Топ-10 выставок 58-й Венецианской биеннале: политическая критика, климатическая опера, экзистенциальные танцы
У Венецианской биеннале современного искусства есть значительный недостаток, переходящий в достоинство – она слишком велика. На этот раз уже 90 стран представляют свои национальные павильоны. В основной экспозиции "Не дай вам бог жить в эпоху перемен" – на площадках Арсенале и Джардини участвует 79 художников. В официальной программе биеннале 21 выставка, но и это еще не всё, есть неформальная параллельная программа: музеи, фонды, галереи в даты биеннале презентуют собственные проекты. Прежнюю биеннале, в 2017 году, посетило более 600 000 зрителей. Судя по длине очередей в дни профессионального превью, для нынешней, 58-й биеннале, не удивительной кажется цифра в миллион посетителей. Ажиотаж указывает на то, что большие некоммерческие проекты в области культуры становятся все более индустриальными, с другой стороны, верно и то, что интерес к современному искусству стремительно растет по всему миру, прежде всего за счет молодой аудитории, среди зрителей прежней биеннале более половины – до 25 лет.
В цветущей сложности 58-й Венецианской биеннале выделяется несколько тенденций. Заметное присутствие современного искусства стран Африки, что интересно само по себе и политически справедливо, исторически сложившееся доминирование американских, британских и европейских художников, объяснить можно только инерцией арт-индустрии. Размышления на тему пост-колониальной ситуации, дискриминации по расовому признаку – очевидно интересующая проблематика как самих представителей африканской арт-сцены, художников диаспоры, так и международной аудитории, хотя этом тоже уже можно обнаружить признаки инерции.
Среди участников биеннале все больше художниц и кураторов-женщин. Спектр тем, образность настолько впечатляют разнообразием, что объяснить их присутствие позитивной дискриминацией никак не выйдет.
И наконец, еще не столь заметные, но с учетом политических перемен, ожидаемые признаки новой экспансии: художников китайского происхождения можно обнаружить в самых неожиданных местах, например, в национальных павильонах Кот-д'Ивуара, Андорры. Является ли это продолжением курса Китая на глобальную экономическую экспансию – станет понятно уже на следующей биеннале, а пока предлагаю ознакомиться с 10 выставками из самого большого и влиятельного арт-форума мира.
1. Национальный павильон Польши
Художник – Роман Станьчак. Кураторы – Лукаш Мойсак, Лукаш Рондуда.
Польский проект невольно рифмуется с украинским, но в отличие от запутанной истории с не пролетевшим над Венецией самолетом "Мрія" – это ясное политическое высказывание художника Романа Станьчака в эффектной и лаконичной визуальной форме. Объект "Полет" – вывернутая наизнанку модель самолета, используемая для частных полетов состоятельной публикой. Образ глобального капитализма: эффективного, причудливо устроенного и уродливого, если заглянуть за сверкающую глянцем поверхность.
"Полет", художник – Роман Станьчак. Национальный павильон Польши. Фото – Вероника Высоцкая.
2. Национальный павильон Чили
Художница – Волуспа Харпа. Куратор – Агустин Перес Рубио.
Проект "Измененные взгляды" – образцовое политическое концептуальное искусство: умное, сложносочиненное, рожденное сознанием критически настроенного автора. Вместе с тем этот проект – театр "магического реализма" – маркер культуры стран Южной Америки. Среди объектов экспозиции: "Музей гегемонии", "Подземная портретная галерея", "Эмансипирующая опера".
Художница Волуспа Харпа считает гнев побуждающей к действию эмоцией, искусство – актом возмездия. Информация, с которой она работает, действительно способна вызвать сильные эмоции, например, используемые документальные материалы – фотокопии разведывательных отчетов ЦРУ.
Основная тема – колониальная политика в зеркале драматической истории второй половины XX века. Новый колониализм – экономическая эксплуатация, зачастую скрытая и безнаказанная. Замечу, что Волуспа Харпа не просто критикует политические проблемы, она их рассматривает в психологическом измерении: через категории доминирования и подчинения.
"Измененные взгляды", художник – Волуспа Харпа. Национальный павильон Чили. Фото – Аксинья Курина.
3. Национальный павильон Ганы
Художники – Фелиция Аббан, Джон Акомфра, Эль Анацуи, Линетт Йиадом Боакье Ибрагим Махама, Селаси Авуси Сосу. Куратор – Нана Офориатта Айим.
Гана впервые участвует в Венецианской биеннале, причем выставкой-блокбастером "Свобода Ганы", созданном при участии арт-звезд и получившим поддержку государства. Этот дебют – тот редкий случай, когда художественные достижения и культурная дипломатия образуют синергию.
