11 січня 2010, 16:06

Андрій Окара: Держава мусить бути не ліберальним ''нічним сторожем'' і не пострадянським бандюком, а партнером для загальнокорисних приватних ініціатив

Андрей Окара: "Украина – это родина амазонок"

Государство должно быть не "ночным сторожем", не сборщиком налогов и не бандитом, убивающим всё живое, как сейчас, а партнером для всех разумных и общеполезных приватных инициатив...



вопросы задавала Светлана Фадеева

О чём можно разговаривать с политологом в наше время и в нашей стране? О понятии государственности и о национальной идее, об отношениях с Россией в прошлом, настоящем и будущем, о процессе и результатах выборов. Но всё это банально. Поэтому с Андреем Окарой, как считают некоторые, скандально известным политологом, мы говорили о женщинах, о женском и мужском образе Украины, о мистике в повседневной жизни, о сложностях взросления и поиске духовности и даже о неактуальном уже желании быть президентом. Затронули, конечно, и стандартные темы...

- Мне хочется начать с, вероятно, не совсем профильного для вас вопроса. Несколько лет назад вы написали об особенностях ролей мужчины и женщины в украинской политике. Сейчас что-то изменилось?


- Это называется гендерный вопрос. И в Украине он весьма специфичен. Украина – это родина женщин-сверхчеловеков и мужчин-недочеловеков. Как раз в политике это проявляется наиболее ярко. Даже о стратегиях развития страны, о геополитике говорят в основном женщины: Наталья Витренко, Юлия Тимошенко, Инна Богословская, Людмила Супрун, Раиса Богатырева. Что в это время делают мужчины? Правильно, они делят страну: дерибанят ресурсы, ведут войны за собственность, интригуют, соревнуются – кто круче. Геополитикой в Украине тоже больше занимаются женщины. По крайней мере, среди моих знакомых украинских девушек есть несколько, с кем интересно об этом поговорить.



- А среди мужчин что, нет совсем?

- Среди мужчин тоже есть. Но чаще это либо разговоры о том, как при помощи геополитики можно заработать (например, продвигая тему вступления в НАТО или ОДКБ и российского влияния), т. е. как заработать на унижении Украины, или стенания на тему "как при Советском Союзе было хорошо", либо же какая Россия плохая. Мои знакомые девушки в целом более концептуальны и продвинуты.

- С чем это связано?

- Думаю, тут много причин. Например, влияние тюркского (половецкого) матриархата на устройство традиционной восточноукраинской семьи. В отличие от великорусской и галицкой семьи, в восточноукраинской нет выраженного патриархата. На территории Украины много мест, где совершались женские мистерии. Недавно я побывал на Бельском городище (Котелевский район Полтавской области) – судя по всему, именно это и есть легендарный город Гелон – столица Скифии, в котором проходили женские и дионисийские мистерии. А степная Украина и некоторые южнороссийские области – страна амазонок, о которой писал Геродот.

Нельзя также не учитывать определенный колониальный синдром. В Украине невозможно было полноценно реализоваться: был надломлен хребет нации. Всех мужественных и самодостаточных людей убили, репрессировали, раскулачили и выслали в Сибирь, заморили в Голодомор или вывезли в Россию. А хребет – это, безусловно, мужское начало. Вот и получилось, что в Украине два стратегических товара: женщины и земля. Вокруг этого и происходит настоящая "движуха"! Смотрите, сколько украинских женщин угнано в рабство в Западную Европу! Разумеется, никто не принуждал людей с высшим образованием работать сиделками в Италии или Португалии – просто были созданы такие незамысловатые экономические обстоятельства! Ну а вырождающимся европейцам гораздо приятнее иметь дело с белыми славянами, чем с Афро-Арабикой.

Ну и еще важный момент: украинские политики представляют свою страну в международном пространстве как женщину, обычно продажную, поскольку они сами чаще всего тупы, бездарны и продажны.

Чтобы сохраниться, Украине необходимо позиционировать себя на международной арене не только как женщину, но и как мужчину: у государства непременно должны сохраняться мужские качества – субъектность, суверенитет, самоуважение, самодостаточность, способность генерировать проекты развития.

- Любая, даже самая маленькая, группа людей живет по тем же законам, что и нация или государство в целом. В семье невозможно вырастить настоящего мужчину, если отец не обладает мужскими качествами. Сверхсильная женщина при этом только мешает. Откуда брать мужчин? И что делать на уровне государства?

