Гражданская война по имени "ахуЕльцин"
Сегодня ровно год, как ОН умер.
Помнится, тогда в Москве был плач и траур: все писали, как ужасно без НЕГО! Почти как Феофан Прокопович о Петре I – мол, восстань из гробех!
И лишь Константин Крылов и автор этих строк написали то, что думали. А думали жестко и жестоко.
Хотя потом в течение этого года мы с моими друзьями несколько раз в беседах приходили к выводу: да, конечно, ельцинское время – это было не наше время. Ни в плане возраста, ни в плане нашей социализации, ни в плане уничтожения всех ценностей и социальных структур – всеобщей деструкции и демодернизации. Но именно тогда мы ощущали пространство для развития. А теперь – нет.
Кстати, в последние недели из всех щелей и подполов повылазили герои 1990-х и во весь голос завели (как в свое время Александр I после убийства Павла I): при нем (Медведеве) всё будет как при ДЕДУШКЕ!
Знали бы они, как хочется всем нам – всему нашему поколению – настучать им по интерфейсу!!!
Жаль, что не знают...
23 апреля 2008 г.
+++++++++++++++++++++++++++++++++
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ПО ИМЕНИ "ЕЛЬЦИН"
На Страшном Суде я честно признаюсь, что ни разу за него не голосовал.
Что вместе почти со всем народом искренне ненавидел его и желал ему плохого, надеясь на оплошность хирурга.
И что в августе 1991-го ждал, когда его арестует бутафорский ГКЧП, а в октябре 1993-го – Руцкой с Макашовым.
Но, видимо, правы оказались те, кто считал, что он заключил вполне реальный договор с дьяволом, поэтому изо всех жизненных передряг ему удавалось блестяще выкручиваться. Бывший охранник утверждает, что политическая карьера Ельцина резко пошла в гору после того, как в 1991-м он, вдрызг пьяный, за рулем "Москвича", сбил насмерть человека. Исследователи биографии (Олег Давыдов, в частности) установили парадигму его существования: ошибка, кризис, спасение. Началось это с неудачного крещения, когда пьяный священник чуть было не утопил первого президента России в крещальной купели. Но родители вовремя спохватились, вытащили младенца и откачали. И так всю жизнь: сначала специально или по наитию он совершает ошибку, приводящую его одного либо тех, кем он руководит (группу одноклассников, однокурсников, Свердловскую область, Москву, всю Россию) к катастрофе, после чего чудесным образом спасается сам и еще изображает Моисея, выводящего свой народ из египетского плена. То есть вся жизнь как сплошные "шоковые терапии".
Нынче, когда он завершил земной отрезок своего пути, в информационном поле появился его гламурный двойник – "выдающийся политический деятель", "первый демократически избранный президент России", "Борис Благословенный". Он нам еще покажет!
Теперь говорят, что главное жизненное и политическое достижение Ельцина в том, что он не допустил глобальной гражданской войны.
Не знаю, как кому, но лично для меня восемь ельцинских лет – это была тотальная гражданская война – азартная игра не на вылет, а на уничтожение. Примерно как та карточная игра, в которую юный Борис играл с зеками на крыше мчащегося поезда: последней ставкой там оказалась его собственная жизнь. Но ему удалось отыграться. Увы, когда президент Ельцин стал играть в эту игру с народом России, каждый год проигрывало больше миллиона человек.
Интересно, бойня с танками при Белом Доме 3-4 октября 1993, когда по официальной версии было убито более 200 человек, а по неофициальной – более тысячи, – это не гражданская война? Или "спецоперация" в Чечне – это что-то иное? А залоговые аукционы? А ваучеры Чубайса? А реформы Гайдара? (Мое самое большое разочарование 1990-х связано с чудным писателем Павлом Бажовым, автором "Малахитовой шкатулки": как он мог породить такое чудовище – внука Егора?)
В категориях социальной философии ельцинская эпоха – это архаизация, демодернизация, социальный регресс, утверждение модели "зависимого развития", отказ от собственной цивилизационной идентичности.
В категориях политологии – это "ограниченный суверенитет", утеря статуса сверхдержавы, утеря геополитической субъектности, одностороннее разоружение, утверждение либерального фундаментализма в качестве "единственно верной" господствующей идеологии.
В категориях демографии – это депопуляция, вырождение, демографическая "яма".
Разумеется, было бы наивным винить во всем президента – он не был суверенным правителем: шаг влево, шаг вправо – и он бы вылетел со свистом. Ельцин – это харизматичный "интерфейс", за которым реальным уничтожением русского народа занимались весьма эффективные и образованные палачи – политики, бюрократы, экономисты, юристы. Если бы власть действительно принадлежала ему единолично, вряд ли он добровольно покинул президентское кресло. 31 декабря 1999-го ему просто надоело быть "интерфейсом", и это получился самый красивый уход в российской, а может и мировой политической истории: "Я ухожу в отставку".
