22 червня 2009, 13:35

Александр Лебедев: Новая Ялта или Новый Куршавель? (''2000'')

Сегодня – беседа Владимира Ткача с известным российским общественным деятелем и предпринимателем Александром Лебедевым (газета "2000").

А также – ироническая пародия Владимира Ткача по поводу попытки некоторых олигархов превратить крейсер "Автора" в обычный бл***ник.


================================================================

Владимир Ткач, газета "2000"

- Когда мы готовили это интервью, В. С. Черномырдин завершил свою дипломатическую миссию в Украине. Его роль на этом посту по-разному оценивают и в Украине, и в России. Что вы думаете по этому поводу и какие у вас прогнозы относительно будущего преемника, тем более что в ряде версий называется и ваша фамилия?

- Во-первых, хочу подчеркнуть исключительно важную и для многих не совсем заметную роль, которую Виктор Степанович сыграл в последние годы в том, что российско-украинские отношения не попали в руки экстремистов как с одной, так и с другой стороны.



Его политический и хозяйственный опыт и личный авторитет обеспечивали тот уровень коммуникации и доверительного общения, который был единственно возможным в условиях, когда амбиции и эмоции многих, желающих порулить на дорожной карте российско-украинского цивилизационного пространства, доминировали и над геополитической логикой, и над здравым смыслом.

Не буду комментировать возможные кандидатуры его преемника, поскольку уже ранее высказывался по этому вопросу. Могу только подчеркнуть исключительную сложность задач, которые встанут перед новым российским послом.

Во-первых, происходит перезагрузка российско-американских отношений. И визит Барака Обамы в Москву, запланированный на июль, позволит определить новые геополитические тренды, с которыми придется считаться ведущим украинским политикам. Думаю, что именно тогда и будут определяться не столько персоны в российском и американском посольствах в Киеве, сколько широта стоящих перед ними задач.

Во-вторых, новому российскому (как и американскому) послу придется приступать к работе в условиях фактически стартовавшей президентской кампании в Украине. Тот факт, что Янукович и Тимошенко не договорились о создании широкой коалиции, говорит о том, что борьба будет исключительно острой, с очень разноликим составом участников. А это всегда увеличивает уязвимость от внешних дестабилизирующих факторов.

В-третьих, по мнению многих аналитиков, в ближайшее время мировую экономику может ожидать вторая волна глобального кризиса, которая потребует от дипломатов разных государств согласованных и ответственных решений.

Что же касается моей персоны, то за последние годы я достаточно убедительно показал, как социально ответственный бизнес может способствовать укреплению российско-украинского взаимопонимания, дополняя дипломатические и межгосударственные форматы. Когда бывает обидно не за себя, а за державы – как за российскую, так и за украинскую, – то вопросы финансов, экономической выгоды отходят на второй план.

Именно в этом аспекте у бизнеса возможностей намного больше, чем у дипломатов.

- Развивая эту тему, хочу обратить внимание на то, как в мае 2009 г. вы организовали в Крыму Вторые ялтинские чтения с участием очень серьезных ученых и политиков разных стран. В российских и украинских СМИ их содержательная тематика практически не обсуждалась. Как получилось, что основной резонанс вызвало участие в этом мероприятии Арсения Яценюка?

- В нашем пансионате "Море" мы уже не первый раз собираем серьезных ученых для дискуссий по важнейшим проблемам современности. Это своего рода пилотные проекты, направленные на подготовку того цивилизационного диалога, который мы называем Крымским Давосом.

На этот раз мы обсуждали глобальные проблемы в контексте экономического кризиса и российско-украинских отношений.

Мы направляли приглашения широкому спектру украинских политиков. Однако только Яценюк согласился принять участие в наших дискуссиях.

Хорошо понимая законы и российского, и украинского медиапространства, я не удивился тому, что меня сразу же начали обвинять в попытке лоббирования его политической силы.

- Сейчас в Украине полным ходом идет подготовка к президентским выборам. Депутаты определяются со сроками их проведения, постепенно формируется предварительный состав участников. Каковы ваши прогнозы и политические предпочтения?

- Мое постоянное внимание к событиям в Украине ни для кого не является секретом. И дело не только в том, что мне небезразлична судьба сотен миллионов долларов, которые я инвестировал за последние годы в украинскую экономику.

Политические процессы, происходящие в Украине, накладывают очень серьезный отпечаток на российскую внутриполитическую атмосферу.

Российский бюрократ черпает в украинском политическом хаосе источник своего авторитарного креатива.