- Это самый сложный вопрос. И он не столько политический, сколько метафизический. Если его спроецировать на социальную реальность, он должен звучать так: где взять новую элиту, которая способна стать субъектом и которая сможет превратить Украину в субъект международных отношений. Это очень сложный и долгий процесс по созданию элиты – тонкого слоя глубоко мыслящих и остро чувствующих людей, обладающих признаками субъектности. Знаете, в конце XVIII века в некоторых подмосковных имениях представители известных дворянских родов занимались выращиванием ананасов. Не потому, что они хотели ананасов в шампанском. Просто это было такое вполне масонское алхимическое занятие, из неблагородного получить что-нибудь благородное – типа как из свинца получить духовное золото.

Создание элиты – это почти как разведение ананасов в Подмосковье: из нынешнего человеческого материала создать эффективный дееспособный слой людей, способных самостоятельно думать и самостоятельно действовать. Помимо определенных условий и волевого субъекта, необходима поддержка государства, которое развивалось бы по другой модели, нежели сейчас. Государство должно быть не "ночным сторожем", не сборщиком налогов и не бандитом, убивающим всё живое, – как сейчас, а партнером – для всех разумных и общеполезных приватных инициатив. Украина, построенная по такой модели, была бы в числе лидеров мирового развития, поскольку человеческий ресурс в Украине – колоссальный. Его надо эффективно использовать, создавая условия для развития. Если любой человек думает, что хорошо устроиться в жизни – это значит свалить куда-нибудь из страны (в Европу, Америку, даже в Москву), значит, государство обречено. Когда эффективные, энергичные люди уезжают, страна умирает.

- Мы подошли к любимой вашей теме о национальной идее?

- Да, это одна из самых важных тем, особенно для таких стран, как Россия, Украина, Польша, США, Англия, Германия, Израиль. Для большинства современных государств такой темы не существует вообще – они не претендуют ни на глобальную историческую миссию, ни на какую-то культурную особость. Не говорю хорошо это или плохо: каждому свое. Ни Швеция, ни Норвегия, ни Канада, ни Швейцария не

говорят о собственной уникальной миссии или о спасении человечества. Они смогли, насколько это у каждого из них получилось, построить социальное государство. Но не они определяют глобальные направления мирового развития.

К сожалению, в Украине под национальной идеей подразумевают какие-то второстепенные вещи – например, Бандера и ОУН-УПА – герои или предатели? Петлюра – хороший или плохой? Россия – партнер, "старший брат" или извечный гнобитель?

Национальная идея – это, прежде всего, разумение метаисторического плана бытия. Известно высказывание русского религиозного философа Владимира Соловьева: "Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности". Вот с чего должна начинаться и новая украинская идея: что Господь думает об Украине?

Но большинство украинских теоретиков изначально занижают планку и – опять двадцать пять: Бандера – не Бандера, Петлюра – не Петлюра, Москва – не Москва. Грустно наблюдать, что в Украине очень мало продвинутых философских, историософских и прочих высокоинтеллектуальных дискуссий.

Большинство сформулированных идей некреативны, неэффективны, неконцептуальны. В принципе, у Украины есть три варианта идентичности: Украина как анти-Россия – это идеология "коллективного Ющенко", Украина как Малороссия – это идеология Партии регионов, КПУ, Витренко и вашего запорожского Богуслаева, и Украина как отдельный субъект. В первых двух ни о какой субъектности Украины речь не идет вовсе: Украина – это полигон для чужих интересов!

- Каким, по-вашему, мог бы быть третий вариант национальной идеи?

- Украинский народ, украинская элита должны осознать себя, стать субъектом: субъектом истории, политики, геополитики, культурного процесса. Вы у меня спросите, как это сделать? Это отдельный и очень сложный концептуальный разговор.

Украина должна стать солидарным государством, основанным не на жестком антагонизме общества и государственного аппарата, а на взаимоусилении. Украину и украинскую культуру необходимо позиционировать не со слабых, а с сильных позиций. Недавно я высказывался по поводу 350-летия Конотопской битвы: почему, мол, она не нравится в России? На самом деле, в России о ней мало знают, кроме того, в большинстве книг написано, что это было сражение между россиянами и крымскими татарами. Но попытка выстроить идентичность на сравнении с Россией, героизировать все события, в которых Россия оказывается в слабой позиции, – ущербна. Не менее ущербна и другая позиция, когда Украина рассматривается как ошибка истории – лишается права на собственную историю и рассматривается как часть большого пространства с центром в Москве или Санкт-Петербурге, по недосмотру оказавшаяся за пределами "исторической России".

Но, живя в Запорожье, можно себя ощущать вообще чуть ли не мистическим центром Украины – тут ведь и Хортица, и Запорожские Сечи. Это предпосылки к построению украинской идентичности на сильных позициях.

