, поскольку мир богов (чтобы был понятен смысл, мы должны читать это как: духовный мир, изначальное духовное единство) был разделен. Это значит, что религия стала на защиту интересов отдельных национальных и государственных кланов, разделивших землю. Скифский мудрец отвечает на это: вся земля у нас принадлежит всем.
Для наглядности можно обратиться к существующим реалиям. Принадлежит всем – значит, не может быть объектом торговли, не может быть собственностью, прежде всего, потому что священна. Так же как не могут быть собственностью Небо, Луна или горные вершины. Не следует забывать, что мы имеем дело с совершенным духовным отношением. Если земля священна и принадлежит всем, то сам собой отпадает вопрос ограничения территории и понятия государства в привычном нам смысле – с парламентом, бюрократами, политиками, армией, военной доктриной, массовой оболванивающей пропагандой.
Дары богов – раздоры, наслаждение, малодушие,низменный образ мыслей
Эта фраза звучит провокационно. Закономерен вопрос: Каким богам вы поклоняетесь? Если дары богов таковы, как написано выше, то значит, люди забыли истину и забыли настоящих богов, которые связаны с духовным миром людей, и охраняют единство земли, живя на которой люди почитают небо как единый духовный космос, воспринимая его послания. Мораль и законы не могут заменить духовность, поскольку она естественна: в обществе, где почитается истина, богатством считаются лучшие человеческие качества: храбрость, благородство, самопожертвование, великодушие, дружественность, приветствуются добрые дела, бескорыстие и сама собой присутствует справедливость. И, наоборот, деградация или духовное обнищание означает малодушие, стремление к наслаждениям, удовольствиям, комфорту, в широком смысле – ограниченности жизни вопросами удовлетворения желаний и жажды материального богатства, что значит низменный образ мыслей. Это свойственно в равной мере богатым и бедным. Богачи страдают от неумеренной алчности, бедные думают только о том, как добыть пропитание.
Религия же только поддерживает существующий порядок вещей: чтобы заработать свой хлеб ты должен тяжело трудиться: на поле, в недрах земли, или занимаясь разными ремеслами. Современные реалии лишь делают картину, описанную Анахарсисом, более грандиозной, трагической. Апофеоз потребительской цивилизации это апофеоз жадности: чем меньше нефти в недрах земли, тем больше бензина сгорает в автомобильных двигателях. От начала и до конца такому обществу сопутствуют раздоры. Кроме того, они ведут в конечном итоге, к разрушению страны, то есть новому разделению и так до самоуничтожения. В буддийских сутрах говорится, что если в стране исчезает истина (духовное единство) и царь этой страны не станет на ее защиту, то он потеряет добродетели, страну наполнят бедствия и катастрофы и народ "поглотят бурные волны", а "внутренняя и внешняя родня вместе устроят смуту".
Пахота и сев
Все мало-мальски пригодные участки земли в Украине были распаханы, за исключением территорий природных заповедников, которые составляют весьма малый процент. Распашка столь значительных площадей привела к экологической катастрофе, эрозии почвенного слоя, уничтожению многих видов растений и животных. В то же время, во времена скифов в степной зоне Причерноморья водились львы, дикие лошади и многие другие животные, птицы, рептилии, насекомые; реки с питьевой водой были полны осетровых. Даже в сравнительно позднюю казацкую эпоху, как говорится в украинских источниках, зверья и рыбы было столько, что охота заключалась в том, чтобы просто стрелять в небо – обязательно собьешь дичь, а забросив штаны в Днепр, можно было без усилий наловить рыбы. А что уж говорить о лесах и травах, ценнейшие виды целебных растений исчезли, либо потеряли свою силу. Изменение поведения человека отразилось на нем самом – люди ведь тоже часть природы: исчезновение из нашего рациона естественных природных продуктов, заменили выросшие на химикатах модифицированные зерно и соя. Но самое важное заключается в другом: пахота и сев – это тяжелый труд. Получается, что с помощью тяжелого труда люди уничтожали настоящие дары природы, чтобы потом в дальнейших мучениях таким же тяжелым трудом добывать себе кусок хлеба. С точки зрения скифов это был абсурд. Вот почему Анахарсис называет это злом.
Здесь нужно упомянуть еще о том, что катастрофа эта у нас была отягощена ужасным преступлением – распашкой множества скифских и арийских курганов – могил древних героев и вождей. Некоторые курганы, правда, были снесены в результате археологических исследований, большинство же было распахано просто из-за невежества и жадности, потому что они "мешали и занимали место". Оставшиеся курганы, среди черноты распаханных полей похожи на острова, где только и сохранилась первозданная жизнь. Более 160 000 (!) курганов Украины это настоящее послание из древности, которое мы обязаны разглядеть и прочитать. Где-то должен быть и курган, могила героя Анахарсиса. Где он и какова его судьба, остается пока неизвестным.
