Интерактивные кандидаты
Нынешняя избирательная кампания разительно отличается от предыдущих. Раньше политические лидеры представали перед нами в образе вещателей, всезнающих гуру, гениальных стратегов и мыслителей. Теперь же, если судить по первым птичкам, которые уже вылетели на избирательную кампанию, политики выбрали другую стратегию – не столько вещать, сколько слушать, скорее учиться, чем наставлять. По крайней мере лицевая сторона этих кампаний именно такова.
Виктор Янукович с билбордов по всей стране уверяет: "Я услышу каждого". Везде указаны номера телефона, куда можно позвонить и поведать о наболевшем. Предводитель Партии регионов также запустил свой новый сайт с амбициозным названием Персональный информационный сервер. И там опять же – каждого входящего просят отправить личное послание главному регионалу, сообщив, например, о "протекающей канализации", "притеснения русского языка в школах Крыма" или о "неоправданно высоких ценах на импортные автомобили". А в телеагитации пафосно звучит: "Расскажи ему, что тебя беспокоит более всего. Он слушает тебя". Вряд ли до лидера регионалов дойдет вся полученная бытовуха, но возможность выговориться гражданам (читать: электорату) предоставили.
Сергей Тигипко также все силы бросил на то, чтобы продемонстрировать заинтересованность в каждом персонально. Хотите, чтобы экс-глава Нацбанка вас услышал, просто позвоните по волшебному номеру 8 800... Ну, или же зайдите в Twitter, LiveJournal, вКонтакте, Одноклассники, сервис YouTube. Сергей Леонидович есть везде, и он готов всюду услышать и прочитать глас народа.
Арсений Яценюк по энтузиазму в этом интерактивном деле вообще превзошел всех. Судя по всему, ему всерьез не дают покоя лавры блогера-тысячника сети LiveJournal. Уже сейчас он там себя чувствует как рыба в воде, ежедневно пополняя список своих френдов. Арсений Петрович приглашает юзеров не только активно высказываться, но также предлагать свои законопроекты и варианты указов, которые он мог бы реализовать в случае победы в президентской гонке.
Юлии Тимошенко как действующему главе правительства, разумеется, на этих выборах не до блогов, социальных сетей и прочего интерактивного баловства. В условиях экономической тряски у нее есть дела и поважнее. Однако на ее счету также есть интерактивный проект Ідеальна країна, который она пыталась реализовать на парламентских выборах 2007 года. Его суть – собирать все самые прогрессивные народные идеи и каким-то образом воплощать в жизнь. Однако сейчас этот проект в стагнации.
"Я готов выслушать персонально тебя!" – именно так звучит тренд нынешней и будущих избирательных кампаний, который презентуют все основные игроки. "Кто меня слушает – тому я небезразличен!" – именно на такую народную рефлексию рассчитывают штабные политтехнологи. Для полного торжества политической интерактивности не хватает лишь указать прямые мобильные номера и домашние адреса всех претендентов на президентское кресло и лидеров партийных списков. Чтобы в любое время суток его величество избиратель мог поведать своему фавориту горести сердечные.
Мировые теоретики и практики коммуникации уже давно констатировали: мир становится все более и более интерактивным. Особенно с установлением диктатуры интернета. В таких условиях ключевыми понятиями в политической коммуникации становятся взаимодействие и диалог, а не лобовая пропаганда. Причем эта коммуникация должна позиционироваться не как массовая, а как индивидуальная – с каждым отдельным гражданином-избирателем.
Теперь и наши партийные боссы начитались модных книг по политическим технологиям, пригласили "заграничных" консультантов и выдают на-гора ноу-хау в общении с электоратом. Так почему бы украинцам этим не воспользоваться! Особенно если мы претендуем на статус гражданского общества. Избиратели, смелее входите через приоткрытую дверь интерактивности в личный кабинет вашего кандидата (пусть даже виртуальный)! Кто-то возразит, мол, вместо политика по ту сторону монитора или на том конце провода отвечают его штабные работники. Во-первых, это не всегда так. Во-вторых, оправдать свою безынициативность всегда проще всего. А в-третьих, проверить эффективность штабной работы фаворитов избирательной кампании тоже не помешает.
И все будет хорошо, если эта интерактивность (установка на личностную коммуникацию) не останется лишь новомодной ширмой, которая создает иллюзию близости власти к народу и гражданским инициативам. И если раньше большевики действовали в угоду утопическим идеям, но "по инициативе и поручению рабочих и крестьян", то теперь эта ширма для реализации своих сомнительных планов может называться "по инициативе и поручению блогеров и френдов".
***
Эта колонка впервые опубликована в N37 журнала Корреспондент от 2 октября 2009 года.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.