Лев Толстой – последний ''связной'' между государством и обществом (Владимир Казарин о 100-летии со дня смерти) (+ День революції)
А ведь и вправду: Лев Толстой, которого я недолюбливал – в пользу Достоевского, которого никогда не пытался понять – он меня всегда раздражал своим моральным пафосом (хотя "Войну и мир" прочитал 3 раза, а "Анну" и "Воскресение" – по разу), к которому я никогда не стремился – в отличие от Гоголя (хоть в Ясной Поляне был – правда, единожды, когда мне было 7 лет, но помню до сих пор), так вот, этот самый Лев Толстой стал не просто знаковой фигурой, но историческим предопределением для России и всех остальных.
И не потому, что его якобы отлучили от Церкви (это заблуждение из советской школы: Св. Синод признал Толстого отпавшим от Церкви, против чего последний и не возражал, хотя умер по дороге в Оптину Пустынь).
Всё-таки была мистическая связь между смертью Толстого и революцией-1917.

Долгие годы Толстой мне был чужд: мне было симпатично, как Бердяев в "Духах русской революции" проклинал – его самого и порожденный им философско-концептуальный дискурс:
"В Толстом нет ничего пророческого, он ничего не предчувствовал и не предсказывал... И русская революция являет собой своеобразное торжество толстовства... Я не знаю в христианском мире никого, кому была бы так чужда и противна самая идея искупления, так непонятна тайна Голгофы, как Толстому... Мировая война проиграна Россией, потому, что в ней возобладала толстовская моральная оценка войны... Толстой был крайним анархистом, врагом всякой государственности... Толстому было совершенно чуждо чувство первородного греха, радикального зла человеческой природы, и потому он не нуждался в религии искупления и не понимал ее. Он был лишен чувства зла, потому что лишен был чувства свободы и самобытности человеческой природы, не ощущал личности".
Но вот прошло много времени, и я стал ощущать нечто похожее на то, что переживал Толстой и к чему подошло общество Российской империи после его смерти – накануне Мировой войны и революций. К полному отпадению общества от государства и государства от общества. К бесчувствию. К распаду человеческой онтологии. К утрате Образа и Подобия. К апатии, безразличию и утрате ощущения зла именно как зла.
Возможно, Толстой со всем его анархизмом и квази-буддизмом, со всем его непротивленчеством и был последним мостом взаимопонимания между людьми, между классами, между обществом и государством? А после него – кровавое месиво.
Очень хочу, чтоб это были только мои ночные страхи, которые с рассветом непременно рассеиваются...
АО
P.S.
Знаменательно, что кончина Толстого почти совпадает с Оранжевой революцией. Если б Толстой жил в наши дни, непременно бы увидел в ней воплощение своих идей о НЕПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ СИЛОЙ и проч., и проч.
И уж совсем удивительно, что эти два события совпадают с днем появления на свет моего любимого украинского интеллектуала – Григория Сковороды.
Итак, в этом есть что-то знаковое: Сковорода, Толстой и Оранжевая революция...

В.П. Казарин откликнулся на 100-летие ухода Толстого небольшим эссе, которое адресуется и читателям этого блога.
Владимир Казарин
Дорогие друзья!
Все мы помним, что в этот день, 20 ноября по новому стилю, в 6 часов 5 минут утра 100 лет назад на железнодорожной станции Астапово умер Лев Толстой.
Сущность, его смерть для России означала крах надежд на мирный договор между властью и обществом. С его уходом диалог о мире вести было уже некому. То, как Россия прощалась с Львом Толстым, прозорливому наблюдателю отчетливо показало, что нас ждало.
Крым достойно встретил этот скорбный юбилей. Накануне вечером в Украинском музыкально-драматическом академическом театре в Симферополе Киевский театр им. И. Франко показал свой прекрасный спектакль "Лев и Львица" с Богданом Ступкой и Полиной Лозовой (оба – народные артисты Украины) в главных ролях – Толстого и его жены. Зал был заполнен до отказа. Украинский язык пьесы не был ни для кого преградой. Зрители минут 15 аплодировали артистам стоя.

Мне выпала большая честь от имени крымчан благодарить со сцены Богдана Ступку (слава Богу, мы с ним хорошие друзья уже много лет) и его прекрасный коллектив за царский подарок, который они всем нам сделали.
Крым для Льва Толстого – родная земля. Севастополь окончательно сформировал его как гражданина, "Севастопольские рассказы" принесли ему всероссийскую славу. Он потом многократно возвращался на нашу землю, встречаясь здесь с Горьким, Чеховым, Шаляпиным и другими. С особенным удовольствием мы вспоминаем, как он (к которому все ездили на поклон) отправился пешком в Мшатку, чтобы встретиться и поговорить с Николаем Данилевским, автором книги "Россия и Европа".

В Крыму в честь Льва Толстого стоят памятники, висят памятные доски, его имя носят улицы наших городов, в музеях есть посвященные ему экспозиции, у нас даже есть санаторий "Ясная поляна".
Ноябрь 1910 и ноябрь 2010, к сожалению, чем-то похожи. Пусть эта юбилейная дата поможет нам избежать дальнейшего усиления этой пугающей похожести. К этому нас всех призывает память о ноябре 1920 года.
Вместе в Вами надеюсь, что история нас всех чему-нибудь учит.
Всегда Ваш,
В. Казарин
Крым, Симферополь, 20.11.2010

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.