''Съезд в Сиверскодонецке будет использован против Юлии Тимошенко''
АНДРЕЙ ОКАРА: СЪЕЗД В СИВЕРСКОДОНЕЦКЕ БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАН ПРОТИВ ЮЛИИ ТИМОШЕНКО
Российский политолог уверен, что в ближайшее время можно ожидать изменения общеукраинского политического расклада
В субботу в Северодонецке состоится (или не состоится) обещанный и "разрекламированный" СБУ съезд депутатов всех уровней.
Российский политолог Андрей Окара (на фото) уверен, что это будет съезд проигравших. С Андреем мы также обсудили перспективы Партии регионов и её фронтмена Виктора Януковича, новый проект Балоги и закарпатских русинов.
- Андрей, 1 марта в городе Северодонецке должен пройти съезд представителей Востока и Юга Украины, официально он называется "Другий всеукраїнський з'їзд депутатів рад всіх рівнів". Ожидаете ли Вы от этого съезда каких-либо громких заявлений?
- Во-первых, я настаиваю на историческом названии этого города: не Северодонецк, а Сиверскодонецк – название происходит от речки Сиверский Донец. К сожалению, об этом сейчас мало кто помнит.
Во-вторых, на много кому кажется, что картина такова: кто бы ни приехал и что бы там не сказал, это будет съезд проигравших. Ведь если замахнулся – бей. Если не имеешь решительности бить – не замахивайся. У этого политического сообщества нет мотора, которое называют "бело-голубым", нет харизматических лидеров-"моторов". Таковым был Евгений Кушнарев – незадолго до своей загадочной смерти он начал формулировать новую национальную идею, новую идентичность. Он единственный мог быть полноценным оппонентом Юлии Тимошенко на ближайших президентских выборах: и Янукович, и Ющенко проигрывают ей. Без Кушнарева и людей подобной энергетики в ситуации, когда Виктор Ющенко "на коне", а не наоборот, съезд 1 марта не консолидирует юго-восточные элиты, а напротив – покажет бессмысленность их усилий и невнятность их идей.
Но, в-третьих, ситуация меняется на глазах: в Сиверскодонецке ставка будет сделана не на консолидацию лишь юго-восточных элит, как это было в 2004 году, а на консолидацию по линии "донецкие – президентские". Уверен, что в Сиверскодонецке будет предпринята попытка заложить основу под такими политическими проектами: переформатирование коалиции в Верховной Раде, освобождение кресла премьер-министра от Юлии Тимошенко и вообще – переформатирование общеукраинского политического баланса с формата "Тимошенко плюс Ющенко против донецких" на "Ющенко-Балога плюс донецкие против Тимошенко".
- Глава президентской администрации Балога начинает строить под Ющенко новую партию, призванную объединить Восток и запад Украины. Каковы шансы этого проекта?
- Для этого необходимо вспомнить политический и жизненный путь Виктора Балоги. Он развивался как региональный "олигарх" и как "младший партнер" Виктора Медведчука – главная "точка опоры" СДПУ (о) в Закарпатье. Все стереотипы его политического поведения, мышления, все представления о политике сложились под влиянием Виктора Медведчука и СДПУ (о). Условно говоря, Балога – это Медведчук-light. А его партия "Гарт" или как они ее назовут – это СДПУ (о) – light.
Партия "Гарт" на данный момент – это классический пример админресурсной мертворожденной "партии сверху". Все подобные проекты – типа "Злагоды", блока "За єдину Україну", российского черномырдинского проекта "Наш дом – Россия" – могут быть успешными лишь при наличии многих условий, которых в балоговском случае нет и близко. Партстроители, моделирующие подобные проекты, любят вспоминать опыт "Единой России", но для этого, как минимум, надо иметь своего Путина.
- А деньги на проект Балоги будет давать Ахметов?
- Думаю, и он в том числе. Но деньги – это лишь одно из условий существования подобной партии. Главное – это энергетика и идеология, которой у этих людей нет и близко.
- Кто станет "фронтменами" этого проекта?
