28 листопада 2009, 10:13

СЕМЬ ДНЕЙ РЕВОЛЮЦИИ (7). Как политики из прошлого завалили своими тушами дорогу в будущее (+Голодомор)

День седьмой, август-2006: Дорога на кладбище иллюзий

НЕНАВИСТЬ ВТРОЕМ, ИЛИ КАК ПОЛИТИКИ ИЗ ПРОШЛОГО ЗАВАЛИЛИ СВОИМИ ТУШАМИ ДОРОГУ В БУДУЩЕЕ


У гениального Тараса Шевченко есть одна небольшая загадочная поэма, написанная в казахских степях, – "У тієї Катерини":

У тієї Катерини

Хата на помості,

Із славного Запорожжя

Наїхали гості.

Один Семен Босий,

Другий Іван Голий,

Третій славний вдовиченко

Іван Ярошенко.

"З'їздили ми Польщу

І всю Україну,

А не бачили такої,

Як се Катерина".




Харизма этой особы оказалась настолько зубодробительной, что все трое тут же кинулись искать у нее взаимности. Но хитрая Катерина подсуетилась и объявила что-то типа тендера:

Катерина задумалась

І третьому каже:

"Єсть у мене брат єдиний

У неволі вражій!

У Криму десь пропадає;

Хто його достане,

То той мені, запорожці,

Дружиною стане".


В результате карательно-освободительной экспедиции в сопредельное государство (Крымское ханство) по освобождению Катерининого брата, такого себе "рядового Райяна" (скорее, Раяненко или Раянчука), один соискатель сердца стервозной девицы утопился – где-то в районе Херсона. Другого "басурманы" посадили на кол на центральной площади города Гизлёв (Евпатория) Автономной республики Крым (теперь это набережная им. Валентины Терешковой).

Третій, Іван Ярошенко,

Славний вдовиченко,

З лютої неволі,

Із Бакчисараю,

Брата визволяє.


По идее, тендер выигран – теперь все выжившие герои должны быть премного счастливы, благодарны друг другу и думать только о хорошем. Их жизнь удалась – как в тупом рекламном телеролике. А героический Иван Ярошенко уже мог расслабиться в ожидании первой брачной (или добрачной) ночи с соблазнительной красавицей.

Если б они хоть на секунду могли представить себе все превратности судьбы!...

Заскрипіли рано двері

У великій хаті.

"Вставай, вставай, Катерино,

Брата зустрічати".

Катерина подивилась

Та й заголосила:

"Це не брат мій, це мій милий,

Я тебе дурила..."

"Одурила!..." – І Катрина

Додолу скотилась

Головонька... "Ходім, брате,

З поганої хати".

Поїхали запорожці

Вітер доганяти.

Катерину чорнобриву

В полі поховали,

А славнії запорожці

В степу побратались.


В принципе, этот текст о том, что женщине лучше не интриговать против мужчин, что два мужика всегда объединятся против дамы и в лучшем случае просто порубают ее на куски. А если дама, к тому же, превосходит их в каких-либо специфически мужских качествах – например, в воле и энергетике, если она быстро соображает и бьет наотмашь (разумеется, не кулаками), то, скорее всего, устроят ей вендетту.

Текст о том, что чувство мужского братства, мужской солидарности намного сильнее и действеннее любви к женщине. Ведь, насколько известно из структурной антропологии, государство рождается именно из мужского союза.

Если конкретнее, то этот шевченковский текст – о Викторе Ющенко, Викторе Януковииче и Юлии Тимошенко – том самом то ли "бермудском", то ли любовном треугольнике украинской политики. Впрочем, непросто понять – это "любовь втроем" или "ненависть втроем"?

Если б Тимошенко не вытащила Виктора Андреевича в ноябре 2004-го за, как выражались в древнерусских хрониках, "тайные уды" на Майдан, а в спину не подталкивала бы своей красной гитарой Марийка Бурмака, мол, "Ющенко, не бійся жити!", а также Пономаревы и "Гринджолы", Вакарчуки и Видоплясовы, никакой бы Оранжевой революции не случилось.

