''Приговор поставил украинцев перед выбором: либо бороться за собственные права, либо обречь себя на повторение российского сценария''
В журналах-тижневиках наприкінці минулого тижня вийшли дві статті, які, попри різне географічне походження, намагаються розтлумачити українсьмому суспільству, що йому робити в ситуації, яка склалася.
"Проснуться, перестать быть овощем в треугольнике "офис-супермаркет-торговый центр", а понять, что Вы гражданин со своими правами и обязанностями", – закликає Єгор Соболєв в статті "Вон из Фейсбука, тюфяки". "Если кто-то" в этой стране хочет жить лучше, ему нужно перестать жевать сопли в интернете и на кухне и начать наконец что-то для этого предпринимать – для начала сделать свой протест слышимым. Поохали в Фейсбуке? Повозмущались на кухне? Посмотрели с нахму¬ренными бровями кадры в теленовостях? Вот на этом, друзья, такая власть и такое государство и держатся. На нашей импотентности. Хватит извергать филиппики в адрес Виктора Януковича. Фейсбук он все равно не читает. Я предлагаю считать его посланцем небес. Его присла¬ли, чтобы сделать из нас настоящих мужчин/граждан/людей". Заклик Собоєва в блозі на "Кореспонденті" вже переглянуло понад 15000 людей. Стаття це не лише план боротьби з Януковичем. Вона вчить, як вже сьогодні поставити під свій контроль і майбутню владу. Водночас у "Фокусі" російський громадський активіст розповів Роман Доброхотов розповів, що чекає суспільство після вироку над Тимошенко – по аналогії зі змінами, які відбулися в Росії після засудження Ходорковського: "Если бы я был гражданином Украины, я не стал бы голосовать за Тимошенко, но, скорее всего, 11 октября вышел бы на Крещатик. Потому что в 2004 году, когда мы вышли к зданию Басманного суда, где рассматривали дело Ходорковского, нас оказалось слишком мало – и вскоре Россия стала другим, чужим для многих россиян государством. Вот и сейчас, похоже, на Крещатике оказалось слишком мало людей. Больше, чем у Басманного, но всё равно мало... Ради дела Ходорковского в России была сломлена независимость суда. Когда суд оказался под контролем, власти быстро расправились с НТВ – последним независимым телеканалом. Через год была реформирована избирательная система – губернаторские выборы отменены, одномандатники лишены возможности избираться, процесс регистрации партий усложнён. Иными словами, в течение двух лет исполнительная власть прибрала к рукам судебную и законодательную систему, а также некогда независимые СМИ. И все молчали, потому что не хотели оказаться на месте Ходорковского. Результат налицо: коррупция выросла в четыре раза, в системе образования и здравоохранения недовольство достигло пика, а инвестиционный климат опустился до уровня Сомали и Конго. И это не говоря уже об убитых журналистах и правозащитниках, разгоняемых митингах и всех остальных прелестях авторитарного общества". Відтак, вирок 11 жовтня за своїими масштабами значно більше, ніж персональна проблема Юлії Тимошенко. До неї ставитися можна по-різному, але наслідки будуть однаковими для всіх.