Но роль "интерфейса" ему пришлось доиграть на собственных похоронах. До сих пор было не очень понятно, кто такой Путин по отношению к Ельцину: то ли его отрицатель и борец с последствиями ельцинизма, то ли преемник и продолжатель ельцинского "демократического дела". Похороны показали, что на этот вопрос есть два ответа: для России – первый, для Запада – второй, который с оружейными залпами на Новодевичьем кладбище и некро-шоу по всеми мировыми телеканалами.
Говорят, при Ельцине была свобода слова. Да, действительно, для Гусинского и Березовского была – они могли сколько угодно вести перестрелку из своих СМИ. Но что-то критичное по отношению лично к Ельцину, а тем более по отношению к существующей мясорубочной системе, могло существовать лишь в маргинальном формате. Самым известным таким "отстойником" была прохановская газета "Завтра" ("День") – кстати, несколько лет подряд Ельцина в ней называли не иначе как "ЕБН". Мои знающие друзья очень искренне советовали мне туда писать исключительно под псевдонимом.
Говорят, при Ельцине были свободные выборы. Правда, в этом уверены в основном те, кто считал деньги коробками из-под ксероксов. Лично мне в 1996 году казалось, что какие-то подонки схватили меня за ноги и периодически макают головой в уборную. Как считается, те выборы были сфальсифицированы – во втором туре таки победил Зюганов: российский Майдан мог случиться в 1996 году. Но при Ельцине, победителе Белого Дома, не случился. В Москве на стенах и в общественных туалетах появились надписи: "охуЕльцин", причем буква "Е" рисовалась в виде свастики. Слово "демократ" для двух поколений навсегда стало ругательным.
Императорские похороны первого демократичного президента вернули из 1990-х еще одну забытую при Путине идентичность: деление людей на тех, кто "за" ЕБН, и тех, кто "против". Если человек был олигархом, "новым русским", пиар-технологом, базарным торговцем, профессиональным киллером или валютной проституткой, его позиция "за" была логичной, понятной и удивления не вызывала: это именно ИХ президент. Но когда "за" был нищий учитель, изгнанный с военного завода инженер, превращенный в бомжа или брокера научный сотрудник, казалось, что вокруг дурдом: такие люди-нонсенсы лично у меня не вызывали ни капли жалости – в конце концов, каждый сам волен выбирать свое будущее. Или отсутствие такового.
Главный вред от Ельцина и ельцинизма – это даже не обнищание подавляющей части народа. Главный вред – это утверждение перевернутой, деструктивной, регрессивной системы ценностей, при которой общество не способно воспроизводить само себя. Ведь социальное развитие происходит благодаря ученым, инженерам, квалифицированным рабочим, крестьянам, а не благодаря олигархам, политтехнологам, имиджмейкерам, пиарщикам, проституткам и работникам сервиса. По слову Константина Крылова, Сталин – гуманист в сравнении с Ельциным: как-никак, первый принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой. Второй – наоборот. Это проклятие России, что премьер-министром в переходный период стал не человек из военно-промышленного комплекса, не из сферы высоких технологий, а представитель углеводородного лобби – Черномырдин. Именно тогда, в эпоху крайне низких мировых цен на нефть, Россия превратилась в одну огромную "трубу".
Алексей Митрофанов по поводу арестованного в Куршевеле миллиардера Прохорова недавно сказал, мол, да, в 1990-е в России велась гражданская война – между новыми "хозяевами жизни". И тот, кто в ней участвовал и умудрился выжить, заработал моральное и материальное право пить Шампанское "по штуке" за бутылку и содержать гаремы проституток. Тот же, кто отказался участвовать в этой войне, кто оказался убивать других, пускай теперь пеняет на себя и довольствуется опущенностью и беспросветом.
Но на самом деле, нас никто не спрашивал – хотим ли мы участвовать в гражданской войне, где приз – вовсе не гарем куршевельских б***, а собственная жизнь.
Нас просто поставили перед фактом – мордой в уборную.
Мы выжили – нам повезло.
Возможно, это и есть единственное чудо ельцинской эпохи?
(P.S. для украинских читателей)
И всё же Ельцин был почти как человек Ренессанса – массивный, масштабный, при этом прямой и искренний. Это лишь он мог такое сказать – мол, утром непременно надо думать – что ты сделал хорошего для Украины? Путин такого не скажет. И не сделает. Когда 31 декабря 1999 года умирающий ЕБН прощался с народом, свою речь он заключил словами: "Я хочу попросить у вас прощения". В таких случаях хочется сказать, мол, Бог простит. Или не простит. Ведь каждый имеет право рассчитывать на чудо и божье заступничество. Даже Ельцин.
Интересно, когда Ющенко, Янукович, Тимошенко будут изгнаны из политического процесса, хватит ли у них воли, силы, мужества попросить прощения у своего народа?
Или они не боятся Страшного Суда?
апрель 2007 г.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.