Современная религиозность не имеет ничего общего с настоящей духовностью
Мое интервью журналу "Телекритика". Запишем, чтобы не затерялось. Полный текст пожно прочитать тут
- Как вы оцениваете уровень осведомленности отечественной прессы в вопросах религии? Наблюдаете ли вы прогресс в качестве материалов на религиозную тематику?
- К сожалению, журналисты, пишущие на религиозные темы, вообще не имеют базовых знаний о религиоведении и истории религии. Ни со светской, ни с конфессиональной точки зрения, они не могут правильно рассмотреть то или иное явление и чаще всего ‑ пишут со своей колокольни, на уровне каких-то архаичных предрассудков, заимствованных у своих предков. Если в издании нет грамотного редактора, то добиться того, чтобы материал был адекватным, очень трудно. При этом в нашей прессе большинство материалов религиозно-фанатического характера. Например, эти постоянные статьи о мироточащих иконах, большинство из которых ‑ просто обман. Что касается религии, есть еще тенденция, особенно в националистической прессе ‑ оскорбление так называемых нетрадиционных, неправославных конфессий. Пример: злая и достаточно некомпетентная кампания, которая была в свое время развернута против пастора Сандея Аделаджи.
- Вы занимались этой темой? У вас есть основания утверждать, что это была именно продуманная кампания против него?
- Просто Аделаджи выдвигали обвинения в том, что он черный пастор, приехавший из Нигерии, и еще что-то смеет здесь проповедовать. А это расизм, оскорбление и невежественная позиция. В отношении духовности я не вижу смысла притеснять в этой стране ни одну из существующих конфессий. Если кто-то кого-либо оскорбляет, я считаю, это нужно пресекать. Что касается финансовых махинаций и афер, которые сейчас инкриминируют Аделадже, это дело правоохранительных органов. Я смотрел материалы, и мы тоже об этом писали. На мой взгляд, там нет однозначно криминальных вещей. Возможно, деятельность отдельных пасторов этой церкви, их общая направленность на финансовое благополучие и т.д. показывают, что не все люди там чисты на руку. Но к чему тут призывы выслать Аделаджу из страны? Человека ведь за волосы никто не тянет, чтобы он отдал свою квартиру. К сожалению, это все делается добровольно. Людям нужно правовое образование для того, чтобы не быть такими идиотами, чтобы их не обманули наглые и бесцеремонные мошенники, аферисты от имени Христа.
- Как вы расцениваете тот факт, что у пастора Аделаджи есть возможность беспрепятственно проповедовать в эфире муниципального ТРК "Киев"? Судя по сообщениям прессы, эта возможность достается ему за сущие гроши и в силу каких-то сомнительных преференций, которых нет у представителей других религиозных организаций.
- Тут надо разобраться. Если это рекламное время, купленное церковью, то вопросов быть не может. Канал имеет право, наверное, зарабатывать деньги. Но, я считаю, что это неинтересная передача. Если какая-то говорящая голова что-то проповедует по часу – это неинтересно, и, скорее всего, нормальный человек такое смотреть не будет. То же самое касается любых религиозных передач ‑ в основном нудно. Во-вторых, наверняка церкви должны иметь собственные каналы. Кстати, у протестантов есть свой канал CNL, и клиенты "Воля-кабель" могут круглосуточно смотреть проповеди пасторов церквей полного Евангелия.
- Как, по-вашему, свобода вероисповедания должна преломляться в средствах массовой информации?
- Прежде всего, никакое религиозное учение не должно претендовать на то, что оно главное в какой-то стране. Не должно быть необоснованных наездов на те или иные религиозные направления. Например, слово "секта", часто сейчас употребляемое в прессе, вообще не приемлемо с точки зрения современного научного религиоведения. Две тысячи лет назад община, которая ходила за Иисусом Христом, тоже была сектой, а теперь мы ведем летоисчисление от его Рождества. Точно так же нужно быть аккуратными с остальными религиями, потому что через некоторое время христианство может исчезнуть, а они станут доминирующими. Это нормальный исторический процесс.
- На ваш взгляд, насколько современный потребитель массмедиа нуждается в информации подобного рода?
- С одной стороны, мы говорим о том, что наше общество считается очень верующим. Какие-то соцопросы говорят, что у нас чуть ли не более 90% людей считают себя верующими. Но, по сути, религия и религиозные организации в жизни этой страны не играют вообще никакой роли. Человек приходит в церковь, ставит свечки, а потом выходит и ведет ту же самую жизнь, которую и вел. Берет взятки, дает взятки, не открывает двери тем, кто просится к нему переночевать.
- Думаете, где-то за пределами Украины происходит по-другому?
