19 жовтня 2009, 13:31

Современная религиозность не имеет ничего общего с настоящей духовностью

Мое интервью журналу "Телекритика". Запишем, чтобы не затерялось. Полный текст пожно прочитать тут

- Как вы оцениваете уровень осведомленности отечественной прессы в вопросах религии? Наблюдаете ли вы прогресс в качестве материалов на религиозную тематику?

- К сожалению, журналисты, пишущие на религиозные темы, вообще не имеют базовых знаний о религиоведении и истории религии. Ни со светской, ни с конфессиональной точки зрения, они не могут правильно рассмотреть то или иное явление и чаще всего ‑ пишут со своей колокольни, на уровне каких-то архаичных предрассудков, заимствованных у своих предков. Если в издании нет грамотного редактора, то добиться того, чтобы материал был адекватным, очень трудно. При этом в нашей прессе большинство материалов религиозно-фанатического характера. Например, эти постоянные статьи о мироточащих иконах, большинство из которых ‑ просто обман. Что касается религии, есть еще тенденция, особенно в националистической прессе ‑ оскорбление так называемых нетрадиционных, неправославных конфессий. Пример: злая и достаточно некомпетентная кампания, которая была в свое время развернута против пастора Сандея Аделаджи.

- Вы занимались этой темой? У вас есть основания утверждать, что это была именно продуманная кампания против него?

- Просто Аделаджи выдвигали обвинения в том, что он черный пастор, приехавший из Нигерии, и еще что-то смеет здесь проповедовать. А это расизм, оскорбление и невежественная позиция. В отношении духовности я не вижу смысла притеснять в этой стране ни одну из существующих конфессий. Если кто-то кого-либо оскорбляет, я считаю, это нужно пресекать. Что касается финансовых махинаций и афер, которые сейчас инкриминируют Аделадже, это дело правоохранительных органов. Я смотрел материалы, и мы тоже об этом писали. На мой взгляд, там нет однозначно криминальных вещей. Возможно, деятельность отдельных пасторов этой церкви, их общая направленность на финансовое благополучие и т.д. показывают, что не все люди там чисты на руку. Но к чему тут призывы выслать Аделаджу из страны? Человека ведь за волосы никто не тянет, чтобы он отдал свою квартиру. К сожалению, это все делается добровольно. Людям нужно правовое образование для того, чтобы не быть такими идиотами, чтобы их не обманули наглые и бесцеремонные мошенники, аферисты от имени Христа.

- Как вы расцениваете тот факт, что у пастора Аделаджи есть возможность беспрепятственно проповедовать в эфире муниципального ТРК "Киев"? Судя по сообщениям прессы, эта возможность достается ему за сущие гроши и в силу каких-то сомнительных преференций, которых нет у представителей других религиозных организаций.

- Тут надо разобраться. Если это рекламное время, купленное церковью, то вопросов быть не может. Канал имеет право, наверное, зарабатывать деньги. Но, я считаю, что это неинтересная передача. Если какая-то говорящая голова что-то проповедует по часу – это неинтересно, и, скорее всего, нормальный человек такое смотреть не будет. То же самое касается любых религиозных передач ‑ в основном нудно. Во-вторых, наверняка церкви должны иметь собственные каналы. Кстати, у протестантов есть свой канал CNL, и клиенты "Воля-кабель" могут круглосуточно смотреть проповеди пасторов церквей полного Евангелия.

- Как, по-вашему, свобода вероисповедания должна преломляться в средствах массовой информации?

- Прежде всего, никакое религиозное учение не должно претендовать на то, что оно главное в какой-то стране. Не должно быть необоснованных наездов на те или иные религиозные направления. Например, слово "секта", часто сейчас употребляемое в прессе, вообще не приемлемо с точки зрения современного научного религиоведения. Две тысячи лет назад община, которая ходила за Иисусом Христом, тоже была сектой, а теперь мы ведем летоисчисление от его Рождества. Точно так же нужно быть аккуратными с остальными религиями, потому что через некоторое время христианство может исчезнуть, а они станут доминирующими. Это нормальный исторический процесс.

- На ваш взгляд, насколько современный потребитель массмедиа нуждается в информации подобного рода?