Те лидеры киевского Майдана, которые разменяли уникальный исторический шанс народной поддержки на борьбу за чужую собственность, несут ответственность не только перед украинским народом.

Будучи российским гражданином, я никогда не участвовал и не буду участвовать в каких-либо политических проектах в Украине. Единственная моя миссия – содействовать расширению дискуссионной площадки для различных сил зарождающегося гражданского общества.

Именно в этом контексте я и занимаюсь разработкой концепции Новоялтинской инициативы.

Я поддерживал отношения с Леонидом Кучмой и когда он был президентом, и когда он стал простым гражданином и общение с ним перестало быть предметом политической моды или экономической выгоды.

В марте 2009 г. в Киеве я встречался с Кравчуком уже как с человеком, который имел политическое мужество по своей инициативе пойти на досрочные президентские выборы и с достоинством выслушать вердикт украинского народа.

Я помню Виктора Ющенко в качестве банкира. Мне и моим коллегам пришлось на себе ощутить последствия его президентства. Боюсь ошибиться, но думаю, что окажусь одним из немногих, кто готов будет принимать Ющенко просто как гражданина в рамках политических дискуссий Крымского Давоса.

"Любимые друзья" Майдана уже слегка подзабыли, как свои планы дележа чужой собственности они строили в том числе и в арендованном у моих фирм офисе на ул. Владимирской. По иронии политической судьбы я стал одним из первых объектов их "революционных" притязаний.

Пусть это остается на их совести. Ведь президент, каким бы он в итоге ни стал, – это всегда выбор народа, и народ разделяет с ним меру будущей ответственности за свою судьбу.

По моему мнению, главное право народа – это право изменить свой выбор, и политикам должно хватать мужества, чтобы это осознать.

Мне трудно сказать, руководствовались ли Янукович и Тимошенко этими аргументами, подписывая очередной приговор "широкой коалиции", но полагаю, что это право за украинским народом пока что сохраняется. Будет ли оно реализовано – это уже другой вопрос.

- Развивая вашу мысль, можно предположить, что такого права российские избиратели г. Сочи в апреле этого года были попросту лишены. То, что местная власть сняла вас как кандидата в мэры будущей олимпийской столицы 2014 года с избирательной гонки, – это боязнь открытой конкуренции в южной столице России?

-Речь действительно шла о конкуренции совершенно конкретных программ.

Когда я показывал, как буду строить в регионе доступное жилье; как предлагаю заключать публичные договора с избирателями; как буду формировать прозрачный городской бюджет с помощью муниципального интернет-портала и осуществлять с помощью веб-камер круглосуточный мониторинг строительства ключевых олимпийских объектов, то мне не могли ответить так, как Борису Немцову. Его обвинили в том, что он собирался продать нашу Олимпиаду ненашим южным корейцам.

Грузинские шпионы с украинскими паспортами и явками в интернет-кафе – это было бы политически смешно, если бы вполне серьезно не отражало вершину социального избирательного креатива моих кубанских политических оппонентов.

Кстати, многие идеи своей предвыборной программы я взял в том числе из наиболее интересных и конкретных украинских предвыборных муниципальных проектов. Поэтому, пользуясь случаем, хочу поблагодарить их разработчиков за очень интересные и современные идеи.

В последнее время мы все чаще вспоминаем, что главные беды России – это дураки и дороги. К сожалению, власть это замечает только тогда, когда местная дурь становится глобальной и сопоставимой по своим размерам только с российским бездорожьем.

Самый поучительный пример такого рода был недавно в Ленинградской области, когда лишившиеся работы и забастовавшие жители города Пикалево перекрыли федеральную автотрассу и гигантская пробка сравнилась по своим размерам с Украиной.

Чтобы решить эту проблему, специально прилетал Путин. Лечить решили радикально, с помощью национализации. Кому это должно помочь: жителям города или олигархам, свалившим все на кризис, – вопрос отнесем в разряд риторических.

Фамилия олигарха в особых рекомендациях не нуждается. Еще в прошлом году он гордо возглавлял российский список Forbes, из которого меня исключили за нежелание платить взносы на олигархический корпоратив...

- Мировой финансовый кризис ударил не только по экономике, но и по СМИ. Большинство медийных проектов стало убыточным. Потеря материальной независимости грозит драматически отразиться на свободе слова.

Возвращение государства в экономику сопровождается нарастанием тоталитарных тенденций в политической сфере. Насколько необратим этот процесс?


