"Вместо детского порно". Статья в "ЗН" (attention: многа букав!)
Закон о борьбе с детской порнографией успешно прошел в Верховной Раде три чтения. В каждом из них получил поддержку конституционного большинства, что является достаточно редким явлением в стенах на Грушевского, 5. Голосование в третьем чтении и в целом состоялось в среду 20 января. В этот день 307 народных избранников нажали на зеленую кнопку. Председатель парламента Владимир Литвин уже подписал документ и отправил на подпись президенту.
В принципе весьма маловероятно, что Виктор Ющенко рискнет наложить вето. Хотя тот факт, что несколько месяцев назад глава государства таки ветировал закон о запрете игорного бизнеса, свидетельствует о том, что причины для опасения хоть и небольшие, но все-таки остаются. Как бы там ни было, преодолеть вето будет несложно. Да и Виктор Ющенко под занавес своей каденции вряд ли захочет войти в историю как президент, который дал зеленый свет детскому порно.
Общественно-провайдерская истерия, которая разгорелась вокруг законопроекта N3271, а теперь уже Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты (касательно борьбы с детской порнографией) ", впечатлила даже бывалых законотворцев. Нечто подобное случилось, когда горнило сессионного зала проходил Закон "О защите общественной морали". Тогда тоже только самый ленивый воздерживался от критики. Полосы газет и эфиры телеканалов были наводнены демагогией с использованием стандартных штампов: "покушение на свободу слова", "возврат в каменный век", "религиозно-моральное мракобесие" и тому подобное. И каждый раз следовал апокалиптический вывод: если закон примут, Украине как демократическому государству придет конец.
Ну вот уже шесть лет живем с "моральным законом", а демократия все продолжает худо-бедно развиваться, свобода слова торжествует (местами – зашкаливает), а желающие поглазеть на эротику так же свободно могут купить приглянувшийся им журнал. Но зато установлены хоть какие-то этические рамки для СМИ. И что принципиально важно – появились конкретные правовые нормы, на которые могут ссылаться граждане, стремящиеся оградить себя от клубники, которую не заказывали. С какой стати апологеты нравственности должны уступать с каждым годом еще одну пядь земли?! Поэтому на каждое аморальное действие в медиа приходит законодательное противодействие, на которое есть общественный спрос. Поэтому соответствующие законодательные инициативы народных депутатов конъюнктурны в хорошем смысле этого слова.
Это как с законом о запрете курения в общественных местах: теперь государство, по крайней мере, формально, но чтит права желающих жить вне табачного дыма. Так почему же желающие оградить себя и своих детей от провокационно обнаженной натуры, тем более детской, не могут требовать реализации своего права?!
Закон принят! Что теперь?
Коротко пройдемся по ключевым нормам упомянутого закона о борьбе с детской порнографией, который вносит изменения в законы "О защите общественной морали", "О телекоммуникациях", а также в Уголовный кодекс Украины. Во-первых, он вводит в отечественное законодательство понятие "детская порнография" (странно, что этой дефиниции доныне в нашем правовом поле не существовало). По сути, только теперь криминалисты и следователи в рамках уголовных дел могут идентифицировать соответствующую визуальную продукцию как детское порно (ранее использовалось лишь общее понятие – "порнография"). Стоит отметить, что определение детской порнографии взято из признанных международных классификаторов и конвенций, под которыми Украина как государство подписалась ранее.
Во-вторых, новый закон возлагает совершенно закономерную ответственность на провайдеров – компании, предоставляющие услуги доступа ко всемирной сети Интернет. Отныне они обязаны более тщательно следить за фактами хранения и распространения в Сети продукции, которую можно классифицировать как детскую порнографию.
Новый закон также обязывает провайдеров блокировать доступ к сайтам с незаконным контентом. Но это лишь в том случае, когда есть соответствующее решение суда. Впрочем, и без этого закона провайдеры обязаны были бы подчиняться решениям Фемиды. Так что шум вокруг этой нормы непонятен.
Отдельно стоит отметить, что в первой редакции законопроекта содержалось требование к провайдерам хранить ВСЮ информацию обо ВСЕХ похождениях пользователей в течение года. В общем-то, основная шумиха как раз таки была связана именно с этой нормой. Но, как отметил соавтор закона, народный депутат Павел Унгурян (фракция БЮТ), парламентарии пошли на некоторый компромисс с провайдерами. "Мы приняли решение не настаивать на этой редакции, так как были опасения, что на раскладках с дисками появятся CD с подробным описанием всей истории путешествия по Интернету любого пользователя".
Теперь компании обязаны хранить историю активности в Сети лишь того пользователя, по которому ведутся процессуальные или оперативно-розыскные действия и только с момента официального начала таких действий (об этом следственные органы должны сообщить провайдеру в письменном виде). Вместе с тем участники рынка признаются, что и доныне большинство крупных игроков и без соответственного закона хранили историю похождений пользователей в течение полугода.