- С одной стороны, мы говорим о том, что наше общество считается очень верующим. Какие-то соцопросы говорят, что у нас чуть ли не более 90% людей считают себя верующими. Но, по сути, религия и религиозные организации в жизни этой страны не играют вообще никакой роли. Человек приходит в церковь, ставит свечки, а потом выходит и ведет ту же самую жизнь, которую и вел. Берет взятки, дает взятки, не открывает двери тем, кто просится к нему переночевать.

- Думаете, где-то за пределами Украины происходит по-другому?

- В разных странах очень по-другому. В частности, на Востоке. В современном мире есть общества, где гостеприимство, доброта, взаимовыручка существуют на самом деле. Вот недавно я был в Кыргызстане. Там нет никакой доминирующей религии, хотя все вроде бы как мусульмане. У простых киргизов есть базовые ценности, которые не связаны напрямую с традиционными конфессиями. При этом люди веселее, добрее, ближе к природе, гостеприимнее, чем наши граждане.

– Так, может, это никак не связано с их религиозными убеждениями?

- О чем вы говорите? Вот мы живем в стране, где стыдно сказать, что ты не веришь в Бога и не являешься православным. Сказала бы сейчас наша премьер-министр, что она ни в какого Бога не верит, ни на какие молебны ходить не будет. Вы думаете, рейтинг бы ее вырос? А вот в официально мусульманском Кыргызстане госсекретарь как-то заявлял, что он верит в святого Хан-Тенгри, а не в какого не Аллаха. В Украине же, несмотря на дискредитацию религиозных организаций, заявить что-то подобное публичному человеку – все равно что подписаться под собственным приговором. Я думаю, это просто страх. Нужно заявлять честно, и тогда люди поддержат светский, но, тем не менее, духовный подход к жизни.

- Вы бы хотели, чтобы в Украине было как можно больше людей, объявляющих о своем атеизме?

- Ну, по крайней мере, публично отрицающих и обсуждающих традиционные конфессии, людей, которые открыто дискутируют на религиозные темы.

Никто не может этого утверждать, но лично я думаю, что Бога нет. В том смысле, как это понимают христиане, я считаю, что нет никакого творца. И, по-моему, людей, которые так думают, много ‑ так что скрывать здесь нечего. С точки зрения духовных исканий, современная религия в традиционном смысле этого слова не имеет ничего общего с настоящей духовностью. Так сложилось, что наш постсоветский мир ‑ особенно Украина, Россия и Беларусь ‑ оказался на задворках этих самых духовных исканий. И вместо настоящих исканий нам все время подкидывают "конфетку" мракобесия.

- Однако, как видите, с помощью этой "конфетки" вполне успешно удовлетворяются духовные потребности граждан, разве нет?

- Нет, я уверен, что потребности людей намного больше. Просто им ничего не предлагают. Я считаю, в церквях нужно проповедовать, чтобы люди подбирали на дороге тех, кто "голосует", у кого нет денег, и отворяли двери тем, кто просится переночевать. И чтобы не мусорили. Нужно взять прихожан какой-то общины, вывести на пляж на Оболони и показать, как там намусорили. Нужно научить людей беречь электроэнергию, не гадить у себя в городах, не устраивать свалки, меньше ездить на автомобилях, загрязнять воздух. В конце концов, учить делать хорошее без вознаграждения. Мы уничтожаем среду обитания вместе со священниками, все одинаково, и верующие и неверующие, и сегодня нам крайне необходимо настоящее духовное возрождение, это же очевидно.

- Призывы к духовному возрождению украинской нации – рефрен, который мы слышим из года в год, но какая-то внятная программа, технология, если хотите, этого возрождения так и не была выработана. Нынешняя власть в лице Виктора Ющенко также пробует возрождать духовность украинцев. Вы можете что-то сказать по поводу этих усилий?