- В разных странах очень по-другому. В частности, на Востоке. В современном мире есть общества, где гостеприимство, доброта, взаимовыручка существуют на самом деле. Вот недавно я был в Кыргызстане. Там нет никакой доминирующей религии, хотя все вроде бы как мусульмане. У простых киргизов есть базовые ценности, которые не связаны напрямую с традиционными конфессиями. При этом люди веселее, добрее, ближе к природе, гостеприимнее, чем наши граждане.
– Так, может, это никак не связано с их религиозными убеждениями?
- О чем вы говорите? Вот мы живем в стране, где стыдно сказать, что ты не веришь в Бога и не являешься православным. Сказала бы сейчас наша премьер-министр, что она ни в какого Бога не верит, ни на какие молебны ходить не будет. Вы думаете, рейтинг бы ее вырос? А вот в официально мусульманском Кыргызстане госсекретарь как-то заявлял, что он верит в святого Хан-Тенгри, а не в какого не Аллаха. В Украине же, несмотря на дискредитацию религиозных организаций, заявить что-то подобное публичному человеку – все равно что подписаться под собственным приговором. Я думаю, это просто страх. Нужно заявлять честно, и тогда люди поддержат светский, но, тем не менее, духовный подход к жизни.
- Вы бы хотели, чтобы в Украине было как можно больше людей, объявляющих о своем атеизме?
- Ну, по крайней мере, публично отрицающих и обсуждающих традиционные конфессии, людей, которые открыто дискутируют на религиозные темы.
Никто не может этого утверждать, но лично я думаю, что Бога нет. В том смысле, как это понимают христиане, я считаю, что нет никакого творца. И, по-моему, людей, которые так думают, много ‑ так что скрывать здесь нечего. С точки зрения духовных исканий, современная религия в традиционном смысле этого слова не имеет ничего общего с настоящей духовностью. Так сложилось, что наш постсоветский мир ‑ особенно Украина, Россия и Беларусь ‑ оказался на задворках этих самых духовных исканий. И вместо настоящих исканий нам все время подкидывают "конфетку" мракобесия.
- Однако, как видите, с помощью этой "конфетки" вполне успешно удовлетворяются духовные потребности граждан, разве нет?
- Нет, я уверен, что потребности людей намного больше. Просто им ничего не предлагают. Я считаю, в церквях нужно проповедовать, чтобы люди подбирали на дороге тех, кто "голосует", у кого нет денег, и отворяли двери тем, кто просится переночевать. И чтобы не мусорили. Нужно взять прихожан какой-то общины, вывести на пляж на Оболони и показать, как там намусорили. Нужно научить людей беречь электроэнергию, не гадить у себя в городах, не устраивать свалки, меньше ездить на автомобилях, загрязнять воздух. В конце концов, учить делать хорошее без вознаграждения. Мы уничтожаем среду обитания вместе со священниками, все одинаково, и верующие и неверующие, и сегодня нам крайне необходимо настоящее духовное возрождение, это же очевидно.
- Призывы к духовному возрождению украинской нации – рефрен, который мы слышим из года в год, но какая-то внятная программа, технология, если хотите, этого возрождения так и не была выработана. Нынешняя власть в лице Виктора Ющенко также пробует возрождать духовность украинцев. Вы можете что-то сказать по поводу этих усилий?
- Ющенко все время говорит разное и не всегда понятное. На мой взгляд, наша самоидентификация не может быть национальной. Украинцы – это не нация. И не надо травить людей никакими националистическими ядами, чтобы никто не мог подумать на основе речей президента, что он считает украинцев людьми, а всех остальных – пришедшими, приехавшими, уехавшими и т. д. Даже намеков таких не должно быть. Украинцы – это все, кто проживает на территории Украины. И все, кто проживал здесь в течение всех исторических периодов. Украинцы – это и трипольцы, и скифы, и сарматы, и аланы, и печенеги, и половцы, и хазары, и русичи. Мы – это и татары, а татарские ханы – наши герои, это великие украинцы. Мы – это евреи, которые живут здесь 700-800 лет, еврейские святые – это украинские святые. Это наш великий украинский пантеон. В нем есть люди, которые выглядят по-разному, они делали и проповедовали разное, но это все наше, это наш настоящий объем. И среди наших героев не все были головорезами и убийцами, были философы, святые, чьи руки не в крови. И если я и украинский националист, то только в таком смысле.
Мало кто говорит сегодня о том, что ареал скифской культуры был невероятно огромным, от западных границ Украины до самой Японии. Все это сохранилось в виде орнаментов, которые есть и в Украине, в виде погребальных обрядов, в виде курганов, которыми полна наша степь. Точно такие же курганы и орнаменты я видел в Кыргызстане. Многие столетия осуществлялась фальсификация реальной истории, Советский Союз добил эти культурные связи. Украинская культура в большой степени принадлежит Великой степи, она космополитична и широка, как океан. Кубань, Северный Кавказ, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, северные народы России, Сибирь, Корея, Япония – это все было ареалом единой культуры.
