Автомобилистам в дальнюю дорогу. Советы актуальные, но неполные. Дополняйте из опыта! Drive safety
Сначала предыстория. Это письмо я получил в рубрику "вопрос-ответ" на сайте mochanov.com, но раз уже автор вынес ее на всеобщее обсуждение, считаю возможным и письмо опубликовать, и ответить в сети.
"Алексей, привет! Может помнишь меня – я Леша, у Моляра работал, на белом Пассате ездил.
Прошу прощения за несколько провокационную тему. Поспорил с одним банкиром, что доеду из Киева в Одессу за 3 часа ровно. Авто – серийная Legacy 2,0 138 л.с.
На сегодня состояние трассы (ездил неделю назад) почти идеальное. В режиме езды 160-180 км/ч (ПДД – игнор) легко преодолел дистанцию за 3:20.
Если можешь, дай пару советов, как подготовиться к автопробегу. Стоит ли заправлять машину спортивным топливом? Оправдано ли брать с собой штурмана, или лишние 90 кг. на борту в данном случае помешают? И т.д.
Спасибо! Успехов тебе!"
.................................
Привет, Леша. Чем старше становлюсь, тем меньше понимаю, как остался жив. Поскольку за свою долгую жизнь за рулем столько спорил и выигрывал таких споров, столько устанавливал своих рекордов и бил чужих, что только случайность позволяет мне сейчас общаться с тобой здесь и рассчитывать, что ты услышишь мои советы.
Я не буду светить цифры – это только лишний повод завести горячие головы и спровоцировать гонку за рекордами среди ни в чем не повинных людей. Но в принципе, банкир твой проиграл – задолго до появления 4-полосной автомагистрали трасса Киев-Одесса была проездной быстрее чем за три часа. А при нынешнем состоянии дороги это вообще не проблема. Боюсь только, что до пункта назначения добирается как правило только один "Челленджер" из десяти. И те, кто постепенно поумнел, волею судьбы остались живы. Благодарю Бога, что я попал в их число.
От поста ГАИ в Киеве до поста ГАИ за Хаджибейским лиманом получается 460 км. И если ваш спор все-таки состоится (очень надеюсь, что ты окажешься мудрее и найдешь возможность отказаться от затеи, сохранив при этом лицо), тебе придется промчать за час до Жашкова, за второй – до Любашевки, и в конце третьего часа проскочить через Хаджибей. Не делай этого. Ни к чему. Пустой спор, который не выиграет никто, за сколько бы ты ни домчался до Южной Пальмиры. Опасно это и глупо. Несмотря на то, что скорее всего минимум раз в выходные, особенно летом, по трассе Киев-Одесса кто-нибудь несется даже без цели выехать из трех часов. Просто на газ легко давится и оно само так получается.
Для меня ключевой стала встреча на украинско-белорусской границе с Витей Московских (легендарный советский, украинский и одесский автогонщик, чемпион СССР и победитель марафона Гранада-Дакар 1996 года за рулем КАМАЗа). Витёк объяснил, предостерег и заставил обо многом задуматься под другим углом. Низкий поклон ему за это и огромная признательность с уважением. Многим из того, о чем мы проговорили тогда на нейтральной полосе, я пользуюсь и по сей день. А когда мы ехали автопробег Лиссабон-Владивосток за две недели зимой 2003го, и за сутки на Дмитровском полигоне промчали 5088 км, установив 12 рекордов скорости России для серийных автомобилей, 9 из которых абсолютные (средняя по всем суткам 217 км/ч) – мы планировали график и моделировали все переезды и смены с учетом советов Московских, Чагина и Олега Богданова, автора книжки "Трамплин-Полет, записки автогонщика".
Не буду ерничать или развивать тему в ненужном направлении, просто поделюсь своими собственными мыслями и нашим коллективным опытом на тему дальних поездок. В нормальном, некамикадзевом режиме.
Высокая средняя скорость складывается не из высокой максимальной, а из тщательной предварительной подготовки к поездке и стабильной езде с минимумом запланированных остановок. При необходимости дальних переездов сокращается время на сон, но не поднимается максималка. Две недели подряд ежедневно тысячу км по зиме и Уралу с Сибирью втроем вполне можно выдержать, гарантирую. Не говоря уже о "детских" переездах по 500-600 км.