Казалось, идеальнейшая пара в современной украинской политике – это Тимошенко и Ющенко: они замечательно дополняют друг друга как женщина-сверхчеловек и мужчина противоположного качества. Как огонь и вода, как Инь и Янь, хотя кто из них Инь, а кто Янь – вопрос не из легких.

Трогательная юродивая баба Параска чуть было окончательно не лишилась рассудка, когда после отставки кабинета Тимошенко оказалось, что "батько" и "маты" разошлись. Хотя, на самом деле, Ющенко с Тимошенко по отношению к народу были больше похожи не на "родителей", а на старших брата и сестру.

Теперь они могут позволить себе говорить друг о друге всё, что думают. А ведь раньше, подобно Пугачевой и Киркорову, были обязаны по законам жанра на публике лишь томно улыбаться друг другу. Вот она назвала его странный "Універсал національної єдності" "на 90% собранием банальностей". Он назвал ее чем-то вроде "базарной бабы", хотя, пожалуй, она – едва ли не единственная из украинских политиков-женщин, кто никогда не представал публично в образе базарной торговки.

Увы – слабые мужчины истерично реагируют на сильных женщин и с подчеркнутым почтением относятся к сильным мужчинам.

Вне всякого сомнения, политическая "любовь" двух Викторов могла состояться и в ноябре-декабре 2004 года, причем как в формате Янукович – президент, Ющенко – премьер, так и в формате Ющенко – президент, Янукович – премьер.

Поэтому Ющенко подсознательно тяготел к тому, чтобы опереться на Януковича против Тимошенко. Он, как минимум, четыре раза возвращал его из политического небытия или полубытия.

Первый раз – когда в октябре 2005 года без какой-либо необходимости подписал с ним Меморандум – чтобы премьером избрали Еханурова. Второй раз – когда "Наша Украина" интриговала по поводу создания парламентской коалиции и с БЮТ, и с Партией регионов одновременно. Третий раз – когда в ночь на 3 августа внес кандидатуру Януковича в Верховную Раду. Четвертый раз – когда согласился на правительство, в котором не оказалось вице-премьерского места даже для какого-нибудь Порошенко – хотя бы для сохранения собственного политического лица. Впрочем, через некоторое время президенту, судя по всему, будет указано его реальное место. Не в смысле, что у параши, а в Конституции парламентско-президентской или даже просто парламентской республики.

Хотя, разумеется, Ющенко нужен Януковичу, Ахметову, Клюеву и всем "донецким" как щит, как "прокладка" в отношениях с Западом – с ЕС, США, ВТО. Пожалуй, "под Ющенко" "донецкие" даже могут согласиться на изменение Конституции – чтобы президент избирался не всенародно, а в Верховной Раде, и чтобы он игрался в "почетное президентство" еще пару сроков.

Пока ющенковские "любі друзі" в течение полутора лет праздновали победу Оранжевой революции, а также грызлись и пытались друг друга выкинуть из актуальной реальности на политическую свалку, "донецкие" не без успеха занимались наращиванием собственной конкурентоспособности, причем не только в области бизнеса, информационных ресурсов, украинского языка, пиара и имиджа своих "фронтменов", но и в духовной сфере. Они привлекли на свою сторону определенное количество молельников за Православное Отечество Малороссийское – монахов, чья основная деятельность – не строительство монастырских зданий и не попрошайничество, а глубокая молитва и "умное делание". Много ли монахов, относящихся к канонической православной церкви, да и к греко-католической, молились за президента Ющенко и его политику уже после революции? За президента, чьи специфические "экуменические молитвенные шоу", особенно в соборе Св. Софии, приводили в ужас даже либералов, агностиков и атеистов.