Нам просто надо быть более открытыми. У нас есть националисты, которые говорят: Будда – украинец, Христос – украинец, но я не хотел бы играть в игры "у кого больше". Мы говорим о серьезных вещах. Украине принадлежат великие памятники истории, о которых мы молчим, потому что благодаря имперскому взгляду на вещи верим, что культура здесь началась после Крещения Руси. Это самая большая ложь и извращение. В Украине похоронен скифский царь Атей, который известен из геродотовской истории. Здесь, по преданию, похоронен Ахиллес. Согласно скандинавской мифологии здесь происходила битва асов и ванов. Люди Восточной Украины живут среди курганов, среди могил царей и не знают, что это такое. Мусорят, распахивают царские погребения, лепят жвачки на антропоморфные стелы арийского периода. В Луганской области есть Мергелева гряда, древнее святилище, подобное тем, которые существуют по всей Средней Азии. Почему мы ведем свою историю от 988 года? Кто нас ограничил?
- Насколько я понимаю, вы излагаете собственную концепцию новой украинской самоидентификации, которая носит кодовое название "Украина 2.0". На какой стадии находится этот ваш проект – просто мысли вслух или уже есть понимание, как его воплощать в жизнь?
- Мой проект "Украина 2.0" пока в процессе развития, и мне нравится название. В своем блоге на УП периодически я выкладываю идеи, по которым можно будет, по моему мнению, ориентироваться когда-нибудь в общественной жизни. Может быть, это кому-то будет интересно. Лично у меня нет ни малейших сомнений, что так оно и будет, поскольку вообще другого пути у нас нет. Или мы расширим рамки собственной самоидентификации, или будем вести бесконечные войны с соседями и с самими собой. Что касается механизмов воплощения – это несложно. К власти должны прийти люди со светлыми головами. Их много в Украине, некоторых я знаю пофамильно. Если их не будут допускать, они сами начнут создавать новую Украину. И никакая поддержка со стороны государства тут не нужна. Меня же никто не поддерживает. Вот, к примеру, мне были интересны курганы, скифы – я взял и поехал, прошел пешком десятки километров, увидел, рассказал об этом другим.
Нашу историю, историю Великой степи, сейчас пишут за границей. Скажем, в Берлине в государственном музее проходила выставка, посвященная теме скифов, там построили модель настоящего кургана. А мы сидим здесь и боремся, кто из нас больший украинец или чей патриархат правильнее.
- Думаете, сегодня украинцам, значительная часть которых не живут, а выживают, есть дело до того, кто они – скифы, кочевники или прочие?
- Знаете, в настоящий момент украинцы живут так, чтобы не связываться ни с милицией, ни с прокуратурой, ни с судом, ни с госструктурами. Любой поход в государственные органы мы воспринимаем, как муку. Это значит, что народ уже строит другую Украину, в которой мы без них существуем и больше счастливы без них, чем с ними. Это строительство другой Украины происходит инстинктивно. Людям нужна ясность: что мы делаем, куда идем, откуда мы взялись, что с нами дальше будет, чему надо учить детей. Это главное, а как оно называется: православие, буддизм или еще как-то – не имеет значения. Кроме того, перемены в сознании могут происходить мгновенно. Майдан собрался за три дня. Вы могли это предположить? И никто не мог. Точно так же и здесь. Общество может быстро преобразовываться, пробуждаться к каким-то корням, могут появляться новые идеи. Наша ошибка в том, что мы ждем реформ, которые должны прийти сверху, а на самом деле это дело местных общин.
- И что же? Местные общины ждут особого приглашения?
- Допустим, есть местная община, и недалеко от их города или деревни стоит средневековый замок. Вместо того чтобы собраться, оштукатурить его, покосить траву, обнести забором и поставить стенд, они туда мочатся. Как решить этот вопрос? Например, в Индии такие вещи решаются с помощью волонтерских программ, когда люди из разных стран приезжают в такие места и объясняют местным жителям, как не уродовать свою землю, вместе с ними работают над благоустройством и охраной исторических памятников. По-моему, мы должны последовать этому примеру, взгляд со стороны всегда лучше.
- Интересно, вам часто говорят, что вы утопист?
- Постоянно! Но, знаете, если бы вы показали человеку в Средние века мобильный телефон и рассказали, как он работает, вас бы сожгли на костре как еретика. Сжигали же людей, которые говорили, что Земля вертится. Или возьмите падение Берлинской стены, или крушение Союза. Все это казалось когда-то немыслимым. Я не хочу себя сравнивать с великими деятелями прошлого и не считаю себя философом. В том, что я говорю, нет ничего сверхъестественного, это просто базовые вещи. И, по-моему, духовные поиски – это не когда человек ищет, ищет, а потом нашел и написал: "Так говорил Заратустра". Духовные поиски – когда человек ищет и рассказывает. Лучший способ чему-то самому научиться – попытаться рассказать другому о том, что тебя волнует, и о том, что ты ищешь в этом мире.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.