Важно продумать время выезда (например, из Киева во Львов очень стрёмно выезжать во второй половине дня, а в Москву – ранним утром. Всю дорогу солнце будет лупить прямо в лицо). Плохо выезжать из больших городов во второй половине дня в пятницу и заезжать в них во второй половине дня в воскресенье – всегда плотный трафик из-за дачников и загородных круизеров. Заранее нужно заправить автомобиль полностью, залить полный бачок опрыскивателя лобового стекла, проверить и выставить максимально допустимое заводом давление в колесах (включая запаску!), бросить за сиденье пару бутылок воды (обязательно хотя бы одну простой негазированной, а лучше газировку и минералку вообще не возить, простую обычную столовую питьевую), взять с собой пару шоколадок с орехами, яблоко, банан, жвачку. Одеться удобно, снять с брюк ремень (если есть), расстегнуть верхнюю пуговицу, проверить наличие солнцезащитных очков, дисков в чейнджере (если его нет, то выложить свои диски или кассеты на переднее сиденье), подключить заранее Айпэд и телефонный хэндс-фри.
Если маршрут неизвестен или едется впервые, то нужно заранее выписать из карты на лист формата А4 весь маршрут через ключевые точки (населенные пункты, номера дорог и съездов, приблизительные расстояния между ними). Картой или атласом в пути пользоваться нежелательно, только в случае крайней необходимости. А по листку можно контролировать свое передвижение даже на ходу, только важно не забыть при выезде из города напротив поста ГАИ или знака "конец города" обнулить одометр (счетчик пройденного суточного километража) на ноль. Чтобы удобнее было контролировать расстояния.
Перед выездом отлить (нужда эта малая, но злая!). Если выезжаешь рано утром – ни в коем случае во время завтрака не пить никакой жидкости ДО КОФЕ. Только наоборот. Сначала кофе, потом вода или сок. Иначе смотреть будешь дальше, чем видишь! При езде на очень большие расстояния (для меня это больше тысячи километров в день за один присест) приготовить заранее "кофе по-раллийному" – на литр воды семь столовых ложек растворимого кофе, семь столовых ложек сахара, остудить, залить в литровую пластиковую бутылку и охладить в холодильнике до максимума. Литра хватает на три тысячи километров, только важно не злоупотреблять – никакой пользы для здоровья кроме вреда этот "жидкий будильник" не приносит. По своему опыту и опыту народа, которому доверяю, не рекомендовал бы брать с собой охапки редбулов, монстеров, бёрнов и других газированных энергайзеров. Фонарь. Лучше пить простую воду и терпеть "до отлива" лишних 50-100 км. Ночью когда хочешь "по-малому" – просыпаешься. Значит за рулем не заснешь точно! Но это мера крайняя и нежелательная.
Если куришь – важно взять с собой в дальнюю дорогу не любимые обычные сигареты, а максимально легкие (в смысле с минимумом никотина) – все равно в дороге курение это не удовольствие или привычка, а ситуативная потребность, которую тащишь в рот каждый раз, когда о ней вспоминаешь. Выезжая утром, важно воздержаться от курения первый час – голова дольше свежая и устаешь под вечер не так сильно.
Не меняй регулировку сиденья на более вальяжную для трассы – оставь ее такой же правильной и сосредоточенной, какой пользуешься в городе каждый день. Едь с включенным ближним светом фар круглые сутки, но без противотуманок – подумай о встречных, и не на габаритах – подумай о себе. Пристегивайся. Это даже не обсуждается. Летом не одевай в дорогу кожаные кроссовки и ни в коем случае – шлепанцы или тапочки. Нужно иметь хотя бы пару правильной удобной обуви для автомобиля, а не Найк Эйр... В холодное или прохладное время заранее подумай об одежде за рулем, чтобы не потеть и не мерзнуть. Если свитер – то не "под горло", если рубашка – то с расстегнутым воротом, никаких полусапог – скользко и жарко, ноги растут из задницы, поэтому обычно потеют, преют и пахнут в таких условиях. Температуру на климат контроле держи в районе 22 градусов по Цельсию, никогда не опускай ниже 21 и не поднимай выше 23-х. Предпочтительно поставить обогрев сначала на автоматический режим, а потом развести потоки "на стекло и ноги". Летом в режиме кондиционера нужно использовать средние дефлекторы на панели, подать в них воздух "+21 авто" и поднять направляющие вверх, отведя воздушный поток от лица и направив максимально в потолок.