В основе концепции название песни "Свобода Ганы", написанная в 1957 году, когда страна получила независимость. Куратор проекта искусствовед, писательница, режиссер – Нана Офориатта Айим, пригласила в проект художников разных поколений, в том числе имеющих международное признание – Эля Анацуи, знаменитого масштабными панно, созданными из множества металлических крышек, а также знакомого украинским зрителям по участию в конкурсе Future Generations ArtPrize – Ибрагима Махама, построившего инсталляцию из ящиков, которые использую рыбаки. Экспозиция несмотря на разнообразие подходов и образов производит целостное впечатление. Проект павильона разработал британский архитектор родом из Ганы – сэр Дэвид Аджай.
"Свободы Ганы" вырабатывалась с учетом рекомендаций влиятельного Оквуя Энвезора, куратора 56-й Венецианской биеннале в 2015 г., к слову, рекордной по количеству политического искусства. Имя куратора Наны Офориатты Айим следует запомнить. Деятельность этой молодой энергичной женщины, в хорошем смысле культуртрегерская. Помимо всего прочего, она является инициатором проекта исторического масштаба по деколонизации знаний об Африке – пан-африканской культурной энциклопедии в 54 томах.
"Свобода Ганы", художник – Фелиция Аббан. Национальный павильон Ганы. Фото – официальныя страница павильона в Facebook.
4. Национальный павильон Индии
Художники – Нандалал Бозе, Атул Додия, Г.Р. Иранна, Руммана Хуссейн, Джитиш Каллат, Шакунтала Кулькарни, Ашим Пуркайастха. Куратор – Художественный музей Киран Надар.
В этом году Индия отмечает 150-летие со дня рождения Махатмы Ганди, политика-борца за независимость и по сей день влиятельного поп-философа, переработавшего идеи Льва Толстого о непротивлении злу насилием и этические принципы традиционной индийской религии джайнизма в собственное учение.
Проект "Время заботы о будущем" одновременно промотирует, критически рассматривает и деконструирует миф Ганди. К примеру, один из объектов – письма Ганди к Гитлеру. При всей сложности фигуры Ганди, предложение посмотреть по-новому на его учение в политической ситуации глобальной милитаризации и ультраправого популизма – вызывающий уважение ход куратора. Проект лишен однозначности и прямолинейности – ассоциативная работа художников с наследием Ганди привела к оригинальному пространственному и визуальному решению: "Время заботы о будущем" передает самобытность индийской культуры, но при этом открыто для восприятия международной публики.
"Время заботы о будущем". Национальный павильон Индии. Фото – Аксинья Курина.
5. Основной проект – "Не дай вам бог жить в интересные времена"
Художники: 79 участников, среди них украинка – Жанна Кадырова. Куратор – Ральф Ругофф.
Британский куратор и критик Ральф Ругофф выбрал для основного проекта актуальную для эпохи медиакратии тему – отсутствия уверенности в достоверности любой информации. Название выставки – часто используемая лидерами мнений фраза "Не дай вам бог жить в интересные времена", которую приписывали Конфуцию – фейк, и одновременно история о том, что последняя крепость культуры рациональности – критическое мышление – это недостаточная защита в мире постправды.
Основной проект Венецианской биеннале увлекает прежде всего тем, что в нем представлены художники, активно работающие с формой. Он возвращает современному искусству изобразительность, публике – чувственный опыт, интеллектуалам – возможность задуматься о смысле и назначении искусства в цивилизации XXI века стремительно несущейся к точке сингулярности.
Фотопроект художницы Занеле Мухоли на основной выставка Венецианской биеннале "Не дай вам бог жить в интересные времена". Фото – Аксинья Курина.
6. Национальный павильон Литвы
Художники: Лина Лапелите, Вайва Грайните и Ругиле Барзджюкайте. Куратор: Люсия Пиетроюсти.
Перформативное направление в современном искусстве, пожалуй, самое модное, но опера не часто оказывается способом выражения художественных идей. Литовские авторы рискнули взяться за реализацию сложно-постановочного проекта – оперы на 13 голосов "Солнце и море (Марина) ". Зрители при желании смогут стать участниками действия, но придется лежать или сидеть на пляже несколько часов представления. Тема этой остроумной затеи – климатические изменения. Авторам удалось удивить даже искушенную публику – проект "Солнце и море (Марина) " получил главную награду Венецианской биеннале – "Золотого льва".
"Солнце и море (Марина) ". Национальный павильон Литвы. Фото – страница павильона на сайте Венецианской биеннале.
7. Выставка номинантов и победителей Future Generations ArtPrize
Художники: 21 номинант конкурса, украинская участница – Анна Звягинцева. Кураторы – Бьорн Гельдхоф, Татьяна Кочубинская.