- Судя по всему, главной идеей этого проекта должна стать идея консенсуса элит Востока и Запада Украины. Поэтому главными лицами проекта должны стать на паритетных основаниях "донецкие" "ахметовского" разлива и ющенковцы, ненавидящие Тимошенко больше, чем Ахметова и Януковича.
- Янукович будет сам по себе?
- У него есть очень большая электоральная поддержка, есть поддержка в Москве (до сих пор некоторые обитатели Кремля считают его пророссийским), но кроме этого нет ничего. Ни собственных свободных денег на партию, ни оригинальных идей, ни ресурса политического выживания в оппозиции.
- Но если они с Ахметовым разойдутся, кто будет его финансировать? Фирташ? Москва?
- Если только это самому Фирташу будет нужно. С Москвой проще – часть российской политической элиты до сих пор готова покупаться на пророссийскую и антинатовскую риторику.
- А перспективы Партии регионов?
- В нынешнем виде – с Яуковичем и Ахметовым во главе – подозреваю, не очень хорошие. У каждой из сторон этой политической поляризации есть то, чего нет у другой. У Виктора Януковича есть узнаваемость, харизматичность, избирабельность, а также самое главное для политика качество – он "рос" на наших глазах. То есть на наших глазах он из провинциального губернатора превратился в премьер-министра, потом в кандидата в президенты, стал одним из главных лиц Оранжевой революции, потом ушел в оппозицию, потом снова стал премьером и т.д. На наших глазах с человеком происходили политические перипетии – из теории литературы известно, что это самая главная составляющая драматического произведения. В романах это называется "становлением героя", в кино-блокбастерах – "экшеном". Это намного важнее, чем смазливая мордаха или какие-то правильные заявления, которые близки избирателю. Еще раз повторяю: нам нравится политик, потому что он что-то делал. К примеру, Путин – "мочил в сортирах" во время второй чеченской войны, Ющенко – был жертвой несправедливости, потом – отравления, а не просто сельским бухгалтером, Тимошенко – не только "светила" косой, но сидела в тюрьме, принимала решения, отдавала вклады в "Сбербанке". В этом смысле Янукович, особенно без Кушнарева, для Партии регионов – человек уникальный, единственный и незаменимый. По крайней мере, в короткой перспективе, а на длительную можно вырастить альтернативных лидеров.
У Рината Ахметова и его людей этого нет, зато есть деньги, экономические интересы и опосредованное влияние на Виктора Ющенко.
- И Партия регионов не сможет себя реанимировать антинатовскими выкриками и блокированием трибуны?
- Это всё уже было, это никому неинтересно. Кроме того, это направлено прежде всего против Юлии Тимошенко как премьер-министра и против существующей в Раде коалиции. Съезд в Сиверскодонецке может стать импульсом для уничтожения существующей коалиции и создания "широкой коалиции" – "Наша Украина" плюс Партия регионов плюс Блок Владимира Литвина.
- Виктор Балога – закарпатский русин и поэтому он активно раскручивает эту тему. Как вы считаете, может ли он в этом контексте заговорить о федерализации Украины?
- Нет. Тема русинства не является в нынешних условиях основанием основанием для федерализации Украины.
Кстати, русины – это не этнос и не субэтнос: субэтносы – это гуцулы, лемки и бойки. На Закарпатье русинами себя, согласно последней переписи, называют чуть больше десяти тысяч человек. На данный момент есть проблема раскрутки этого сюжета, и есть проблема его нейтрализации. Чтобы его нейтрализовать, Киеву необходимо позиционировать русинов, как субэтнос. Но на данный момент у "русинства" появились спонсоры за пределами Украины.
