Пассажирская авиация. Что лоукосты нам готовят?
Маленький отчет о встрече с руководителем компании Wizzair в Украине Натальей Казмер
Хочу сообщить несколько важных на мой взгляд моментов, которые я вынес из дискусии с г-жой Казмер.
- В ближайшие полгода Виззейр не будет открывать новые рейсы из Украины. В то же время компания обещает не повышать цены на уже существующих направлениях. До сих пор в ноябре – декабре 2009 билеты на определенные даты можно купить по 169 грн. Каждый человек – пассажир, и каждый пассажир хочет летать дешево, в этом преимущество философии лоукост компаний надо так называемыми традиционными компаниями. Украина – одна из последних стран Европы, где внутренние перевозки стоят баснословно дорого – $200 туда и обратно. Правда, весь следующий год надежды на их удешевление – никакой.
- Пока Виззейр будет летать из Киева в Дортмунд, Тревизо (Венеция), Катовице, Симферополь, Кельн – Бонн, Мемминген (Мюнхен) и Лутон (Лондон). Рейс в Осло пока отменяется, возможно до летнего расписания. Из Львова пока выполняются только рейсы в Дортмунд. Впрочем, как сообщалось, 1 апреля 2010 аэропорт Львов должен закрыться на реконструкцию, и рейсы будут отменены или перенесены в другой порт по возможности.
- Что касается внутренних рейсов, то до летнего расписания – 2010 это будет только Киев – Симферополь. Дальше компания будет анализировать рынок. По моему мнению, внутренних дешевых рейсов не будет еще как минимум год. Ни Харькова, ни Запорожья, ни Одессы, ни Львова из Киева. Основная причина – слишком высокие аэропортовские сборы в периферийных украинских аэропортах. Наши аэропорты до сих пор считают, что летать самолетами это не передвигаться, а "понтоваться".
- С июня месяца 2010 года в летнем расписании Виззейр надеется на открытие новых направлений из Украины. Эти надежды связаны с поставкой третьего самолета А-320 в Украину, если будут расширяться возможности на международных перевозках, будет и самолет. На сегодняшний момент в ГАА (Госавиаадминистрации) лежат заявки на рейсы в Эйндховен (Нидерланды), Шарлеруа (Брюссель), Бергамо (Милан), Чампино (Рим), Прага, Хан (Франкфурт). Пока их удовлетворение зависит от переговоров между ГАА и правительствами этих стран. До тех пор пока договор об "открытом небе" между Украиной и ЕС не подписан, для открытия новых направлений нужны двухсторонние договора. Компания Виззэйр уже имеет назначение в Тбилиси, но рейсы пока открывать не спешит из-за небольшого пассажиропотока в этом направлении.
- Виззейр не собирается уходить с украинского рынка, несмотря на то, что проект на нашей территории пока еще не приносит прибыли. В 2010 компания планирует выйти на "ноль", а прибыль начать получать в 2011 году. На сегодняшний день компания имеет на киевской базе 2 самолета марки А-320.
- В долгосрочные планы Виззейр входит создание еще нескольких баз в Украине. Следующей базой после Киева может стать Львов, по самым оптимистическим прогнозам – не раньше чем через 2 года.
- Ситуация с пассажирскими авиаперевозками в Украине должна измениться после подписания договора об "Открытом небе" между Украиной и ЕС. Для этого необходимо, чтобы Украина имплементировала правила воздушных перевозок, существующие в ЕС. После подписания договора для открытия международных рейсов уже не будут необходимы межгосударственные соглашения, достаточно будет договора между аэропортами – то есть новый рейс можно будет открыть за неделю – две, как это сейчас делается в Европе при необходимости. К примеру, "Открытое небо" позволяет перехватывать пассажиропоток обанкротившихся компаний, быстро занимать освободившиеся направления, да и вообще обеспечивает гибкость системы пассажирских перевозок и противостоит коррупции в разрешительной сфере.
- К лету 2010 году рынок украинских авиаперевозок кардинально изменится. Во-первых, крупные игроки на этом рынке ожидают окончательного "приземления" "Аэросвита", это освободит ряд перспективных направлений, на которые могут стать дешевые авиакомпании. Даже если этого не случится, и компанию каким-то образом купят структуры Игоря Коломойского, все равно ее придется реструктуризировать, и некоторые направления будут потеряны. Как известно, "Аэросвит" закрыл рейсы в Алматы, Астану, Гамбург, Стокгольм, Дюссельдорф, Каир, Дели, Торонто и Баку. Исходя из того, что Дели закрыли в самый самый сезон, можно подозревать, что у компании не все хорошо. Официальная позиция компании – "мы закрыли эти рейсы временно, из-за отстутствия загрузки". На мой взгляд, билеты в Дели у "Аеросвита" были слишком дорогие ($1100), и даже акции, когда часть билетов продавалась по $399, рейс не спасли, акционных билетов было слишком мало. Кроме того, в июне 2010 заканчивается монопольное право компании МАУ на выполнение ряда европейских перелетов, что также может оздоровить рынок и увеличить конкуренцию, которая всегда приводит к снижению цен.
- Новые лоукост-перевозчики пока на украинский рынок не стремятся, считая его проблемным. Пока что, кроме Виззэйр к нам летают только Эйр Арабия (в Шарджу) и Germanwings (в Кельн). Очевидно, что до лета 2010 новых компаний на украинском рынке не прибавится. Компания Эйр Арабия когда-то обьявляла о планах создания в Киеве крупного транзитного хаба, но пока что от этих планов отказалась. Такое же решение приняла и компания Флайдубай, которая хотела перехватить украинских пассажиров, следующих в Индию. Компания не стала выходить ни на украинский, ни на индийский рынки.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.