- Ющенко все время говорит разное и не всегда понятное. На мой взгляд, наша самоидентификация не может быть национальной. Украинцы – это не нация. И не надо травить людей никакими националистическими ядами, чтобы никто не мог подумать на основе речей президента, что он считает украинцев людьми, а всех остальных – пришедшими, приехавшими, уехавшими и т. д. Даже намеков таких не должно быть. Украинцы – это все, кто проживает на территории Украины. И все, кто проживал здесь в течение всех исторических периодов. Украинцы – это и трипольцы, и скифы, и сарматы, и аланы, и печенеги, и половцы, и хазары, и русичи. Мы – это и татары, а татарские ханы – наши герои, это великие украинцы. Мы – это евреи, которые живут здесь 700-800 лет, еврейские святые – это украинские святые. Это наш великий украинский пантеон. В нем есть люди, которые выглядят по-разному, они делали и проповедовали разное, но это все наше, это наш настоящий объем. И среди наших героев не все были головорезами и убийцами, были философы, святые, чьи руки не в крови. И если я и украинский националист, то только в таком смысле.

Мало кто говорит сегодня о том, что ареал скифской культуры был невероятно огромным, от западных границ Украины до самой Японии. Все это сохранилось в виде орнаментов, которые есть и в Украине, в виде погребальных обрядов, в виде курганов, которыми полна наша степь. Точно такие же курганы и орнаменты я видел в Кыргызстане. Многие столетия осуществлялась фальсификация реальной истории, Советский Союз добил эти культурные связи. Украинская культура в большой степени принадлежит Великой степи, она космополитична и широка, как океан. Кубань, Северный Кавказ, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, северные народы России, Сибирь, Корея, Япония – это все было ареалом единой культуры.

Нам просто надо быть более открытыми. У нас есть националисты, которые говорят: Будда – украинец, Христос – украинец, но я не хотел бы играть в игры "у кого больше". Мы говорим о серьезных вещах. Украине принадлежат великие памятники истории, о которых мы молчим, потому что благодаря имперскому взгляду на вещи верим, что культура здесь началась после Крещения Руси. Это самая большая ложь и извращение. В Украине похоронен скифский царь Атей, который известен из геродотовской истории. Здесь, по преданию, похоронен Ахиллес. Согласно скандинавской мифологии здесь происходила битва асов и ванов. Люди Восточной Украины живут среди курганов, среди могил царей и не знают, что это такое. Мусорят, распахивают царские погребения, лепят жвачки на антропоморфные стелы арийского периода. В Луганской области есть Мергелева гряда, древнее святилище, подобное тем, которые существуют по всей Средней Азии. Почему мы ведем свою историю от 988 года? Кто нас ограничил?

- Насколько я понимаю, вы излагаете собственную концепцию новой украинской самоидентификации, которая носит кодовое название "Украина 2.0". На какой стадии находится этот ваш проект – просто мысли вслух или уже есть понимание, как его воплощать в жизнь?

- Мой проект "Украина 2.0" пока в процессе развития, и мне нравится название. В своем блоге на УП периодически я выкладываю идеи, по которым можно будет, по моему мнению, ориентироваться когда-нибудь в общественной жизни. Может быть, это кому-то будет интересно. Лично у меня нет ни малейших сомнений, что так оно и будет, поскольку вообще другого пути у нас нет. Или мы расширим рамки собственной самоидентификации, или будем вести бесконечные войны с соседями и с самими собой. Что касается механизмов воплощения – это несложно. К власти должны прийти люди со светлыми головами. Их много в Украине, некоторых я знаю пофамильно. Если их не будут допускать, они сами начнут создавать новую Украину. И никакая поддержка со стороны государства тут не нужна. Меня же никто не поддерживает. Вот, к примеру, мне были интересны курганы, скифы – я взял и поехал, прошел пешком десятки километров, увидел, рассказал об этом другим.

Нашу историю, историю Великой степи, сейчас пишут за границей. Скажем, в Берлине в государственном музее проходила выставка, посвященная теме скифов, там построили модель настоящего кургана. А мы сидим здесь и боремся, кто из нас больший украинец или чей патриархат правильнее.

- Думаете, сегодня украинцам, значительная часть которых не живут, а выживают, есть дело до того, кто они – скифы, кочевники или прочие?