Как и в прежние годы, экспозиция удачно вписана в интерьеры старинного итальянского палаццо, барочные фрески и лепнина создают новые опции для эстетического и художественного опыта. В этом пространстве встречаются две темы: мир постгуманистического будущего и настоящее время, выраженное через рефлексии на темы гендера и постколониализма.
Конкурс и выставка номинантов Future Generations ArtPrize – флагманский проект украинского Pinchuk Art Centre – за 5 выпусков превратилась в международную биеннале в миниатюре, со всеми преимуществами и недостатками такого формата репрезентации современного искусства. Достоинство этого проекта в глобальном измерении, украинская платформа привлекает молодых художников всего мира и презентует их работы в двух версиях – вначале в Киеве, затем в Венеции. Сложность в том, что проекты, ориентированные на глобальный арт-мир, вынуждены функционировать во многом по правилам маркетинга, что не умаляет достоинств художников, но всякий раз восхищаясь новой выставкой задаешься вопросом, какое искусство осталось за бортом? Если сравнивать с другими проектами нынешней биеннале – в арт-мир будущего художников, работающих с острой политической проблематикой, не приглашают. Гендер и последствия деятельности человека для окружающей среды – тоже вопросы политические, но среди участников художники, которые осмысливают скорее последствия процессов, а не причины их появления.
Выставка Future Generation ArtPrize 2019. Фото – Аксинья Курина.
8. Национальный павильон Косово
Художник – Альбан Муджи. Куратор – Винсент Оноре.
Географическая ирония в том, что павильон непризнанной Украиной республики Косово оказался расположен в соседнем зале с украинским. Видеоинсталяция "Семейный альбом" перекликается с украинской политической реальностью и темой главного проекта биеннале "Не дай вам бог жить в интересные времена".
В фокусе "Семейного альбома" личные и коллективные воспоминания о войне в Косово в конце 1998-99 гг. Медиа во многом конструируют личную историю, потому что создают то, что является коллективным воспоминанием. Альбан Муджа предлагает нескольким героям "Семейного альбома", которые во время войны были сфотографированы журналистами для СМИ, рассказать о своей истории. Однако, собственная история оказывается частью той, которая рассказана в медиа.
"Семейный альбом", художник – Альбан Муджи. Национальный павильон Косово. Фото – страница павильона на сайте Венецианской биеннале.
9. Национальный павильон Бразилии
Художники – Барбара Вагнер, Бенджамин де Бурка. Куратор – Габриэль Перес-Баррейру.
Во Франции эпохи экзистенциализма подпольные танцевальные вечеринки были чем-то вроде манифеста этой философии. Проект Swinguerra – тоже своего рода экзистенциализм в танце. Тандем Барбары Вагнер и Бенджамина де Бурка уже не первый год изучает и документирует бразильскую музыкальную и танцевальную культуру маргинализированных групп. В названии проекта Swinguerra двойное послание: swingueira – современное танцевальное движение, guerra – война.
На экранах павильона неутомимые коллективы танцоров вносят посильный вклад в развитие латинской танцевально-музыкальной культуры. Зрелище, как и бывает с латинскими танцами, визуально и эмоционально очень привлекательное, но взгляд авторов – это взгляд антропологов, пусть и сочувственно настроенных. Танец – часть современной народной культуры, его исполнители – объект для изучения социальных особенностей молодежной субкультуры и политических факторов современной Бразилии.
Swinguerra, художники – Барбара Вагнер, Бенджамин де Бурка. Национальный павильон Бразилии. Фото – страница павильона на сайте Венецианской биеннале.
10. Национальный павильон Люксембурга
Художник – Марко Годиньо. Куратор – Кевин Мален.
Для проекта "Написано водой" Марко Годиньо создал видео с чтением "Одиссеи" и значительных размеров инсталляцию, занимающую почти все пространство павильона. Инсталляции предшествовал ритуал: художник собирал тетради в разных странах средиземноморья и погружал их в морскую воду. Эта поэтическая работа на тему истории отношений человечества к Средиземному морю могла бы оказаться тихой заводью Венецианской биеннале, но проект "Написано водой" дрейфует от поэзии к миру реальной политики в отношении мигрантов. Из окон соседних с павильоном Люксембурга залов открывается вид на корабль с огромной пробоиной. В 2015 году на его борту находилось более 1000 беженцев, которые погибли в результате кораблекрушения между Ливией и Италией. Поднятый со дна корабль – проект "Наша лодка" швейцарского художника Кристофа Бюхеля, напоминает, что Средиземное море в наши дни – это море слез.
"Написано водой", художник – Марко Годиньо. Национальный павильон Люксембурга. Фото – Аксинья Курина.
"Наша лодка", художник – Кристоф Бюхель. Фото – Аксинья Курина.
58-я Венецианская биеннале открыта до 24 ноября. Опера в Национальном павильоне Литвы с 10:00-18:00 по субботам.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.