9 грудня 2010, 07:08
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ МИРА: СКОЛЬКО СТОИТ РЕПУТАЦИЯ УКРАИНЫ
Несмотря на арест Джулиана Ассанджа в европейских СМИ документы Wikileaks на несколько дней уступили место другой животрепещущей теме – бойкоту 19 стран церемонии награждения Нобелевской премии Мира китайскому диссиденту Лю Сяобо. Кто такой Лю Сяобо и за что ему присудили Нобелевскую премию мира можно прочитать на сайте Википедии.
Скандал набирает обороты. Сегодняшний номер Британского The Times вышел с заголовком "China uses muscle to reinforce Nobel ban. Boycott marks divisions over human rights" ("Китай использует мускулы, чтобы усилить блокаду Нобеля. Бойкот говорит о разногласиях по поводу прав человека").
Как известно, Украина оказалась в числе ряда стран, представители которых не будут завтра присутствовать на церемонии награждения.
В целом компания не плохая: Афганистан, Вьетнам,, Венесуэла, Египет, Ирак, Иран, Казахстан, Колумбия, Куба, Марокко, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Сербия, Судан, Тунис и Филиппины. Лично мне особенно "приятно", что две мои родины наконец-то оказались в одном списке.
В номере приводится выдержка из интервью Директор Нобелевского института в Осло Гейр Лундестад, где он сравнивает действия Китая на ярость Адольфа Гитлера и Компартии СССР, ранее протестовавших против награждения премией мира диссидентам, осмелившимся выступить против репрессивных режимов.
Далее на развернутой карте редакция попыталась установить возможные причины бойокта церемонии награждения Нобелевской премии мира той или иной страной. Мотивы государств условно можно поделить на две группы – экономические и идеологические.
К примеру, для кубинского правительства указано, что Китай – второй по величине стратегический партнер с оборотом в 2009 году в $1,5 млрд; Колумбия за последние десять лет получила $13,9 млрд. инвестиций; Венесуэле обещано $20 млрд. на разведку недр; Судан экспортирует в Китай 30% всей добываемой нефти; Иран ожидает около $120 млрд. инвестиций в свои энергетические проекты и т.п.
Идеологические причины указаны рядом с Сербией, которая демонстрирует солидарность с Китаем по вопросу Тибета, надеясь на отказ китайского правительства признать Косово. Тунисскому правительству приписывают страх за ситуацию с правами человека в самой стране. А Пакистан поддерживает политику Китая в Тибете, оглядываясь на проблемы в провинции Кашмир.
Кстати, единственная страна, которой приписывают и идеологические и экономические причины бойкота – Россия, которая с одной стороны якобы не хочет признавать проблему с правами человека в Китае, учитывая состояние дел в самой России, а с другой – рассчитывает выгодное на экономическое сотрудничество.
Что же касается Украины, указано, что Киев недавно получил обязательства Китая инвестировать $4 млрд. в инфраструктурные проекты. Больше ничего. Сухо и просто.
Конечно, рядом можно было бы указать еще и соглашения между торгово-промышленными палатами Украины и Китая, контракты в космической сфере, соглашение о строительстве железной дороги от аэропорта Борисполь до Киева и газотурбинной гидроэлектростанции в Щелкино.
Ну и, конечно же, не забыть о Меморандуме о сотрудничестве между Партией регионов и Коммунистической партией Китая.
Все это было бы правдой. Между тем суть остается той же: Украина попала в число стран, которые под давлением Пекина предпочли закрыть глаза на ситуацию с правами человека в обмен на конкретные экономические выгоды. Такой вот мягкий финансово-политический подкуп.
Прежде чем вспомнить удивительно неуклюжую реакцию официального Киева, которая, откровенно говоря, выставила Украину на всеобщее посмешище, следовало бы откровенно признать два очевидных факта.
Первый. Присуждение Нобелевской премии мира традиционно является инструментом геополитического влияния. Так уж повелось, и с этим нет смысла спорить. И в этом году особых изменений не произошло: премия мира китайскому диссиденту – это в первую очередь попытка давления на политический режим Китайской народной республики.
Почему этот рычаг сработал тоже понятно. Китай – самая пугающая "неизвестность" и самая большая угроза западным экономиками и в первую очередь экономике Соединенных штатов. И это не эфемерная угроза, мол, "когда-нибудь Китай вырастет и всех перегонит". Нет. Это реальный страх. Недавно в одной беседе бывший лоббист-республиканец приводил такие данные: сегодня производительность труда одного китайца составляет примерно 15% от производительности среднего американца; если же этот показатель удастся поднять хотя бы до 25%-30% – что вполне ожидаемо на протяжении ближайшего десятилетия, – экономика Китая станет в 3-4 (!) раза мощнее сегодняшнего лидера – Соединенных штатов.
Но. Наряду с этим существует и второй неоспоримый факт. Несмотря на то, что Нобелевская премия мира носит политический характер, она, очевидно, является неким индикатором отношения игроков на мировой арене к вопросам демократии, прав человека, уровня свобод и т.п. Если утрировать, это своего рода лакмусовая бумажка, определяющая среднюю температуру по палате. Так было во время присуждения премии Мира Леху Валенсе, Андрею Сахарову, Марти Ахтисаари и другим. Кстати, такая же атмосфера витала во время присуждения Нобелевской премии по литературе Александру Солженицыну.
