26 березня 2023, 01:18

НЕ ВСЕ УШЛИ НА ФРОНТ. Никто в тылу не "равен" тем, кто в бою, а "бой" за права военных, реформа их роли в обществе равны безопасности Украины

В этом не маленьком видео* – вырезке из недавнего стрима ответов на "неудобные вопросы" – я их в итоге сам себе и задал, этот и еще несколько. Люди почему-то долго стеснялись главного, а не надо никого гладить и "жалеть". Ведь на самом деле неудобных вопросов, как и неудобного времени для них, нет, – это говорю я вам как "старая журналистка" и потрепанный жизнью человек. Если ты по своему стилю жизни постоянно не врешь, то на любой вопрос о себе (важно, чтобы ответы не вредили другим – или многим – людям, стране во время войны) ты ответишь прямо, без пауз, в любой момент. Считаю, что это неправильно – стесняться как говорить, так и узнавать правду. А сейчас (хотя и всегда) – самое время говорить и спрашивать "в лоб". Из чего вытекает, что гражданам Украины (другие сами пусть разбираются), особенно хоть как-то публичным, нельзя иметь "скелеты в шкафу". Во-первых, это несправедливо по отношению к согражданам, которые непосредственно на войне. А, во-вторых, мне лично важно доверие хороших, честных людей (мнение лжецов и подонков в той же степени не интересует), что подразумевает правильные смысловые приоритеты.

Так вот, я НИКОГДА не поставлю себя вровень НИ С ОДНИМ человеком, который рискует жизнью и здоровьем на передовой или рядом, и это никогда не изменится. Правда о войне – это в том числе не путать ее ГЕРОЕВ с теми, кто что-то делает, причем неважно, насколько искренне, бескорыстно, много и хорошо. Это просто разные сущности, расстояние между которыми – миллион космических миль.

Четкость определений, этические, эстетические границы, которые очерчивают тут справедливость (не в моменте, а навсегда) – категорически обязательны. Об этом можно и нужно открыто, подробно говорить. А если коротко, то я бы очень не хотел когда-нибудь жить в стране, в которой хоть один из десятков миллионов граждан сможет произнести что-то вроде "мы вас туда не посылали", имея шанс быть безнаказанно дослушанным до конца. Я даже считаю, что нам нужен специальный (не "материальный", но железобетонный) закон об Армии, Героях и Ветеранах Национально-Освободительной Войны и такие выверенные статьи в Криминальном кодексе, чтобы даже самый аморальный нынешний/будущий гражданин в мыслях не имел открыть в их сторону рот хоть с полунамеком на неуважение и неблагодарность.

По практическому образу действия у нас это должно работать примерно так (я не сравниваю народы и ситуации). По итогам Второй Мировой ни одному немцу, как по закону, так и по послевоенной морали, в германском обществе не дадут безнаказанно публично договорить что-либо о "пользе Холокоста". Большой – "затыкающий рот" подонка – штраф, позор, изоляция в обществе, тюрьма или психбольница в Германии в данном случае гарантированы. Хотя в других странах это может считаться просто невоспитанностью, аморальным поведением, хулиганством. Каждое демократическое общество, согласно своему опыту, само регулирует себя так, чтобы с ним / из-за него вновь не случилась беда. В нашем случае – попытка "окончательного решения украинского вопроса" рашистами с многолетним (многовековым) "отравлением", разными способами, украинского общества изнутри. В идеале общество должно купировать смертельную угрозу себе при первых симптомах.

О максимальных – ЧЕТКО ПРОПИСАННЫХ, НА ВСЕХ УРОВНЯХ И ДО КОНЦА ЖИЗНИ – льготах/преференциях тем, кто участвовал/пострадал в боях Национально-Освободительной Войны, для вдов и детей погибших, и вовсе спорить не стоит. Они еще вчера, начиная с 2014 года, должны были быть, и я уверен, что завтра станут строчками в законах – недвусмысленными, безусловными и бесповоротными. Как бы в будущем ни менялась власть или общество. Я в этом уверен, поскольку вижу понимание этого и желание сделать это еще до Перемоги у представителей разных партий в парламенте. Как вижу разных внутриполитически людей в армии.

