24 липня 2009, 14:06

ЯСКРАВІ ВРАЖЕННЯ (9). Конотопская битва-350: как и зачем это было

За последние годы Ющенку все уши прогудели – мол, почему Украина отмечает / празднует только дни "скорботы" и "сумни роковыны"? Почему президент по всей стране ставит только черные кресты и транслирует на народ исключительно негативную энергию? Что за Дракула такой? Почему думает только о мертвых из прошлого, но не думает о нерожденных из будущего?

Этот вопрос несколько лет оставался без ответа, пока гуманитарные идеологи Ющенко не дождались 350-летия битвы под Конотопом. "Уж тут отпразднуем победу – мало никому не покажется!", – решили они и организовали шоу, на котором недавно (июля, 11 числа) и мне довелось побывать, хоть меня туда, разумеется, никто не звал (кроме моих друзей). Мне было интересно туда съездить – тем более, что несколько раз за последнее время доводилось комментировать события вокруг 350-летия Конотопской битвы – по 5 каналу, по какому-то радио и для нескольких российских и украинских изданий.

Сам я никогда прежде в Конотопе не был, хотя проезжал через него много-много раз. Помимо "Конотопской ведьмы" Квитки-Основьяненко и конотопской принцессы Натальи Витренко, сходу никого больше вспомнить не смог. Разве что, когда я учился в университете, мне нравилась одна однокурсница из Конотопа, но не взаимно. Поэтому быстро разонравилась. Хорошая была девушка, но тормозила по жизни. Да и ее планы были ориентированы по маршруту Конотоп – Москва – Нью-Йорк (Лондон, Берлин, Швейцария).

Ну и зря – ведь в Конотопе (всего лишь райцентре!), как оказалось, ходят настоящие трамваи – на всех приезжих это производит неизгладимое впечатление!





Также Конотоп фигурирует в гадком стихотворении Иосифа Бродского об Украине. Думаю, Бродский премало удивися, узнав о Конотопской битве.

То не зелено-квитный, траченный изотопом, -

жовто-блакытный реет над Конотопом,

скроенный из холста, знать, припасла Канада.

Даром что без креста, но хохлам не надо.

Гой ты, рушник, карбованец, семечки в полной жмене!

Не нам, кацапам, их обвинять в измене.


Мне кажется, что абсолютное большинство проконотопских (например, ЭТОТ) и антиконотопских (например, ЭТОТ и ЭТОТ) комментариев на тему 350-летия абсолютно уродские – разумеется, если их рассматривать с точки зрения здравого смысла, адекватности и исторической науки, а не с точки зрения теории и практики пропаганды (хотя и в пропагандистском отношении подобные писания имеют успех лишь благодаря неведению, доверчивости, а иногда и тупости читателей). Здравый взгляд демонстрирует санкт-петербургский историк Татьяна Яковлева (СМОТРЕТЬ ТУТ).

Итак, по поводу Конотопской битвы.

Я не стану хаять Ющенко, подобно всем российским комментаторам этого действа и значительной части украинских. Но и хвалить его не за что.

Я не хочу высказывать своего отношения ни к самой Конотопской битве, ни к ее 350-летию.

Скажу лишь, что мне крайне неприятно, когда православные люди (к тому же в союзе с мусульманами и католиками) убивают православных. Даже если те, кого убили, пришли на место своей смерти, чтобы убивать других православных.

Также мне не нравится, что в Конотопской битве украинские козаки воевали с обеих сторон – не хочется думать, что такая вот "Руина" – это вечная карма Украины.

Ну и, в общем-то, именно после Конотопской битвы начинается "Руина" в узком смысле термина.

Гетман Иван Выговский мне никогда не был симпатичен (я всегда любил Ивана Сирка), хотя логика его поступков вроде бы понятна. Кроме того, "Гадяческая угода" (именно в гадяческой, а не "сеймовой" редакции) – выдающийся политико-правовой документ середины XVII века, как бы это не нравилось нашим историкам и пропагандистам (за исключением Татьяны Яковлевой, которая написала по ней целое исследование).

Кстати, вот как начинается поэма (роман у віршах) Лины Костенко "Маруся Чурай":

Влітку 1658 року Полтава згоріла дощенту.

Горіли солом'яні стріхи над Ворсклою.

Плавились бані дерев'яних церков.

Вітер був сильний. Полум'я гуготіло.

І довго ще літав над руїнами магістрату

легенький попіл

спалених паперів -

всіх отих книг міських Полтавських,

де були записи поточних судових справ.

Може, там була і справа Марусі Чурай?

Може, тому і не дійшло до нас жодних свідчень про неї,

що книги міські Полтавські "през войну,

под час рабовання города,

огнем спалени"?