- Знаете, в настоящий момент украинцы живут так, чтобы не связываться ни с милицией, ни с прокуратурой, ни с судом, ни с госструктурами. Любой поход в государственные органы мы воспринимаем, как муку. Это значит, что народ уже строит другую Украину, в которой мы без них существуем и больше счастливы без них, чем с ними. Это строительство другой Украины происходит инстинктивно. Людям нужна ясность: что мы делаем, куда идем, откуда мы взялись, что с нами дальше будет, чему надо учить детей. Это главное, а как оно называется: православие, буддизм или еще как-то – не имеет значения. Кроме того, перемены в сознании могут происходить мгновенно. Майдан собрался за три дня. Вы могли это предположить? И никто не мог. Точно так же и здесь. Общество может быстро преобразовываться, пробуждаться к каким-то корням, могут появляться новые идеи. Наша ошибка в том, что мы ждем реформ, которые должны прийти сверху, а на самом деле это дело местных общин.

- И что же? Местные общины ждут особого приглашения?

- Допустим, есть местная община, и недалеко от их города или деревни стоит средневековый замок. Вместо того чтобы собраться, оштукатурить его, покосить траву, обнести забором и поставить стенд, они туда мочатся. Как решить этот вопрос? Например, в Индии такие вещи решаются с помощью волонтерских программ, когда люди из разных стран приезжают в такие места и объясняют местным жителям, как не уродовать свою землю, вместе с ними работают над благоустройством и охраной исторических памятников. По-моему, мы должны последовать этому примеру, взгляд со стороны всегда лучше.

- Интересно, вам часто говорят, что вы утопист?

- Постоянно! Но, знаете, если бы вы показали человеку в Средние века мобильный телефон и рассказали, как он работает, вас бы сожгли на костре как еретика. Сжигали же людей, которые говорили, что Земля вертится. Или возьмите падение Берлинской стены, или крушение Союза. Все это казалось когда-то немыслимым. Я не хочу себя сравнивать с великими деятелями прошлого и не считаю себя философом. В том, что я говорю, нет ничего сверхъестественного, это просто базовые вещи. И, по-моему, духовные поиски – это не когда человек ищет, ищет, а потом нашел и написал: "Так говорил Заратустра". Духовные поиски – когда человек ищет и рассказывает. Лучший способ чему-то самому научиться – попытаться рассказать другому о том, что тебя волнует, и о том, что ты ищешь в этом мире.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Вятрович и Ганди, Бандера и Чандра Бос

Вчера из Британии пришла хорошая новость – Дэвид Кэмерон открыл в Лондоне памятник Махатме Ганди. Что сразу же вызвало патриотический подъем у украинских националистов, Вятрович даже блог написал на "УП", сравнив Ганди со Степаном Бандерой...

Мы – люди мира

Если совсем не быть циничным, то нам нужно перемирие для того, чтобы: - перестали приходить сводки о убитых и плененных военных, не только с украинской стороны, но и со стороны моих донецких земляков, и даже российских военных, обманом втянутых в дурацкий конфликт...

Где дитя Майдана?

Хочу позволить себе одно выступление относительно предвыборной кампании. Наверное, последнее философское. Очень многих из тех людей, активистов и журналистов, которые сейчас разошлись по разным партийным спискам, я знаю лично...

Донецкие? Хотите домой?

Дончане и луганчане, покинувшие свои дома из-за боевых действий. Сколько вас? Один миллион, два миллиона? Больше? Кто еще, кроме вас, должен решать судьбу вашего региона, ваших оставленных домов, школ, где учатся ваши дети? Вам все равно, куда вы вернетесь? Будете ли расплачиваться рублями или гривнами, по каким учебникам будут учиться ваши дети? Вообще, вы собираетесь вернуться в свои дома? Если да, давайте поговорим о том, что в переговорах должны участвовать вы, ваши представители, люди, которых выдвигает общество, землячество, сообщество, или как вы это назовете...

ДНР: мертворожденная революцией

Когда ходишь по улицам Донецка, то создается впечатление, что все, что там происходит – дело рук местной "элиты", то есть попытка провозглашения независимости организована лидерами Партии Регионов, которые находились в тесной связи с беглой "семьей" бывшего президента Януковича...

Спасибо, Добкин!

Хочу выразить благодарность Партии Регионов, без шуток. Очень хорошо, что ее лидеры в большинстве остались в своем уме и продолжают верить в Украину...