Андрей Окара: Если Тимошенко не победит с существенным перевесом, НОВЫЕ ВЫБОРЫ – ОСЕНЬЮ-2010
Рейтинг политического выживания АНТИЭЛИТЫ ТУТ.
Из комментариев журналу "Русский Newsweek" (начало января 2010):
- Кто, по Вашему мнению, станет президентом Украины в результате грядущих выборов? Считаете ли Вы результат предсказуемым (пока все соцопросы фиксируют лидерство Януковича) или ожидаете сюрпризов? В украинской прессе, к примеру, часто пишут о "феномене" Тимошенко – что сомневающиеся избиратели могут в последний момент отдать ей свои голоса. Есть мнение, что низкие рейтинги Виктора Ющенко не отражают действительность. Как Вы считаете, это вероятно?
Окара: Сценарии второго тура выборов по убыванию степени их вероятности:
1. Тимошенко побеждает с небольшим перевесом. Некоторые из окружения Януковича начинают давить на него – мол, надо оспорить результаты выборов, уже ждут автобусы с донецкими демонстрантами для поездки на Киев и на выставление майдана около ЦИК или в центре столицы. Однако ключевые донецкие персоны – Ахметов, Колесников – уже договорились с Тимошенко, поэтому Януковичу остается лишь заниматься спасением собственного реноме – он объявляет о переходе в оппозицию и проч., и проч.
2. Победителя во втором туре невозможно установить: по одной версии, 49 на 51 в пользу Януковича, по другой – то же самое, но в пользу Тимошенко. Каждый из них под давлением окружений приносит квази-присягу – примерно как Ющенко в 2004 году на Острожской Библии. Подтягивается спикер Литвин – мол, в этой ситуации и.о. президента по статье 112 Конституции должен быть я. Разумеется, активизируется Ющенко и провозглашает себя гарантом мира и спокойствия – мол, никуда не уйду. В результате в Украине одновременно может оказаться 4 президента: два недо-президента, один пере-президент и один около-президент. Такая ситуация невнятности может привести к новым выборам – где-то осенью 2010 года.
3. Янукович побеждает во втором туре с перевесом в несколько процентов, часть сторонников Тимошенко давят на нее – для организации майдана. Однако людей мобилизовать на энтузиазме уже крайне сложно, поэтому майдан захлебывается, Тимошенко ищет приемлемый для сохранения реноме выход из ситуации. Возможно, Янукович под давлением своего окружения предлагает Тимошенко какой-то ответственный пост (вплоть до премьерского). Происходит какой-то масштабный договор элит и передел властного пространства. Однако общее кризисное состояние политической системы и неумение Януковича ответить на политические вызовы ведут к новым выборам – осенью 2010 года.
- Могли бы Вы разделить кандидатов на "группы по интересам"? Кто зачем выдвигается в президенты? Т.е. с первой тройкой все понятно (хотя с Ющенко тоже не очень), но вот какие интересы преследуют непроходные кандидаты не совсем ясно. Хотелось бы дать читателю некую классификацию.
- Реально за победу на выборах борются Тимошенко и Янукович. Ющенко надеется, что у него есть какие-то шансы. До недавнего времени на это же наделся еще и Яценюк.
Тигипко изначально понимал бесперспективность своей борьбы за президентство – он борется за третье место, которое, в его понимании, может означать кресло премьер-министра.
Некоторые кандидаты выдвинулись, чтобы о них окончательно не забыли, некоторые являются техническими кандидатами, которые ведут жесткую негативную кампанию против лидеров гонки, а также благодаря ним в избирательные комиссии вводятся нужные кандидату-спонсору люди.
По политическому весу всех кандидатов условно можно разделить на три лиги. Первая: Тимошенко и Янукович, вторая: Богословская, Гриценко, Костенко, Литвин, Симоненко, Тигипко, Тягнибок, Ющенко, Яценюк, третья: Бродский, Мороз, Пабат, Ратушняк, Рябоконь, Супрун, а также карнавальный кандидат по фамилии Протывсих (т.е. "против всех").
Кандидаты из второй лиги стремятся в первую, кандидаты из третьей – в первую.
- С какими группами политтехнологов работают основные кандидаты? Правда ли, что они теперь повально отказываются от российских консультантов и ставят на американцев? А украинцы? Вы сейчас с кем-то работаете?
- В проблеме подбора приглашенных политтехнологов проявляется весь идиотизм украинских политиков – в основном, они оценивают бренды, имиджи и "понты" политтехнологов, а не уровень креативности и не уровень вписываемости предлагаемых идей в украинские социо-политические реалии.
С некоторыми российскими и американскими технологами бывали удачи, но общая тенденция – негативная.
Пол Манафорт превратил Януковича из живого человека в глянцевого героя рекламных роликов по продаже стирального порошка. Нынешняя кампания Януковича неэффективная, но его электорат наименее разборчив в стилистике и изобразительных средствах.
В штаб одного из ведущих кандидатов просочились достаточно известные российские политтехнологи, которые очень красиво и эффектно забурили его рейтинг.
Но идиотизм кандидата заключается в том, что он не понял, что с ним произошло: в последних интервью он благодарит россиян и восхищается их способностями! До него даже не дошло, что их способности были направлены на его блестящую зачистку.
Мне представляется, что никто из ведущих кандидатов не сумел включить "турбо-режим", поэтому ни у Тимошенко не произошло существенного приращения голосов на Юго-Востоке, ни у Януковича в Центре, ни у Ющенко – по всей Украине. Лишь Тигипко тихим сапом, без резких движений закрепился в амплуа "лучшего из худших", его рейтинг вырос раза в два.
Лично мне в ходе этих выборов прямо или косвенно, в том или ином качестве доводилось (...) Диагноз печален: полное и бесповоротное разложение нынешней украинской политической элиты.
- Ситуация вокруг кампании Яценюка: правда ли, что именно неоднозначная кампания подкосила его рейтинг? С ним вроде опытные люди работали. Что их подвело?
- Да, именно так. Яценюка подвела личностная неадекватность и тот факт, что его никто особенно не собирался раскручивать. Некоторыми спонсорами его кампании он рассматривался как противовес Тимошенко. Когда стало очевидно, что он не проходит во второй тур, его кинули все – за ненадобностью. Но его рекламная кампания была убийственной для его репутации.
- Можно ли примерно оценить затраты основных кандидатов на избирательную кампанию?
- Примерно – можно. Речь о сотнях миллионов долларов США.
Можно также утверждать, что большая часть бюджетов всеми без исключения кандидатами была выкинута на ветер. Особенно смешно, когда кандидаты, за неимением ничего оригинального, обещают народу "добробут" (благосостояние). В той или иной форме это обещают все.
Сокращенная статья Елены Черненко ТУТ.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.