К слову, не помешает констатировать, что во многих странах Европейского Союза, а также в Российской Федерации провайдеры обязаны хранить ВСЮ информацию по ВСЕМ пользователям в течение двух-трех лет. И если в России такую норму оправдывают широко развернутой борьбой с терроризмом, то в ЕС – как раз таки из соображений борьбы с детской порнографией.
В-третьих, новый закон вносит изменения и дополнения в Уголовный кодекс. Ввоз в Украину, изготовление, перевозка, сбыт и распространение кино-, видеопродукции, компьютерных программ и других предметов порнографического характера, согласно статье 301 УК, караются штрафом от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
Теперь эта статья дополнена новым пунктом, касающимся именно детской порнографии. Ввоз, изготовление, перевозка, сбыт, распространение, в том числе с помощью информационно-коммуникационных систем, покупка, обмен и хранение именно детской порнографии будут караться штрафом от 500 до 700 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, ограничением или лишением свободы на срок до пяти лет. А сбыт и распространение детской порнографии среди несовершеннолетних будут караться штрафом от 700 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а также ограничением или лишением свободы на срок до семи лет. А особо злостные любители запрещенного контента при повторных правонарушениях и наличии отягчающих обстоятельств могут загреметь за решетку на 10 лет.
Оппоненты закона норовят пугать народ тем, что новые нормы позволят бороться с неугодными и конкурентами, например, путем подбрасывания им запретного видео или рассылки порноспама. Но, по мнению Унгуряна, эти аргументы несостоятельны. "Только люди, которые не понимают сути процессуального дела, могут такое утверждать. Для квалификации и классификации преступления используется понятие умысла. Если нет преступного умысла, а доказать это не составляет труда, то нечего бояться. Кстати говоря, если опасаться подкидывания наркотиков, то неужели из-за этого теперь не предусматривать статью в Уголовном кодексе за распространение наркотиков?!" – рассуждает народный депутат.
Отечественный и международный контекст
Накануне принятия закона Дмитрий Аносов, начальник отдела МВД Украины по борьбе с преступлениями в сфере общественной морали, подчеркивал, что новый документ приведет украинское законодательство в соответствие с международными стандартами. "В большинстве стран Европы предусмотрена уголовная ответственность за хранение детской порнографии. У нас нет. У нас и интернет-провайдеры не обязаны сообщать в органы внутренних дел о фактах ее распространения", – говорил он тогда.
Депутат-регионал Александр Ефремов, один из авторов закона, подчеркнул, что главной целью его принятия является стремление остановить резкий рост количества случаев педофилии. Ему вторил и генеральный прокурор Украины Александр Медведько, выступая с отчетом перед Верховной Радой. Он рассказал, что в Украине за девять месяцев 2009 года зафиксировано восемь тысяч случаев растления несовершеннолетних, в том числе – 110 изнасилований детей. Это на 17% больше, чем в 2008-м, отмечают в Генпрокуратуре.
В последнее время Украина стала страной N1 в Восточной Европе по эксплуатации детей для производства порнографии. Павел Унгурян в свою очередь приводит данные Интерпола за 2008 год. Они показывают, что почти 80% детской порнографии было изготовлено в России, Беларуси, Украине и Молдове. А из 250 миллионов образцов детской порнографии, конфискованной с 1990 года, 12 миллионов было снято в Украине. "Главным каналом распространения запрещенного видео и фото является Интернет. Решить эту вопиющую проблему без изменений в законодательстве было невозможно", – объясняет Унгурян.
Еще в 2007 году Совет Европы принял "Конвенцию о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального растления". Сослаться на этот документ не помешает, учитывая тот факт, что Украина является членом Совета Европы с 1995 года. Мы далеки от мысли, что все конвенции и резолюции этой надгосударственной структуры являются полезными и ценными, но в этом случае документ получился весьма конструктивным. Среди прочего, там есть такие положения:
"Каждая Сторона принимает необходимые законодательные или другие меры для обеспечения криминализации такого умышленного поведения, совершенного без правовых оснований:
а) изготовление детской порнографии;
b) предложение или предоставление доступа к детской порнографии;
c) распространение или передача детской порнографии;
d) приобретение детской порнографии для себя или для другого лица;
e) владение детской порнографией;
f) сознательное получение доступа к детской порнографии при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Для целей этой статьи термин "детская порнография" обозначает любые материалы, которые визуально изображают ребенка, привлеченного в реальное или моделированное явно сексуальное поведение, или любое изображение детских половых органов, в основном с сексуальной целью".
Таким образом, принятый в Украине закон с целью борьбы с детской порнографией соответствует нормам международного права, а также законодательным традициям западных стран. Более того, отечественный закон по многим параметрам менее категоричен, чем аналогичные документы в странах Евросоюза или Российской Федерации. Все это позволяет надеяться, что он поможет хотя бы частично решить проблему засилья детского порно, в том числе – в Интернете, что соответствует как национальным интересам, так и интересам здравого смысла.
Руслан Кухарчук, "Зеркало недели", N3 (782) 30 января – 5 февраля 2010
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.