А еще, мне кажется, нам стоит подумать о вариантах институционализации (название условно) некоего "veto" военных (очень обобщенно) на политические/бюджетные решения в стране, которые касаются ее безопасности. Например, должен стоять какой-то законный предохранитель от того, чтобы тактические/популистские идеи политиков, чиновников, депутатов не могли стать приоритетами государства до тех пор, пока Главком (Генштаб, какая-то новая институция, ответственная за внешнюю безопасность) документально обоснованно считает, что Украине не хватает еще стольких-то танков/кораблей для армии/флота, такой-то техники/стройматериалов для укреплений и так далее. Для этого нам, возможно, даже часть высших должностей в Армии можно сделать выборной – ею же и, как вариант, ветеранами Национально-Освободительной Войны, вдовами погибших, если любой (-ая) из них захотят принять участие в таком "внутриармейском" голосовании. Голосовании при этом – абсолютно прозрачном, на основе, допустим, представления парламентом (политическая власть в мирное время должна оставаться выше военной) на выбор военнослужащим нескольких безусловно заслуженных и компетентных кандидатов из их числа. Без права кандидатов на предвыборные программы/дебаты. На голосование ставится только персональное доверие военных (+ ветеранов), которое основано на оцененных ТОЛЬКО ИМИ САМИМИ полководческих, профессиональных и человеческих качествах кандидатов. Ротация, предельный срок, возможность досрочной предусмотренной законом замены – естественно, обязательны.

Прошу сходу не смеяться над "наивностью" этой и подобных идей. Поскольку в законодательстве (или в устоявшейся правительственной практике) разных, особенно часто воюющих демократических стран, "предохранители безопасности" существуют. В разных формах и вариантах. Так почему бы и нам не подумать о своих? Причём начать делать это уже сейчас, пока "мирное" общество вновь не охладело к реализации своего главного Конституционного права – права на жизнь (симптомы "охлаждения" уже наблюдаются). Нам нужно как-то устранить этот системный институциональный сбой или минимизировать его риски. Невозможно не видеть причинно-следственной связи между негативным для безопасности влиянием ошибочных политических решений (а они в существующей системе неизбежны – власть все время меняется, политикам хочется [пере]избираться) и тем фактом, что на принятие решений по безопасности ПРИОРИТЕТНО И НЕПОСРЕДСТВЕННО не влияют те, кто связал свою судьбу с (обобщенно) армией и в итоге расплачивается за чужие ошибки своим здоровьем и жизнью. Данное "невлияние" военных опасно, пусть и в меньшей степени, для всех, включая гражданских, а еще оно очень несправедливо. Законность и справедливость в идеале должны сходиться в одной точке – justice. В политической системе идеала невозможно достигнуть, но нужно к нему стремится. Не ущемляя самим себе демократию, но гарантируя самим себе безопасность. Я уверен, что какой-то баланс-предохранитель нами может быть найден, пусть не такой, как я описал первыми и "не юридическими" мыслями, но суть – та же.

Это должно с нами произойти, потому что уроки курса "Отрицание очевидного" слишком дорого стоят. И это уже всем (почти) очевидно. И если уж мы все – равные в правах граждане, то за круглым столом справедливости, в который мы должны стремиться превратить Украину, никто не обязан "платить за всех" тех, кто заказывает, что ему заблагорассудится, не думая о других. Права и обязанности граждан должны быть не только декларативно связаны в профильной статье Конституции, но и уравновешены справедливым разделением между гражданами ответственности и полномочий. Что я – опять же, как вариант – имею в виду. Эта идея, конечно, звучит экстремально для современного понимания демократии, но я бы, в принципе, мог даже подумать о том, чтобы добровольно передать свой голос (как дополнительный) на выборах другому гражданину – военному, который готов с оружием в руках защищать мою жизнь и жизнь моих детей с риском для своей жизни и которому лично я доверяю. Отдать не навсегда – отдавать всякий раз прозрачно и добровольно, если, допустим, я в конкретный момент выбора считаю, что моему согражданину-военному виднее, чем мне. Что так будет справедливо/лучше в данный конкретный момент для моей жизни, для жизни моих детей и моей страны. Что этот военный человек лучше/больше знает, как и что нужно, и я сознательно передаю право выбора ему. Почему можно по закону доверить другому человеку машину и нельзя доверить страну? Почему в одной из самых цифровизованных стран нельзя будет когда-то и голосовать через "в три слоя" верифицированное приложение, и публично передавать голос более ответственному согражданину? Кто запрещает нам, например, что-то подобное обсудить хотя бы в принципе – как идею создания справедливого, добровольного баланса прав и ответственности, как такие "мини-выборы в выборах"?

И я особо подчеркиваю, что все это я написал НАПРИМЕР. В разных странах есть разные законодательные и выборные нюансы. В Литве, например, на местных выборах голосуют и люди с ПМЖ, а на национальных – нет. И никто из вменяемых не говорит, что чьи-то права ущемляют, а кому-то дают сверх нормы. Просто так взвесил и решил парламент этой страны в ее интересах, на основе ее опыта и потребностей. Эталона демократии нет в палате мер и весов. Разные идеи создания более ответственного общества не разрушат основы демократии, зато могут дать ей шанс стать более справедливой и лучше готовой к новым угрозам со стороны рейхов, империй и диктатур.