А теперь о главном – о скорости передвижения по трассе. Я практически никогда сейчас не езжу больше 140 км/ч. Самая комфортная, экономная и безопасная для меня скорость, не важно, в Украине ты или в Германии. На хорошей 2-полоске могу местами, где вижу и уверен на 101 процент, поднять до 150-160. Выше ездить отучила наша с Максом Салюком тренировочная Субару Импреза Продрайв – после 160 (это 4000 оборотов мотора на 6-й передаче) расход просто атомный становился, поэтому лампочку контроля оборотов выставлял на работу и звук на 3900. Причем расход – это не только и не столько дополнительные бестолковые финансовые затраты в пути, сколько минимум еще одна лишняя остановка на дозаправку полного бака, а это как правило 6-8-10, а то и все 15 минут, что позволяет всю трассу ехать на 20-30 км/ч медленнее и приехать в то же время!
Оговори сразу, если едешь с пассажирами, что водитель в машине – главный и единственный принимающий решения персонаж, споры с которым в дороге бесполезны. На 500 км я обычно планирую одну остановку приблизительно на пол-дороги – совместить заправку машины и обратную процедуру для экипажа в одном месте в одно время, протереть фары и стекла от мошкары и грязи (вози с собой всегда очиститель стекла, простую воду, губку для стекла и рулон бумажных полотенец) На остальном протяжении дороги любая остановка – это резкое падение средней скорости и необходимость ее наверстывать высокой мгновенной. Поэтому через населенные пункты я не вышиваю (остановка возле ГАИ даже для того чтобы показать нужные документы абсолютно не вписывается в график движения), там где знаю или чувствую что стоят патрули – еду строго в рамках правил, даже если осевую нарисовали 10 лет назад и забыли знак 40 еще при Щербицком. На хорошей широкой дороге на хорошей быстрой технически исправной машине могу немного придавить педаль газа, но как только вспоминаю, сколько знакомого и очень толкового народа перебилось в безобидных и нелепых на первый взгляд ситуациях – все равно сбрасываюсь в свой обычный режим.
Еще раз повторю. Если грамотно спланировать поездку и контролировать ситуацию в дороге, то при максимальной скорости 150 несложно выдержать среднюю 115-120. Проверенно многократно. А это на интересующей трассе Киев-Одесса время в пути чуть больше трех с половиной часов (или чуть меньше четырех) никуда не торопясь и никого не подставляя. Или 8 часов из Киева до Ялты, включая горную дорогу от Симферополя до ЮБК.
Показателен пример Сережи Фаюка из Одессы. Серый – очень тольковый и грамотный водитель. И очень культурный и аккуратный. В те времена, когда у Сереги была трехлитровая Тойота Супра с правым рулем, которая физически не ездила больше 180 км/ч из-за ограничителя скорости, он спокойно добирался по старой одесской дороге до Киева за 3-40, максимум 3-50. При том, что НИКОГДА не ехал через населенные пункты больше 80-ти. Входишь в свой ритм, не тормозишь каждый раз как только ты в него вошел, а пассажиру захотелось воды, писять, узнать почем перец с помидорами – и все получается не быстро, но споро и скоро.
А вот по поводу споров и ставок это совсем плохо. Представь себе, что у тебя на кону стоит серьезная сумма в споре. И ты проскакиваешь мимо аварии, в которой людям нужна помощь. Любая. Вызвать скорую, помочь человеку, оказать помощь врачу, который оказывает ее пострадавшим... А у тебя – время/деньги.
И никто тебе не поверит по финишу, что ты был спасателем. скажут "просто сдулся". Не остановишься? А как будешь жить потом с этим всю жизнь? Не зная, остались ли в живых люди, которым ты ОБЯЗАН был помочь? И по кодексу, и по понятиям, по любому...
Поэтому, Тёзка, банкир свой спор в принципе проиграл – время три часа совершенно реальное. Но если ты поведешься на этот спор и поедешь – ты проиграешь его тоже. Даже если будешь думать, что выиграл. Поверь на слово и не проверяй.
Лучше пять минут ВЫГЛЯДЕТЬ проигравшим, чем всю жизнь потом ходить реальным идиотом. Если будет чем ходить. Береги себя. Жму руку. Алексей Мочанов, 2 л.с.