"Оце, Дуня, мое місце!"
Вчера в Москве на 86-м году жизни скончалась народная артистка СССР, знаменитая оперная певица Ирина Константиновна Архипова, которую в мире называли королевой русской оперы. Творческое наследие Ирины Константиновны – это уникальная антология мировой и русской оперы, ее голос, духовное величие и красота много лет покоряли планету...
Прямолинейна и резка, настойчива и требовательна: гнева Архиповой боялись партнеры по сцене, дирижеры и музыканты, близкие и друзья, не говоря уже о начинающих артистах. В раннем детстве, оскорбленная недостаточным вниманием отца (известного архитектора, профессора Константина Ветошкина), она могла, глядя ему в глаза, едко поинтересоваться, когда "этот дядя" уйдет. Лет 40 назад в Рязани, во время гастролей Большого театра, по завершении оперы "Кармен" она гневно расшвыривала за кулисами букеты: "Я готова была разорвать на себе одежды. Занавес закрывался – я рычала, под аплодисменты занавес открывался – я улыбалась". Оказывается, в сцене, где Хозе должен бросить Кармен на пол и после ее слов "Вот кольцо, что ты мне дал, возьми обратно" достать нож и "убить" ее, оркестр сбился и сыграл аккорд перед последней фразой Хозе: "Арестуйте меня, я ее убийца". Хозе (Ф. Пархоменко) растерянно поет то, что играет оркестр. Совершенно сбитая с толку Архипова, сидя на корточках, думает, как же ей умереть, может, от разрыва сердца? Так и закончилась опера. Долго дирижер Борис Хайкин виновато оправдывался и даже прятался от Архиповой. Досталось однажды и несчастному артисту миманса: в том же спектакле "Кармен" (уже в Москве) он перед цыганской песней должен забрать со стола весь реквизит, оставив лишь кастаньеты, с которыми Архипова исполняет свою коронную "Хабанеру". Артист случайно прихватил их. Спас положение оркестр, сымитировав перестук кастаньет. Ярости дивы не было предела, ведь на следующее утро в одной из газет даже появилась карикатура...
- В нашем доме царил патриархальный уклад, – рассказывала мне примадонна, будучи на одном из последних гастролей в Киеве. – Когда я уже решила стать певицей, бабушка строго сказала: "Пусть другие поют, а она пускай слушает! Потому что в ней прочно обосновалось представление об артистическом труде как о занятии несерьезном. Кстати, это же мнение разделял и мой отец. Были скандалы и споры. Самым громким его "ругательством" было слово "подмостки".
- Насколько я знаю, вы и с мужем – художником Евгением Архиповым – расстались по той же причине. – Совместные годы были трудными во всех отношениях. В 1947 году родился сын Андрей. Поначалу муж гордился моими вокальными успехами. Но позже он буквально выталкивал меня с занятий, не давал мне петь, поэтому мы и расстались...
Уступив на первых порах отцу, Ирина успешно окончила архитектурный факультет и дипломный проект защитила, спроектировав памятник – монумент павшим в годы войны комсомольцам в Ставрополе. Позже делала чертежи хозпостроек МГУ... Но, в конце концов, рейсфедеры забросила, карандаши сломала и, топнув перед отцом ногой, отправилась в консерваторию.
- С огромной благодарностью я вспоминаю моих первых педагогов Н. Малышеву и Л. Саранского. Кроме профессиональных навыков, они научили меня оптимизму. Когда захлестывали неудачи, Надежда Матвеевна меня убеждала: "Ничего, это так нужно, перед удачей всегда так бывает. Терпи, работай..."
С первых шагов на оперной сцене Ирина Архипова пела самые трудные оперные партии. Почти никто так не начинал. "Кармен" поют через 5 – 10 лет. Архипова исполнила ее в Большом, имея за плечами... один сезон в Свердловской опере. За первые десять лет был готов репертуар из партий классического западноевропейского репертуара: Кармен, Эболи, Амнерис. Как лучшее меццо-сопрано ее приглашали петь в ведущие оперные театры мира.
- Ирина Константиновна, какие из встреч с оперными звездами памятны вам больше всего?- Приезд лучшего тенора мира Дель Монако, его восторженные "Ира, браво!" и бесконечные поцелуи рук. (Перед его приездом первый раз маникюр сделала.) Дуэт с Монсеррат Кабалье на сценах Франции и Англии. Встреча с Сержем Лифарем в Каннах. В антракте подошел человек: "Вы меня не прогоните? Ведь я белогвардеец". Потом поинтересовался, почему я не живу на Западе, только там, мол, можно стать богатой и знаменитой. Я ответила, что я и так знаменита и достаточно богата.
- А какая лучшая сцена для вас?- Все же итальянская. Я ведь была первой советской певицей, выступившей на итальянской сцене.
- Отдыхаете как? – Раньше отдыхала в Украине, на родине. А сейчас больше у себя в Подмосковье, на даче. Впрочем, какой отдых – работаю я там: сад, огород. Землю удобряем, компост делаем, коровяк покупаем.
- Что, овощи выращиваете?- Нет, плодовые деревья, цветы. У меня все цветы по сезонам: от подснежников, крокусов, примул до хризантем. На перроне в Киеве мне подарили ландыши – это чудесные цветы. Люблю, чтобы в палисаднике росли настурции. Люблю пионы. Не очень хорошо к розам отношусь: уж очень скоро вянут.
- Духи тоже цветочные любите?- Я в них не разбираюсь!
- Модой интересуетесь?- (Гневно) Я вам не Вишневская! Это она думает только о себе, о своей фигуре, нарядах и благополучии! В свое время она хорошо работала, а сейчас в драмтеатр подалась. У меня такого "страдания" не было, я работала все время, некогда было за собой смотреть. Постепенно толстела... У меня портниха есть хорошая, шьет мне и повседневную одежду, и сценическую. Иностранные-то вещи на меня не лезут! (Уже смеется.)
Ирина Константиновна часто вспоминала Киев, Украину, где бы ни была. И с особенной теплотой – своего деда, Ефима Голду. У него был великолепный бас-баритон. Он очень любил петь, руководил церковным хором. Когда однажды дочь (то есть мать Ирины Архиповой) привезла его в Москву, в Большой театр на оперу "Руслан и Людмила", дед поразил всех удивительным музыкальным чутьем. Указав на сцену, он грустно обронил: "Оце, Дуня, мое місце!" Не знал дед, что "це місце" несколько десятилетий будет принадлежать его внучке – народной артистке СССР, лауреату престижных премий, кавалеру множества орденов и медалей, академику, певице, именем которой названа малая планета N4424.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.