Поэтому немалое количество православных людей восприняли то, что произошло в ночь на 5 августа (частичное избавление от правителя с сомнительной религиозной идентичностью), день памяти Почаевской иконы Божией Матери, как Промысел Божий. Пусть даже проявившийся посредством крайне сомнительных поступков (шантаж президента по поводу газа, два предательства, политическое самоубийство) и несимпатичных людей, часть которых – с криминальным прошлым или настоящим.

Украина Ющенко – это почти УНР, которая решила отказаться от армии, это почти УССР Кравчука, которая без борьбы сдала ядерное оружие Америке и России. Ющенко – это Винниченко, Грушевский и Скоропадский в одном флаконе. Но не Махно и даже не Петлюра. Он и его "друзі" лишили Украину эсхатологической перспективы. Разумеется, не тогда, когда премьером стал Янукович, а намного раньше.

Ведь главный смысл Майдана и Оранжевой революции состоял, на самом деле, в том, что перед Украиной впервые за долгие века открылась эсхатологическая перспектива исторического развития, что стала возможна субъектная политика, то есть позиция "кто с нами?" вместо традиционного "с кем мы?". Впервые "маленькие украинцы" преодолели свое "хатоскраевство" и генетический страх перед властью.

Однако Ющенко и его режим перетолковали и брутально извратили все эти достижения Майдана, подменив их банальной, существовавшей еще при Кучме "евроатлантической интеграцией" и пропагандой в школах и институтах НАТО как венца развития человеческой цивилизации.

Хотя, на самом деле, показателем "европейскости" и "евроинтеграции" Украины является вовсе не соответствие критериям ЕС и НАТО, не вероятность вступления в эти союзы, а количество мужчин-политиков, с умилением смотрящих по телевизору гей-парады и морщащихся при слове "пидарас". Ведь именно это, а не гуманизм и толерантность, является в современном мире основным критерием "европейской политики".

Ну, а о Майдане и о том, что Оранжевая революция – лучший период в жизни, о чем так любили говорить многие украинцы на протяжении последних полутора лет, теперь, при ющенковском премьере Януковиче, предпочитают не вспоминать и даже не думать. Примерно как те наивные люди, кого какие-нибудь проходимцы "развели" на элементарный наперсточный лохотрон, многоуровневый сетевой маркетинг, "МММ" или "Элиту-Центр", никому об этом стараются не говорить: вроде бы неловко выставлять себя простаками.

Самое гнусное в украинских мужчинах-политиках – это то, что чаще всего они ведут себя не как мужчины. Цена их слов – нулевая. Но когда на их пути встречается политик-женщина, готовая играть по мужским правилам, они вдруг становятся не противно-учтиво-галантными (как все советские мужчины в день 8 марта), а самими что ни на есть "настоящими мужиками" – принципиальными, стойкими, бескомпромиссными, самоотверженными, сплоченными. Разумеется, сплоченными и самоотверженными против женщины-"выскочки".

Впрочем, если говорить о Юлии Тимошенко, то она сама виновна во многих своих бедах и горестях.

Во-первых, нельзя эстетизировать, популяризировать и публично смаковать свои победы над мужчинами, особенно над "альфа-самцами", каковых в политике как нигде много, – они этого не прощают.

Во-вторых, она оказалась неплохим тактиком, но неэффективным стратегом.

В-третьих, две вышеозначенные проблемы привели к третьей: она оказалась Аникой-Воином, одиночкой: среди ее сторонников оказалось крайне мало весомых и значимых политических фигур. Не в последнюю очередь потому, что таковые могли согласиться лишь на "горизонтальный" (координационный) тип политических отношений, но не на "вертикальный" (субординационный). "Альфа-самцы" не очень любят, когда их "строят".

В реальном политическом процессе для нее места почти не осталось – разве что стать "буффонадной вечной революционеркой" – второй Витренко, либо "буффонадным разоблачителем" – вторым Григорием Омельченко, либо "буффонадной интеллектуалкой" – второй Инной Богословской. К слову, тимошенковский проект "Ідеальна Країна" уж очень сильно напоминает богословский проект "План розвитку країни": те же бесконечные "кадровые конкурсы" по Интернету, то же желание бесплатно мобилизовать интеллектуалов, та же попытка объединить и привлечь на свою сторону средний класс, та же установка сознания на "рационализированное чудо".