- Это очень тревожная тенденция последнего времени. Причем она не имеет границ. Мне как одному из учредителей "Новой газеты" и владельцу London Evening Standard приходится сталкиваться с этой проблемой и в Москве, и в Лондоне.

А ведь речь идет об очень серьезных и авторитетных изданиях, которые выполняют важнейшую социальную миссию и не должны оставаться один на один с жестокими рыночными реалиями. Тем более в условиях глобального кризиса.

Я последние годы активно поддерживал творческий и мужественный коллектив "Новой газеты", нашедшей свой формат борьбы с беззаконием, которое, увы, продолжает оставаться неистребимой частью противоречивых реальностей современной России.

В мае мы начали в Лондоне ребрендинг одной из старейших европейских газет, которая выходит с 1827 г. Мы не просто изменили ее название, добавив к Evening Standard название английской столицы.

Произошли изменения в редколлегии, начался новый диалог с читателем. Я на три года гарантирую лондонским журналистам свою финансовую поддержку, и мы надеемся за это время сообща построить новую и окупаемую медийную модель, способную конкурировать в главном финансовом центре мира.

- Проблемы, которые возникли в последнее время в медиасообщстве, вызваны не только глобальным экономическим кризисом. Существенно изменилось соотношение между телевидением, печатными изданиями, интернетом и их ролью в доставке информационных потоков потребителю. Насколько вы учитываете эти тренды в своих инвестиционных планах?

- Действительно, в последнее десятилетие происходит радикальное перераспределение роли и влияния различных медийных платформ.

Телевидение достигло максимума своего влияния (чуть больше 80% формирования взглядов аудитории) в самом начале XXI века, и в последние годы его роль начинает постепенно снижаться.

В прошлом году интернет-мессиджи по своей значимости сравнялись с влиянием печатных СМИ где-то в районе 40-45%-ной отметки. И сейчас мы наблюдаем ускорение динамики их устойчивого роста.

Что касается радио, то его аудитория существенно ниже, но более устойчива.

Поэтому я не ограничиваю свое внимание только сферой печатных медиа, о которых говорилось выше. Мы обсуждаем сейчас вопрос о запуске нового разговорного радио в формате бизнес-FM в Москве, поскольку правильное понимание причин и перспектив выхода из кризиса волнует очень многих.

Коллектив "Новой газеты" начинает поиск новых форматов работы в сети. Мы начали с видеоконференций и интерактивного общения со своими читателями.

Мы понимаем, что происходит формирование глобальных медийных платформ и ищем свои пути доступа к ним.

Одни называют это интернет-телевидением, другие – онлайн-версиями газет и журналов, в которых все большее количество авторов начинают вести свои видеоблоги и формировать тематические интернет-сообщества.

Я готов поддерживать те творческие коллективы, которые ищут свой способ общения с аудиторией, привыкшей смотреть на мир через формат своих мониторов.

Но я буду решительно выступать против того гламурного медиакреатива, с которым мне уже приходилось сталкиваться и в проектах "Московского корреспондента", и в пилотном проекте псевдобританского "глянца", о чем я не раз с сожалением говорил на страницах своего Живого журнала.

Я готов понять искреннюю ошибку, чего бы это мне ни стоило. Но я не приемлю дешевую сенсацию и недешевую ресторанную смету, которой пытаются прикрыть свои ничем не обоснованные медиапонты, а по сути – творческую импотенцию.

Говорят, что о вкусах не спорят, но мне кажется, что июньские прохоровские "пионерские зарницы" на борту крейсера "Аврора" – это поистине революционный прорыв "нашего", олигархическо-государственного партнерства в "Новый Куршавель".

- Вы ведете активную борьбу с российской бюрократией. Она не может простить вам иное видение "плана Путина", которое вы реализуете и в авиационных проектах своих авиазаводов и авиакомпаний; в строительстве действительно доступного жилья; в создании крупнейшего в Европе картофелеводческого хозяйства. Для них вы не субтропический "олимпийский менеджер", а "картофелевод-идеалист" из Нечерноземья.

Однако мало кто задумывается над тем, что еще большую угрозу вы представляете для разноцветных версий украинской бюрократии.

Достаточно взглянуть на построенный вами уникальный храм в Малореченске в Крыму на фоне долгостроя "Голодомора" на печерских холмах. А чего стоит завершенная реконструкция Театра им. Чехова в Ялте по сравнению с псевдогетманскими "недоделами", ваши переводы украинской политической классики на русский язык – самый неудобный ответ тем, кто, кроме языковых запретов, не в состоянии предложить обществу какие-либо позитивные идеи.