Борьба между политическими интересами и реальной ситуацией будет вечной. И любая страна вправе принимать для себя то решение, которое считает наиболее соответствующим ее интересам. Это правильно и честно.
По большому счету один из членов Партии регионов – Александр Кузьмук – недавно уже предсказывал, что Украине придется прогнуться под Китайской экономикой. "Китай визнає, що криза торкнулась і його, але я переконаний, що Китай використає ту ситуацію, тому що він має високий рівень пасіонарності, він має високий рівень економічного зростання і, найголовніше, він має велику купу зелених американських доларів, що може впливати і на ту ж саму Америку. Він вийде один із перших з кризи і змусить усіх зайняти дуже таку відверту позу щодо Китаю – позу "просящего", – говорил господин Кузьмук.
Сложно судить, что Украине сейчас больше нужно – одобрение Китая или взаимоотношения с западом. Это, в конце концов, покажет время. Сейчас очевидно только, что Украину в ждут имиджевые потери. Потому что нельзя быть "немного беременным": признавать пусть даже несуществующие в чистом виде стандарты западной демократии и одновременно закрывать глаза на вопросы, в которых эта же самая западная демократия высказывает единую позицию. И уже никак это не вяжется с позицией Виктора Януковича – которая, кстати говоря, очень обоснована – насчет двойных стандартов в отношении Абхазии и Южной Осетии с одной стороны и Косово – с другой стороны.
Но в этой ситуации неприятно удивила лживость и мелочность украинских чиновников. Надо быть ну очень недалеким человеком, чтобы пытаться заставить собственную страну поверить, что посол просто физически не сможет присутствовать на церемонии награждения. Ну, как-то вот малодушно это, тупо и в лоб.
Особенно смешно выглядит заявление украинского МИДА и заместителя главы Администрации президента Анны Герман, если сравнить его с официальным заявлением российского внешнеполитического ведомства. Это два брата близнеца.
Украина:
У відмові України відвідати церемонію вручення Нобелевської премії миру немає ніякого політичного підтексту. Оскільки посол України у п'ятницю, 10 грудня, буде присутній на нараді послів у Києві, він насправді не зможе взяти участь у церемонії, що проводитиме Нобелевський комітет. Посол не відмовляв, а просто повідомив, де він перебуває.
Россия:
Причина простая: посла просто не будет в этот момент в Норвегии. У него эта поездка была запланирована давно, так совпало. Никакой политической ситуации здесь нет.
Очевидно, что никто не сверял позиции двух МИДов. И уж, тем более, вряд ли кто-то занимался подготовкой одинаковых формулировок. Это больше похоже на банальный трусливый рефлекс чиновничьего аппарата, который в разных странах сработал одинаково. С Россией все очевидно – она честно и откровенно пытается позиционировать себя как один из полюсов на мировой арене. Ей, по большому счету, и объяснять ничего не надо было.
А вот то, что и в украинском МИДе были убеждены, что журналисты и избиратели поверят в эту чушь – это смешно. Если их послушать, мы живем в какой-то допотопной эпохе, когда дорога из Киева до Осло занимает недели три непрерывной езды на лошадях.
Возможно, я ошибаюсь. Возможно, Украина с радостью и открыто готова была принять участие в церемонии награждения Нобелевской премии Мира. Но, действительно, так случилось, что посол – по ошибке ли, случайно ли – не смог правильно спланировать свой график и вынужден был упустить такую возможность. Не справился, а теперь вот такой глупый скандал получился.
Ничего страшного, бывает. Это можно понять, и было бы правильно и благородно напомнить МИДу и Администрации президента, что еще совсем недавно они с поразительной проворностью справлялись с такими досадными недоразумениями.
Я, например, отлично помню, какими усилиями министр иностранных дел Константин Грищенко сумел прибыть в Страсбург в день принятия резолюции ПАСЕ, чтобы попытаться смягчить формулировки документа. К сожалению, визит был абсолютно бестолковый и суетливый: министр провел в Страсбурге часа четыре и уехал ни с чем.
Но суть не в этом. Визит Грищенко в Страсбург не планировался, о чем случайно проговорился большой друг Партии регионов, президент ПАСЕ Мевлют Чавушоглу. Однако же, когда атмосфера стала накаляться, министр все бросил и за считанные часы таки прилетел в Страсбург. Глава МИДа добрался до штаб-квартиры ПАСЕ чартерным рейсом, который оплатила Партия регионов.
И этому не помешали ни совещания, ни встречи, ни плотный график министра. Все, кому это было нужно эффективно и быстро справились с поставленной задачей: министр был доставлен вовремя и куда надо. По той простой причине, что это касалось имиджа действующей власти.
Церемония награждения Нобелевской премии Мира состоится только завтра. Времени еще много. Я думаю, если бросить клич, нашлось бы немало желающих оплатить послу Украины в Норвегии чартерный рейс. А может он бы согласился и на обычный бизнес-класс: из Киева в Осло можно добраться как минимум пятью авиакомпаниями: LUFTHANSA, AUSTRIAN, AIR BALTIC, KLM и CZECH AIRLINES. Цена билета бизнес-классом в оба конца: от 11 тыс. до 23 тыс. гривен (!).
Если все спланировать, господин посол успеет даже вернуться на совещание глав диппредставительств 14-6 декабря.