Да, Тимошенко – самый настоящий венчурный политик (по аналогии с венчурным бизнесом – рисковым, но ориентированным на внедрение инновационных проектов). То есть, ее политическое поведение имеет высокую долю риска и непредсказуемости, вероятны пролеты или недолеты, однако высока и динамика – возможна реализация высокотехнологичных прорывных проектов политической и социальной модернизации. И еще у нее есть вероятность оказаться хотя бы человеком из настоящего. О людях из будущего в нынешней Украине даже как-то смешно говорить – дорога к украинскому будущему завалена тушами политиков из прошлого.

Теперь Юлия Тимошенко обладает колоссальным электоральным ресурсом, но как-то им воспользоваться, что-то с ним сделать она сможет лишь в случае новых выборов, нового системного кризиса или нового Майдана. Поэтому пока ей остается только ждать. Ждать и готовиться. К новой жизни.

Она сейчас – почти как чеховская Соня из "Дяди Вани", когда произносит свой известный монолог в конце четвертого действия. Кстати, в этой гениальной пьесе именно в тот момент и наступает катарсис. Именно тогда зрители плачут. Если, конечно, режиссер не идиот и актеры обладают хотя бы минимальным артистизмом. Ну и, разумеется, если не идиоты сами зрители.

Чеховский текст выглядит так (специально для Юлии Тимошенко):

"Что же делать, надо жить!

Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем, и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой – и отдохнем. Я верую, дядя, верую горячо, страстно...

Мы отдохнем!

Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую...

Бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь... Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди... Мы отдохнем... Мы отдохнем!

Мы отдохнем!"


После Сониного монолога у Чехова стоит ремарка: "Занавес медленно опускается".

Так и есть: после избрания Януковича премьер-министром можно констатировать, что Оранжевая революция окончательно завершилась.

В современной Украине осталось, пожалуй, лишь два человека, способных опускать или поднимать политический "занавес". Разумеется, не Ющенко и не Янукович. Не Азаров и не Порошенко. А депутат от Партии регионов Ахметов Ринат Леонидович и депутат от Блока Юлии Тимошенко Тимошенко Юлия Владимировна.

Интересно, какая пьеса будет следующей: комедия, трагедия, фарс, мистерия, драма, мелодрама?

Зрители уже готовы плакать.

Post Scriptum.

За последнее время я перестал вспоминать Майдан, перестал обсуждать с московскими друзьями Оранжевую революцию, перестал слушать песни окончательно повзрослевшей Марии Викторовны Бурмаки.

На мой почтовый ящик больше не приходят удивительные экзистенциальные "хокку" от неизвестных рассыльщиков-спаммеров, личности которых мне так и не удалось установить.

Однако утром 3 августа, после того, как Ющенко объявил о премьер-министре Януковиче, вдруг пришло – как привет из незабываемого и неповторимого прошлого:

За вікном грає похоронний оркестр,

І я подумав,

Що почуття, як і душі, не вмирають,

А просто кудись летять...



"Обозреватель",

10 августа 2006 года


+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вічна пам"ять і Царствіє Небесне усім, хто загинув під час Голодомору 1932-1933 рр. в Україні, а також в Казахстані та Росії.

Сумно слухати тих, хто намагається відмазати тогочасний Кремль од цього злочину.

В такий спосіб вони генетично пов"язують сучасну Росію з монстрами та людожерами 1930-х років і вішають на сучасних росіян страшний геноцид проти української радянської політичної нації, проти казахів, проти донських казаків, проти найбільш непокірних частин російського народу. Мовляв, припиніть русофобію – не було ніякого Голодомору – ну, була засуха, пєрєґіби з колективізацією...

Господь розсудить УСІХ!

Царствіє Небесне!...