После "8 марта"
Часто шучу, что живу во вселенной победившего феминизма, от сильных, самостоятельных женщин просто спрятаться негде. Ну и бабушкина ирония в детстве врезалась в память: "мужчины существа нежные и удивительные, их нужно беречь"... Ближний круг общения создал ложное ощущение отсутствия проблемы.
Признаюсь, мониторинг Института Массовой Информации меня озадачил. Выяснилось, что украинские СМИ дискриминируют женщин. В эфире в пять раз меньше женщин-экспертов, в четыре раза реже женщины становятся героинями сюжетов. Женщин депутатов почти в 10-ть раз меньше чем мужчин. Можно еще как-то примириться с аргументом, что такие цифры связаны с тем, что мир большой политики женщинам не интересен. Но согласиться с тем, что женщины хотят на 30% процентов меньше зарабатывать за ту же работу, никак не выйдет.
Несколько дней назад мы вместе с Оксаной Романюк организовали дискуссию "8 марта по-новому. Иди за белым кроликом". Оксана шутила, что белый кролик должен открыть нам мир гендерного равенства. В итоге оказалось, что сама интенция говорить о равных правах для женщин – это билет в мир мужского шовинизма, которым пропитан в том числе и круг, казалось бы, продвинутых представителей гражданского общества. Количество сексистских шуток, пошлых анекдотов, и откровенного хамства – индикатор не менее печальный, чем результат мониторинга СМИ.
"8 марта", так сказать, по старому стилю (в официозном формате) прошло в традиционном ключе. Достаточно прочитать тексты поздравлений от Президента страны, мера Киева, Минобороны, это все те же давно просроченные "советские консервы". К слову, в СССР "8 марта" не было праздником эмансипации, солидарности, борьбы за равенство возможностей – это был день бытового алкоголизма и тиражирования патриархальных стереотипов.
Преодоление стереотипов требует времени и терпеливой работы. Ускорить процесс могло бы наличие политической воли сверху. Как мне думается, сказать свое слово должны новые женщины-депутаты Верховной Рады. Очевидно, что простого решения сложной проблемы не существует, но закон о квотах, резервирующий за женщинами определенный процент мест в органах законодательной и исполнительной власти мог бы изменить политический ландшафт и общественный договор.
В видеоролике, который я помогала создавать Институту Массовой Информации, звучат самые разные мнения о проблеме дискриминации по гендерному принципу, однако у столь разных и непохожих героинь, есть понимание того, что перезагрузка необходима.
Cпасибо за участие Татьяне Даниленко, журналистке и телеведущей; Ларисе Денисенко, писательнице и адвокату; Светлане Залищук, депутату Верховной Рады; Севгиль Мусаевой-Боровик, главному редактору "Украинской правды", Олесе Островской-Лютой, культурологу; Оксане Романюк, медиа-эксперту; Инне Совсун, первому заместителю Министра образования; Натали Соколенко, журналистке; Виктории Сюмар, депутату Верховной Рады; Наталии Шульге, доктору наук и депутату Киевского городского совета. А также студенткам Института журналистики КНУ им. Тараса Шевченко.
Режиссер: Юлия Шашкова.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.