- При желании этот список можно продолжить. Потому что бюрократия всегда наднациональна. Еще классики говорили, что, как правило, о патриотизме начинают вспоминать тогда, когда проворовались.

Я думаю, что именно поэтому мне не давали и не дают реконструировать отель "Украина" над Майданом, поскольку он мог стать одним из символов обновленной страны, который я не собирался строить на привычных для них откатах.

То, что мне и моим коллегам удалось сделать за последние годы в Украине, было сделано вопреки тому бюрократическому сопротивлению, которое не поддается никакой общечеловеческой логике.

Мы построили (фактически с нуля) лучший курортный комплекс в Крыму – пансионат "Море". А вся история украинской курортной недвижимости последних лет – это сплошная череда переделов и рейдерских захватов.

Наши оппоненты не слушают даже классиков и продолжают зарабатывать не из прибылей, а воровать из убытков.

Я знаю, что в Украине ведется очень острый разговор о том, что произошло с финансами, которые вся страна собирала для "Больницы будущего". Я не понимаю, почему высшие должностные лица страны, которых этот скандал напрямую касается, не объяснят свою позицию обществу и не накажут тех, кто их по существу подставил.

Меня могут упрекнуть, что это внутреннее дело Украины и я не вправе давать советы как российский гражданин. Но вопрос состоит в том, что именно как социально ответственный российский гражданин я вместе с Михаилом Горбачевым построил за это время на благотворительные средства в Санкт-Петербурге детский онкологический центр им. Раисы Горбачевой.

На днях в Лондоне я проводил очередной (четвертый ежегодный) сбор спонсорских средств для этой программы.

На этот раз в мероприятии участвовали более 300 гостей из различных стран. С участием мэра Лондона Бориса Джонсона, супруги премьер-министра Сары Браун, Джоан Роулинг, Ванессы Рэдгрейв, Джонатан Рис Мейерс, солиста "Дюран Дюран" Саймона Ле Бона, владельца "Дейли Мэйл" лорда Ротемейера и многих других заинтересованных лиц всего за несколько часов на лечение детей было собрано более 1,7 млн. фунтов стерлингов.

Поверьте, ни один из них не задержится на банковских депозитах и не попадет на вознаграждение вездесущих менеджеров, способных "творчески освоить" даже деньги последней надежды...

Поэтому моя совесть чиста: и перед детьми, и перед общественностью...

- Мы неоднократно обсуждали тему Новоялтинской инициативы. Она позиционируется как нечто отличное от традиционного швейцарского Давоса и Санкт-Петербургского экономического форума. В ней присутствует и научно-практическая, и культурологическая составляющая. Какие шаги на этом пути вы собираетесь предпринять в этом году?

- Прежде всего в сентябре в Ялте и Алуште мы будем проводить наши Чеховские мастер-классы, которые уже становятся традиционными.

Пока что это моя личная инициатива, поддержанная рядом известных актеров, сценаристов и режиссеров мирового уровня.

Но мне бы очень хотелось рядом с собой в зале отреставрированного Театра им. Чехова видеть и российских, и украинских, и зарубежных меценатов, готовых разделить со мной нелегкое бремя поддержания лучших культурных традиций.

Я понимаю, что время инвестиций в культуру далеко не самое лучшее.

Насколько мне известно, на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в этом году общий объем заключенных контрактов исчислялся несколькими миллиардами долларов, в то время как в прошлом году, накануне кризиса, объем подобных сделок превысил 14,6 млрд. долларов.

Я считаю, что в нынешнем глобальном мире гораздо востребованнее становятся не столько экономические, сколько цивилизационные форумы. В этом смысле мне ближе мероприятие в рамках программ "Альянса цивилизаций", который проводился весной в Стамбуле.

На майской встрече в столице Казахстана Астане премьер-министр Украины Юлия Тимошенко пригласила лидеров стран СНГ встретиться в Ялте в ноябре 2009 года. Примерно в те же дни будет отмечаться 20-я годовщина падения Берлинской стены, что фактически подвело черту постялтинской конфигурации послевоенной истории Европы.

Мы сейчас думаем о том, каким должен быть диалог политиков, экономистов и бизнесменов, направленный на формирование нового типа восточноевропейского единства, который мог быть проведен в эти же даты в Ялте.

По моему убеждению, предложенный Европой формат "Восточноевропейского партнерства" – по существу хорошая и толерантная мина, заложенная руководством ЕС в ту геополитическую игру, которая ведется за пределами новой линии Керзона. По существу речь идет о том, как скрасить ту горькую пилюлю, что в полноценном формате Украину в Европе никто уже не ждет.