Работа в недрах земли
Добыча полезных ископаемых, (в этот список нужно включить и лес и теперь уже и воду) – также тяжелый труд, не менее неблагодарный, чем распахивание земли. Ему сопутствуют разрушение поверхностного слоя при открытой добыче и более глубоких слоев при добыче в шахтах, нарушение и загрязнение водоносных горизонтов, загрязнение рек, озер, морей, исчезновение лесных массивов. Получаемая польза от этого – это топливо для производства энергии, транспорта и сырье для химического и металлургического производства. Все эти производства, как правило, в значительной степени загрязняют окружающую среду, усиливают тепличный эффект и меняют климат. При добыче угля в Украине ежегодно погибают десятки людей. Многие из них также болеют тяжелыми профзаболеваниями. (Нельзя забыть здесь и о Чернобыльской катастрофе и ее ужасных последствиях). Но главное – опять тот же парадокс – несоизмеримость усилий на добычу энергии с легкостью растрачивания еемв условиях потребительской цивилизации. В полном соответствии со словами Анахарсиса: не ставя ни во что, то, что давалось с трудом, день и ночь в больших городах впустую растрачивается огромное количество энергии, бумаги, воды, природного газа и других продуктов.
Кроме того непрерывно накапливается большое количество отходов цивилизации (остатки пищи, бумаги, стекла, пластика, строительный мусор и прочее), все это беспорядочно сваливается людьми на обочинах дорог, в посадках, оврагах и балках. Городские же свалки в Украине – это экологическое бедствие национального масштаба. Чтобы уменьшать их объемы, свалки поджигают. При сгорании пластика выделяются сильные ядовитые вещества.
Войны
Войны – последнее и самое страшное из зол. Скифы описываются древними авторами, как могучие и бесстрашные воины, покорившие Переднюю Азию задолго до Александра Великого. До нас дошли и удивительные истории о походах персидских царей Дария и Кира на скифов, которые закончились поражением персов. Все эти войны, тем не менее, были не такими кровавыми и бесчеловечными, как войны и конфликты двадцатого века, унесшие жизни десятков миллионов людей. Тысячи лет, прошедшие со времен скифской эпохи, человечество непрерывно совершенствовало орудия убийства. Цена оружия, и затраты на его изготовление росли в геометрической прогрессии. Фактически современная индустриальная технологическая цивилизация все свои силы вложила в создание оружия. Для этого были использованы последние научные открытия и достижения.
В двадцатом веке появилось оружие массового уничтожения и ядерное оружие, которое было использовано в 1945 году, когда были сброшены две атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. При этом сразу погибли сотни тысяч людей, и еще сотни тысяч были подвержены воздействию радиоактивного излучения. Производство и распространение ядерного оружия в условиях перманентных военных конфликтов в Евразии, является одной из самых больших проблем современного человечества. Это стало настоящим безумием: нарастающее столкновение различных цивилизаций скрывает возможное счастливое будущее всего мира за апокалиптическими видениями возможных ядерных войн.
Скифы же свободны от подобных бед
Эти слова Анахарсиса обнадеживают даже в том случае, если вы считаете поиски решения проблем человечества в скифской духовности совершеннейшей утопией. Секрет скифов и их могущества и влияния заключается в понимании природы, благодаря мудрости накопленной в тысячелетних непрерывных странствиях – кочевьях. Поэтому одним из конкретных рецептов для глубокого понимания проблем и поиска их решений является рецепт путешествий, странствий. Изучение культуры и истории стран Центральной Азии, Индии, Китая, Монголии, а также Турции, Болгарии, Румынии, Северного Кавказа, Закавказья, Российского Причерноморья, Сибири, поможет глубже понять собственные духовные и культурные корни и увидеть духовное единство всех народов Евразии. Что касается пахоты и сева и работ в недрах земли, то очевидно, что дальнейшее слепое бездумное "хозяйствование" так или иначе закончится: либо катастрофой, либо сотрудничеством с природой.Одной из целью данной работы является поиск новых подходов и нового сознания, на основе возрождения универсальной духовности скифов.
Продолжение следует...
Сергей Филоненко, 47 лет, буддийский монах ордена Ниппондзан Меходзи, г. Донецк
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.