- Бывает, что человеку так и не удается по жизни найти свою идентичность: он не становится взрослым в полном смысле этого слова. А что происходит с государством, которое не находит собственной идентичности?

- Такое государство ожидает когнитивная смерть – смерть на уровне смысла, целей и задач, на уровне объединяющей идеи, которая его удерживает. В результате оно умирает – его обломки подбирают соседи, у которых всегда есть претензии на смежные территории. Российская империя, СССР, Югославия умерли не потому, что против них интриговали враги, а потому, что они как бы сгнили изнутри. Думаю, сейчас против Украины ведется настоящая война, направленная на уничтожение этих смыслов и даже на расчленение страны.

- Вы не о Севастополе?

- Для России Севастополь имеет исключительное значение – и как база для флота, и как смысловой образ. Поэтому вокруг него столько скандалов. Опять-таки, это достойно отдельного разговора. Замечу, что строительство новой базы в Новороссийске – это порядка 100 миллиардов долларов – почти как шесть сочинских олимпиад. Но в целом Крым – это не рай земной, а сложный и депрессивный регион. Да, это благодатная земля, но сельское хозяйство там загублено, промышленность наполовину убита, а курортный сезон мал – не больше трех месяцев.

- А бархатный сезон?

- Бархатный сезон не спасает. Содержатели курортов правильно делают, что расширяют его – создают моду на проведение некупабельного времени у моря: на Новый год, 8 Марта и майские праздники.

- Почему вас лично волнует, идет или нет против Украины информационная война?

- Потому что мне это категорически не нравится! Потому что российско-украинская информационная война разрушает восточнохристианскую цивилизацию! И российско-грузинская "горячая" война делает то же самое!

- Что такое восточнохристианская цивилизация? Это просто перечень каких-то стран?

- Ну, пускай и так: помимо Украины, России, Беларуси, это также Греция, Сербия, Черногория, Македония, Грузия, Армения, Молдова, Румыния, Болгария, Кипр. Это 13 стран, народы которых исторически принадлежат преимущественно к восточному христианству – православию, а также к монофизитству, как армяне. Сюда же можно отнести и восточных христиан Ближнего Востока, Северной Африки, Северной Америки и Центральной Европы.

- Вы себя считаете человеком этой цивилизации?

- Да, разумеется. К ней принадлежат не только православные религиозные люди, но также все те, кто существует в парадигме восточнохристианских культур. Я считаю, что восточное христианство имеет такие мощные ресурсы, на основании которых может быть сформулирован новый миростроительный проект, который будет способен составить конкуренцию нынешнему модерну и постмодерну, исторически возникшим в недрах западнохристианских культур.

- Как вы стали христианином?

- Это сложный вопрос. В школе я относился к христианству исключительно как к культурному феномену – мол, это наша история, которую надо любить и без которой мы просто животные. Помните, в 1980-х появился образ манкурта из романа Чингиза Айтматова? Человек, отказавшийся от культурной памяти, становится зомби. Но потом я поверил в существование трансцендентной реальности – после, будете смеяться, прочтения смешной книжки доктора Моуди "Жизнь после жизни".

- Что есть Бог для вас? Вы верите в Бога как в духовную сущность, как в материальную реальность?

- Бог – это Абсолют, Творец Небу и Земли. Знаете, кто-то верит в Бога, кто-то верит в то, что Его нет. Особенность нашей эпохи заключается в том, что мы не можем говорить о христианском (православном или католическом) мире, когда христианские ценности общезначимы. Речь идет о постхристианском мире, в котором всё определяет светская культура, некогда сформированная именно в христианском контексте.

- Вам не кажется, что основные постулаты христианства, мусульманства, иудаизма очень похожи?

- Нет, мне так не кажется. Вы экуменистка, да? Мне кажется, что все эти три религиозные традиции относятся к авраамизму. Они основаны на Божественном Откровении, общим для них является признание Ветхого Завета.

- Никогда так о себе не думала, но может быть. Я об общем источнике этих религий.

- Да, я понимаю, что вы имеете в виду. Существует некая примордиальная (первоначальная. – Ред.) традиция, которая имеет не человеческое, а божественное происхождение. Она сложилась до возникновения всех религий и, так или иначе, повлияла на их формирование. Да, думаю, это именно так. Но уверен, что Божественная Истина неравномерно распределена между различными религиозными традициями. Вы, наверное, хотите у меня спросить, нет ли здесь почвы для религиозных войн или конфликтов в современном мире?

