Битва за Полтавскую битву: кассетная бомба от РТР
Вчера вечером посмотрел по телеканалу "Россия" (РТР) новый документальный фильм "Полтавская баталия: 300 лет спустя" (автор – Алексей Денисов). Похоже, именно тот случай, когда не приходится печалиться о прекращении трансляции этого канала в Украине. Нет желания подробно разбирать увиденное – как с точки зрения исторической достоверности, так и с точки зрения теории и практики пропаганды. Сделано всё в лучших традициях РТР – альтернативных точек зрения нет и близко, дискуссии – нет, есть только идеологически "правильные" синхроны и надерганные действительно не очень адекватные цитаты – из украинского школьного учебника истории для какого-то класса, из книги некоего автора-москвофоба да из "шедевра" Юрия Ильенко "Молитва за гетьмана Мазепу", которые по мысли создателей фильма должны вызвать предельное возмущение зрителей (но мало ли на свете сомнительных, неадекватных и даже безумных книг?). И дальше весь фильм – заочная дискуссия с воображаемым оппонентом – коллективным "Мазепо-ющенком".
Даже мимолетное участие в фильме одной умной и хорошо известной в Украине дамы из СПбГУ Татьяны Яковлевой не добавило фильму диалогичности. (По поводу Т.Г. Яковлевой стоит сказать отдельно: в предпоследнем "Зеркале" есть с ней интересное интервью, в 2007 году в серии ЖЗЛ вышла ее книга о Мазепе и именно она нашла тот самый Батуринский архив, который Меншиков ровно 300 лет – почти день-в-день! – вывез из сожженного города. Но, разумеется, об этом архиве и участии Мазепы в строительстве Российской империи в фильме ничего не сказано – есть лишь оговорка: да, мол, натуральный подонок – посылал козаков на строительство Санкт-Петербурга. Зато со священным трепетом показали шляпу-треуголку, в которой Петр был на поле Полтавской битвы и куда попала шведская пуля. В фильме есть лишь один синхрон Т.Г. Яковлевой – о том, что уничтожение жителей Батурина – не уникальное явление для своего времени, что подобное делали и поляки с украинцами во время революции 1648 года – это, разумеется, чистая правда, о чем знают все историки-медиевисты.)
День города в Полтаве 23 сентября с.г. показан так, как будто Полтава – это концлагерь, в котором собраны генетические дегенераты, недочеловеки, пи***сы, уё***ки, умеющие только гадить на памятники "русскому оружию". Ну и вся эта "дружба" на экране – под музычку, кажется, "Ти ж мене підманула".
В одном месте авторы дали сбой и проговорились – таки-сказали о тактике "выжженной земли", которую придумал использовать Петр I по отношению к Украине (еще до уничтожения Батурина). Ну а потом они сокрушаются – почему, мол, гетман-злодей предал православного государя? Да, в самом деле, это сложнейший вопрос – один из самых сложных и роковых для всей украинской истории. Он требует комментариев исследователей с самыми разными взглядами. Если, разумеется, речь идет о поиске истины и преодолении тяжелых страниц "совместной истории". Но мы видим на экране не процесс поиска истины, а пропаганду перед уже обращенными.
Лично мне этот фильм показался предпоследним гвоздем в саркофаг российско-украинского гуманитарного диалога.
Со стороны официальной России подобный диалог становится немыслим: есть только монолог, причем, монолог технологически улучшенный, ведущийся на современном языке (в том же фильме о Полтавской битве было немного малобюджетной компьютерной графики). Но исключается даже намек на диалог.
Авторы фильма сокрушаются – мол, теперь поле Полтавской битвы находится в "другом государстве". Поэтому находчивые реконструкторы нашли выход – проводить военно-исторические шоу не под "вражеской" Полтавой, а в селе Великое Ярославской области, в бывшем имении петровского сподвижника Аникиты Ивановича Репнина.
Идея абсолютно креативная – за ней может последовать также "перенос" из "предательской" мазепинско-бандеровско-ющенковской Украины в петровско-сталинско-путинскую Россию Крещения Древней Руси, Крымской войны, Брусиловского прорыва и битвы за Киев. Ведь надо на чем-то тренировать телепатриотизм...
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.