То есть, получается, именно благодаря Ивану Выговскому и союзным ему татарам сгорела – вместе с полтавским магистратом – и "справа" Маруси (Марины) Чурай про умышленное отравление козака (скажу честно: одно из самых моих больших несбыточных желаний в жизни – прочитать ту самую "справу").

Ну а логика и архитектоника всех московско-украинских конфликтов одинакова – что в середине XVII века, что в начале XXI: Москва (т.е. прежде всего российская власть как консолидированный моносубъект, но не Великороссия как страна и народ!), которая ощущает себя единственным возможным центром принятия стратегических решений, не рассматривает Украину в качестве субъекта, а украинскую элиту – в качестве договороспособной стороны.

Поэтому единственно возможная модель построения российско-украинских отношений с российской точки зрения – вертикальная, субординационная, основанная не на договоре, а на вассальной зависимости и "присяге" Украины.

Но с точки зрения самой Украины единственно возможная модель отношений – горизонтальная, координационная, договорная, основанная на субъектности обеих сторон.

Российская власть не воспринимает такой постановки вопроса, украинская чаще всего вообще не является субъектом – ее отдельные группировки готовы порвать друг друга, как минимум, на британский (но чаще именно на украинский) флаг.


Говоря о Конотопской битве, стоит отметить один крайне важный практический и вполне актуальный аспект (остальные аспекты, о которых мы говорим, – Выговский, Трубецкой, сколько участвовало москвичей, татар, поляков и сербов, – умозрительные и оценочные): речь о научном археологическом исследовании территории, на которой разворачивалась битва. Пользуясь тем, что об этой битве при советской власти предпочитали не вспоминать, различные мародеры-гробокопатели там расплодились ну просто как слизняки прошлым или щипалки нынешним летом!

Итак, вот что мы увидели под Конотопом – в гетманском селе Шаповаливка и его окрестностях 11 июля.



Тут была битва...



350-летие Конотопской битвы было не так подробно подготовлено, как 300-летие Полтавской, но Ющенко оно явно милее – туда он приехал. В Полтаву – нет. На то была серьезная причина – какой-то очередной съезд его почти умершей (вместе с его собственным рейтингом) партии.



По тому, как его там охраняли, я сделал вывод, что он уже давно и всеми рассматривается типа как дважды хромая утка.



Местные научили меня, что невыразительные люди в серо-белых "штанях" – это сотрудники Сумской ОДА.



Никакой реконструкции битвы не было и близко, но было интересное конное, а потом и концертное шоу.

Разумеется, началось всё с президентской "политинформации", однако в последнее время его историософские монологи вполне форматны – длятся меньше часа и иногда даже небезынтересны.




Пик моих восторгов – это когда на сцене выступало уникальное трио "Золоті ключі" с Ниной Матвиенко и вдовой Ивана Миколайчука.



Ну и удивительный реставратор стародавней музыки Тарас Компаниченко (старосвитская бандура).



Балалаечники "с" Луганска (ансамбль почему-то называется "Київська Русь", хотя во времена Киевский Руси Луганщина именовалась "Диким Полем")...





Замечательное ноу-хау: на этом гульбище каждый район Сумской области был представлен "козацьким куренем" – целой старосветской усадьбой с интерьерами и народными ремеслами.





Понятно, что хотели персонально угодить Ющенко, но сама идея – в точку!






Вона как!



Издалека я подумал, что это переделанный Ленин. Вблизи оказалось, что самый что ни на есть новодельный Выговский.



Характерно выглядит памятник, посвященный победе под Конотопом: сабли вниз, разрубленный щит. Это всё означает что угодно, но только не триумф и не победу. Это означает – обманутые надежды и нереализованные возможности.

Пожалуй, над Виктором Андреевичем Ющенко таки действительно тяготеет какое-то невероятное заклятие – как и над гетманом Иваном Выговским.

Оранжевая революция в чем-то похожа на Конотопскую битву. И даже не составом противоборствующих сил, а тем, что ни в 1659 году, ни в 2005-м ни Выговский, ни Ющенко не сумели воспользоваться преимуществами, которые им обломились. Они оба тактические выиграли – каждый свою битву, но стратегически проиграли – каждый свою войну. И тогда, и сейчас Украина погружается в Руину.

И только хочется Ющенко отпраздновать какую-нибудь победу – как вдруг повсюду кресты и погребальный звон...

А из Конотопа мы с большими приключениями поехали на еще одно кладбище исторических надежд и возможностей – в Батурин...




(Окончание следует.)



P.S.

Щиро дякую п. Андрієві Л. за те, що позичив мені в Конотопі фотоапарата.

P.P.S.

Щиро вибачаюся перед тим приблизно півтора десятком моїх знайомих та друзів, кого змусив так довго чекати цього тексту та своїх вражень про Конотоп – ще аж з 11 липня.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.