Кстати, обратите внимание на количество и направленность сюжетов о Закарпатье в московской прессе и по российским телеканалам. Обратите внимание и на раскрутку фигуры ужгородского священника Дмитрия Сидора – главного идеолога политического русинства. Итак, русины – это попытка создать в XIX – начале XX века из украинских субэтносов гуцулов, лемков и бойков политическую нацию, альтернативную по своей идентичности галицким украинцам. То есть одних и тех же в этническом и культурном отношении людей – жителей Карпат и окрестностей – "национализовали" по разным схемам. Вот и всё. Разумеется, есть и важные исторические отличия: Закарпатье долгое время входило в состав Венгрии и в венгерскую часть Австро-Венгерской империи, там особая история с принятием христианства, там есть достаточно выразительная региональная идентичность. Но следует помнить, что первыми идеологами русинства стали венгерские помещики и земельные магнаты.
- Что вы думаете по поводу дееспособности нынешнего парламента? Пациент скорее жив, чем мёртв? И сколько ему осталось?
- По моему разумению, вероятность новых перевыборов – один к трем. Скорее всего, этот парламент в ближайшее время жить будет.
- По-вашему, Яценюк не может или не хочет заставить Верховную Раду работать?
- Думаю, договариваться надо не с Яценюком, а с Балогой, Ющенко и Ахметовым. А на месте Яценюка я бы обзавелся таким "матюгальником" – громкоговорителем на батарейках.
- Изменятся ли российско-украинские отношения после 2 марта?
- Пока принципиальных оснований для такого изменения я не вижу. Возможно, должны смениться элиты – и в России, и в Украине. Хотя, конечно, Дмитрий Медведев был одним из кураторов российско-украинских отношений в последние годы – он хорошо знает украинскую политическую элиту, погружен в эту проблематику. Думаю, у него есть ресурс для улучшения этих отношений.
- Как вы считаете, в России уже смирились с выводом Черноморского флота из Севастополя в 2017 году?
- Часть политиков – да, другая часть думает, как продолжить базирование, потому что альтернативы Севастополю в техническом и стратегическом плане нет на кавказском побережье у России нет. В Новороссийске неподходящие природно-климатические условия – ветер, неудобные бухты, очень плохая коммуникация.
- Украина и НАТО – точка бифуркации во взаимоотношениях уже пройдена или нет?
- Думаю, что нет, определенности в этом вопросе нет и в ближайшее время не будет. На саммите в Бухаресте ничего из ряда вон выходящего не произойдет.
- Почему не произойдет? Потому что об этом договорились США и Россия?
- Россия и США будут давить друг на друга косовской проблемой.
- И Россия сдаст сербов в обмен на невступление Украины в НАТО?
- Это некрасиво звучит, но можно это назвать и такими словами. Глобальная политика – это торг, поэтому Америке удобно иметь такой фактор, как угрозу принятия Украины в НАТО. Россию этим можно шантажировать вечно.
- Опять же, на днях после косовских событий в Москву приехали Сергей Багапш и Эдуард Кокойты, а главы Приднестровской республики не наблюдалось. Почему? Россия сдает ее Молдове?
- Все заявления руководителей России пока только об одном: признаний со стороны Москвы Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья в ближайшее время можно не ждать.
- Крымские татары могут воспользоваться косовской технологией? Может ли появиться крымскотатарская национальная автономия? Лидеры Меджлиса уже заявляют об этом. С другой стороны, не научит ли Косово украинских политиков осторожнее обращаться с Меджлисом, не заигрывать с ними?
- Для крымских татар признание Косово, разумеется, стало мощным катализатором. И не только для них.
- В чем разница между косовскими албанцами и крымскими татарами?
- В Крыму татар 13%, а в Косово албанцы уже в середине XX века уже составляли больше 50% населения. Косово – исторический центр Сербии, хартленд, где находятся православные святыни, и албанцы там с точки зрения истории – абсолютно чужие люди, они понимали, что берут чужое. А крымские татары в Крыму прожили как минимум 800 лет, именно эту землю считают своей единственной родиной, поэтому они считают, что имеют моральное право на автономию. Для них это мобилизующий фактор – татары культивируют историческую обиду и чувство реванша.
Так что Крым в некотором смысле – это очень чувствительный индикатор и для Украины, и для России, и для всего постсоветского пространства.
Юлия ВЕРБИЦКАЯ.
сайт "Крымское ЭХО"
http://www.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=603#603
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.