- Наоборот, мне кажется, что в этом может быть основа мира, если считать, что всё имеет общее начало.

- Мы видим, что люди, глубоко уважающие свою традицию, как правило, толерантно и с пониманием относятся и к другим традициям. А религиозные экстремисты даже к своей традиции относятся очень поверхностно.

- Вы много говорите о мистическом. Как уживается истинная религиозность и мистика? Или это одно и то же?

- В каждой из авраамических религий, а их три – христианство, ислам и иудаизм, – есть два полюса: мистическая сосредоточенность, ориентированность на жизнь вечную и, напротив, заземленность, сосредоточенность на сугубо мирских делах (на социальной этике и праве). В обычной жизни тоже есть мистическая логика – разные мистические совпадения, например. Ну, положим, то, что мы с вами сегодня здесь встретились и вот беседуем, я тоже отношу к явлению подобного порядка. (Смеется).

- Многие выдающиеся политические и общественные деятели обращались к магам. Что это, по-вашему, попытка опереться на чье-то мнение?

- Они не просто опираются на мнение, они используют энергию этих людей для достижения своих политических интересов. Немало бизнесменов тоже обращающихся к магам. Но, пожалуй, их меньше, чем политиков. Ведь бизнес сам по себе намного более конкретная реальность.

- Вы тоже используете магию для личных целей?

- Нет, увольте. Но существуют люди, которым открыты очень тонкие и глубокие знания о бытии – намного более объемные, чем нам, простым смертным.

- Расскажите, пожалуйста, как юрист превращается в политолога.

- Я окончил юридический факультет МГУ. Раньше судился по гражданским делам. Сейчас иногда помогаю друзьям. Моя диссертация была посвящена политико-правовым идеологиям и философии права.

- Сейчас бы вы хотели что-то изменить в своей жизни?

- Практически всё, что я хотел до сих пор, в общем, случалось. Раньше я хотел стать президентом Украины, потому что представляю, как надо ее модернизировать. (Не смеется). Но пример Виктора Ющенко окончательно доказал, что президент очень мало чего может, по большому счету. Хотя в Украине есть политика – и это хорошо. А в России политики нет. Четыре реальных политика – это, помимо Путина и Медведева, Рамзан Кадыров и патриарх Кирилл. В России не политическое, а административно-бюрократическое управление. Политическая борьба есть, но она подковерная, очень жестокая, иногда выносят вперед ногами.

- Какое свое качество вы цените больше всего?

- Я не буду произносить вслух это нецензурное слово – могу только сказать, что оно мне помогает, как говорят на Украине, "не перейматися" и иметь какой-то ресурс развития, думать о будущем. Большинство людей думают не о будущем, а о прошлом, особенно в политике. А я вижу, как надо моделировать будущее.

- Что должен создать мужчина, чтобы он был доволен жизнью?

- Он должен создать нечто такое, что преображало бы мир. Христианская антропология говорит о том, что человек – это творец, создатель, креатор, так как создан по образу и подобию Бога. А человек – это, прежде всего, мужчина, уж прошу прощения у женщин. Так вот, в отличие от ангелов, у которых только тонкое тело, человек имеет возможность создавать мир.

Каждому свое, конечно. Кто-то создает что-то в материальном мире, за станком, кто-то силою молитвы. Основная роль мужчины – преобразование мира. Современная цивилизация, общество потребления нацелены на пассивное отношение к жизни, на лишение человека возможности и способности создавать. Необходимо воспитывать активное, целеустремленное отношение к жизни.

- Как-то однозначны вы по отношению к женщинам и их роли...

- Просто у женщин другая функция. Например, создавать других людей. Я, кстати, встречал много женщин, которые обладают каким-то генератором развития, которые что-то создают, помимо детей. Многие, конечно, становятся домохозяйками. Хотя это тоже стратегия. Мне кажется, что ресурс славянской женщины в соединении этих двух стратегий: быть хозяйкой, матерью и при этом создавать что-то новое и удивительное в мире.

- Славянских женщин еще ценят за красоту.

- Ну, разумеется. Даже не нуждается в рекламе.

- Какое значение имеет красота в жизни вообще?

- Есть феномен гламура, когда что-то кажется красивеньким (не красивым, а именно красивеньким), но оказывается лишенным внутреннего содержания и наполнения, а потому оказывается бессмысленным. А божественные реалии всегда великолепны, красивы и чудесны.

- Хочется добавить: как и славянские женщины.

Светлана Фадеева

__________________________________

Портмоне. Еженедельная газета запорожской элиты (Запорожье). 2009. 25 августа.

andokaraСОБАКАyaКРАПКАru

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.