Закончу парой мыслей, иначе никогда не закончу (о справедливости можно рассуждать бесконечно, а пределов совершенства в принципе нет). Кто еще считает, что для Украины и украинцев есть что-то невозможное? Есть такие, конечно, но их с каждым днем все меньше, приблизительно на тысячу в день. А всему миру, с разной скоростью осознающему, что они устроили в XXI веке в Европе, в итоге придется научиться защищать свое завтра уже сегодня. Если бы в мире все работало без ошибок или с их минимумом, если бы ничего, по большому счету, не надо было менять, то открытые террористы и красные диктаторы не сидели бы в Совбезе ООН. Кстати, сейчас система международной безопасности примитивнее, чем в 1940-х, когда агрессоров хотя бы выгоняли из Лиги Наций.

Например...

P.S. Уверен, в комментариях напишут что-то о продаже голосов и коррупции, поэтому заранее поясню:

а) кто хочет продать свой голос – всегда и продавал, и продаст;

б) нет смысла так или иначе мотивировать голосовать пофигистов, приколистов и тех, кто искренне себя считает некомпетентным, всегда или на момент – пусть у них лучше будет право прозрачного, четко прописанного/ограниченного законом до-выбора;

б) цифровизация в Украине, в мире продвигается ежедневно – т.е. коррупционерам, покупателям голосов, манипуляторам выборами с каждым днем объективно труднее, правоохранителям/судам – проще, а "предохранители" от всего в цифровых верифицированных системах поставить легче, чем в "аналоговых" и чем пока еще многим кажется.

P.P.S. Это я вообще-то пару абзацев к видео хотел написать, а получился текст-"простыня", причем один из для меня важных. Признаю, что сейчас он "зайдет" не всем и что он написан довольно путано. Но если вы его дочитали, то я не виноват! На трофейном это звучит сомнительно, но, возможно, у нас просто мысли сходятся.

*перепрошую, що й текст, і відео – трофейною мовою, але це той випадок, коли найголовнішим є точність слів, а до перфектного рівня я Українську ще не опанував і, мабуть, не опаную.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

УКРАЇНЦІ НЕ РОЗУМІЛИ ЦЮ ВІЙНУ. І вона (тобто росія) це зрозуміла

Подивіться самі. Або ви вже дивилися. Я не маю бажання коментувати це відео, крім того, що тут має місце гарна робота ведучого Сергія Гнезділова, хоча ви, мабуть, у курсі мого ставлення до "Громадського ТБ", де я в редакційному стоп-листі ще з січня 2016 року як націоналіст, русофоб і радикал...

ПОЛІЦЕЙСЬКА БИЧКА В "ГУДВАЙНІ". Чи це не той самий "Віталій із поліції", який чекав на "россійський мір" у Києві?

Побачив у кількох українських ЗМІ таку огидну новину. Але вона зацікавила мене не своєю огидністю. Річ у тім, що декілька років тому я пару-трійку разів вимушено опинявся в одному місці в Києві поруч з людиною, якого звали Віталій Манасян...

РЕЗНІКОВ ЗМІШАЄТЬСЯ З АРЕСТОВИЧЕМ у каламутному майбутньому

Усе стає на свої місця. Не відразу, але завжди. Коли я кажу правду, й мені не вірять (це часто), я звичайно просто чекаю. Перед вами той самий випадок...

ХІБА МИ зІПСОвана НАЦІЯ? Час припинити стрибати на російські ''граблі самогубця''

Колись ми вже таке чули, правда? Тим, кому це нічого не нагадує, – нагадаю. "Барига наживається на війні! Корупція безпрецедентно зростає!" І ще приклад (про вибори під час воєнного стану): "Барига запровадив воєнний стан, щоб у порушення Конституції не проводити вибори й залишитися при владі!" Я зараз не про Порошенка й не про Зеленського, бо ще тоді казав, що в нашій політиці все й усім повертається бумерангом...

НАГЛУХО ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ МИР. Почему так легко быть Путиным

Этот наглухо цивилизованный мир так хочет третьей мировой войны, что очень ценит и бережет доверительные отношения с рейхом. Заботится о жизни, здоровье и безопасности фанатов и подданных главного террориста планеты...

ЮЛЬКИН РЕЙХ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН. Как и сама Латынина

Я долго жил и работал в россии, и я говорю это примерно в тысячный раз: Латынина – или агент, или сотрудница ФСБ, главным заданием которой десятилетиями было медийное сопровождение/оправдание "чеченских" войн и геноцида чеченцев...