Поэтому мы сообща должны вырабатывать новые конфигурации европейского единства. Хотелось бы верить, что наша Новоялтинская инициатива станет оптимальной дискуссионной площадкой для поиска идей и людей на этом пути.

- В последние месяцы единственные политики, которые нас продолжают по-настоящему радовать, – это украинские и российские футболисты. Вы стали официальным перевозчиком футбольной сборной России. Думаю, что это отличная реклама и новейшему лайнеру Ту-204-100, и вашей авиакомпании Red Wings. Есть ли у вас какие-то идеи относительно украинской футбольной сборной и авиалайнера Ан-148, который выпускается в том числе и на вашем авиазаводе в Воронеже?

- Я уверен, что лучшего взаимопонимания народы достигают во время общих побед и закаляются общими поражениями.

Нам необходимо не выжигать каленым железом те непростые периоды нашей общей и драматической памяти, а предоставить времени как самому мудрому учителю возможность по очереди говорить нам то, к чему мы с вами будем готовы.

Если нас сейчас может объединить язык футбола – давайте говорить на этом языке.

Думаю, что среди спонсоров украинского футбола найдутся желающие, с участием которых мы могли бы совместно изготовить специальный самолет Ан-148, полеты на котором помогали бы украинской сборной побеждать.

Пока нас с вами пытаются научить враждовать даже по мелочам, у нас становится все меньше общего будущего. А новые друзья не всегда бывают до конца бескорыстны и деликатны.

Весной 2009 года моя европейская авиакомпания Blue Wings была лишена в Германии лицензии под совершенно надуманным предлогом. В своих письмах немецкому руководству я прямо указал, что эти решения лоббировала Lufthansa, для которой я являюсь конкурентом как акционер "Аэрофлота" и двух low cost авиакомпаний.

Лицензию вернули, но за время вынужденного простоя я не только потерял финансы – на моих маршрутах начали летать дочерние фирмы крупнейшего немецкого авиаперевозчика.

Одна из них начала обслуживать новые рейсы из Германии в Украину, которые я планировал использовать в том числе и для Крымского Давоса.

Борьба за Евро-2012 уже началась. Поэтому давайте дружить хотя бы футбольными домами. А финал нас рассудит. Хотелось бы, чтобы он всегда оставался только футбольным и с нашим участием.

Владимир ТКАЧ

газета "2000"

================================================

Владимир ТКАЧ

Что тебе снится, крейсер Аврора?

Как тебе спится, крей-Сэр "Аврора"?

муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского

Дремлет притихший северный город,

Низкое небо над головой.

Что тебе снится крейсер Аврора

В час, когда утро встает над Невой?

Что тебе снится крейсер Аврора

В час, когда утро встает над Невой?


Dream-лет позором Питерский Форум

Бледные ночи висят над трубой...

Как тебе спится крей-Сэр "Аврора"

С Post-креативной гламурной судьбой.


Может ты снова в тучах мохнатых

Вспышки орудий видишь вдали?

Или, как прежде, в черных бушлатах

Грозно шагают твои патрули?

Или, как прежде, в черных бушлатах

Грозно шагают твои патрули?


Бежали на мостик за "ледями" сэры

А бренд КурвЩавеля летел к нам с Орли.

В шутовских бушлатах дрожат "Пион-Эры"

С "Рублями" "Шнур...яли" твои "патрули"


Волны крутые, штормы седые -

Доля такая у кораблей.

Судьбы их тоже чем-то похожи,

Чем-то похожи на судьбы людей.

Судьбы их тоже чем-то похожи,

Чем-то похожи на судьбы людей.


Судьбы крутые, WASPы седые

Нью-Васюки заждались кораблей.

БогЪ собирал за заслуги былые

Меченых "Форбсом" новейших "царей".


Ветром соленым дышат просторы.

Молнии крестят мрак грозовой.

Что тебе снится крейсер Аврора

В час, когда утро встает над Невой?

Что тебе снится крейсер Аврора

В час, когда утро встает над Невой?


Столь...ный Романов, ценитель фарфора...

Здесь эпигоны с той же судьбой...

Огонь по штабам?!, ну, а крей-Сэр "Аврора"?...

У них... "шапито". Над проГАЗшей Невой.


Что тебе снится крейсер Аврора?

Как тебе спиться крей-Сэр "Аврора".



фото: "КоммерсантЪ"