''Свячені ножі'' против репрессивного государства, или Зачем власть превращает украинский народ в террориста
PreScriptum.
Этот текст был написан ПОСЛЕ казни Сталина в Запорожье, но ДО взрывов в Макеевке и ДО кровавой мясорубки в "Домодедово". (Вечная память погибшим там!)
Моя классификация терроризма примерно такова: (1) есть терроризм со стороны амбициозных террористических организаций (чаще всего международных) – видимо, именно сюда относится "Домодедово", (2) есть террор со стороны государства против своего народа – именно на этом была построена советская политическая система при Сталине (Голодомор, расказачивание, год великого перелома и другие подобные вещи – не исключения, а логичные этапы развития). В конце концов, (3) терроризм со стороны отчаянных одиночек-бомбистов или небольших объединений против государственных деятелей, которые, по мнению бомбистов, занимаются уничтожением их страны. Что-то подобное было в Ирландии. УПА, гайдамаки, отчасти махновцы – из этой серии.
Итак,
_______________________________
Украина уже почти готова к террору: взрыв памятника Сталину в Запорожье в канун нового 2011 года свидетельствует именно об исчерпании океана народного долготерпения.
Политический терроризм – террор одиночных или групповых "народных мстителей" против власти как таковой или отдельных, наиболее одиозных ее представителей – порождается состоянием безысходности, отчаяния, вопиющей несправедливости, отсутствием выхода энергии, невозможностью реализоваться здесь и сейчас иным способом.
Когда сознание лопается от понимания вселенской несправедливости, творимой по отношению к твоим близким, когда голос захлебывается от чувства собственного бессилия перед глобальным злом, когда на твоих глазах подонки не просто забирают последнее у немощного и убогого, не просто убивают слабого и беззащитного, но еще и глумятся над святынями и ценностями, как-то сами собой, из ниоткуда, из воздуха, возникают вилы и топоры, взрывпакеты и "адские машины", "коктейль Молотова" и пояс шахида, снайперская винтовка и огнемет "Шмель-М".
Террор, то есть демонстративные беззаконные акции, направленные на управление обществом через превентивное устрашение, – это всегда оружие слабых и угнетенных, это всегда несимметричный и нелинейный ответ на линейный вызов. Говорят, что против лома нет приема, а от бульдозера по имени "власть" нет спасения. Однако человек с гранатой РГД-5 в кармане думает иначе. Так же иначе думали и те, кто направлял 11 сентября 2001-го самолеты на символы американского Мирового Порядка – башни-близнецы WTC.
В основе мировоззрения террориста чаще всего лежит гностическая картина мироздания – убеждение в том, что мир создан "злым богом" и погряз во зле. Поэтому его достойно взорвать. Либо, как минимум, выпустить кишки "неверным". Если в руках у такого человека окажется когда-нибудь "ядерная кнопка", история человечества может завершиться всего лишь за несколько минут.
Политический терроризм – феномен иного порядка.
В отличие от террориста-гностика и террориста-фанатика, политический террорист вовсе не обязательно – деструктивная личность с детскими психологическими травмами.
Это может быть вполне успешный и гармоничный человек, не мечтающий взорвать мир или истребить "неверных" (представителей иного вероисповедания, расы, этнического происхождения). Но полагающий, что такой-то политический режим, такая-то политическая элита (точнее, "группа господства", ибо достойно ли называть "элитой" таких людей?) либо такой-то политик – это настоящие враги нации, стремящиеся ее ослабить, а то уничтожить.
Поэтому речь не о бандитских разборках 1990-х, не о джихаде против "неверных", не о взрывании всего человечества, а об идеологически мотивированном политическом терроре – против конкретных людей.
В современной Украине целый ряд факторов способствует появлению вполне рационально мотивированного политического терроризма.
Во-первых, факторы индивидуальной жизни:
- жилищно-коммунальные тарифы, возможность отбирать квартиры за долги по квартплате;
- налоговый пресс на представителей малого бизнеса;
- невозможность сделать эффективную карьеру (закрытие лифтов вертикальной мобильности) для энергичных людей, построение феодальной сословной структуры;
- катастрофическое сокращение у народа возможностей выживать и развиваться.
Во-вторых, факторы общественной жизни:
- ликвидация оппозиции, ограничение конкурентного политического процесса;
- продажа иностранным корпорациям украинских земель сельскохозяйственного назначения (в недалекой перспективе);
- сдача стратегических интересов и отраслей иностранным государствам и корпорациям, окончательный "дерибан" страны.
В-третьих, социальное расслоение:
- катастрофический разрыв по уровню жизни между самыми богатыми и самими бедными, катастрофическое обнищание бедных;
- демонстративное потребление, культивируемое представителями элиты, выставление на показ роскоши (семейство Пинчуков, сын Ющенко или Хорошковский могли бы очень доходчиво разъяснить – что такое демонстративное потребление, а то и дать неплохой мастер-класс по нему);
- феодальный тип поведения, сопровождающийся публичным унижением либо наказанием "человекобыдла" (например, случай Лозинского);
- безнаказанность высокопоставленных правонарушителей и убийц.
В-четвертых, гуманитарные факторы:
- глумление над украинским языком и украинской культурой со стороны многих представителей верховной власти;
- навязывание тотальной моды на русскоязычную масскультуру низкого художественного качества;
- ограничение свободы слова, закрытие некоторых наиболее "небезопасных" с точки зрения власти СМИ и телепрограмм;
- культивация ксенофобии внутри Украины (галичанофобия, донбасофобия и др.), навязывание раскола страны ("один народ – два языка", "одна страна – две политические нации" и т.п.);
- "война памятников", установление монументов историческим персонам, негативно воспринимаемым в украинской истории (Сталину, Екатерине II);
- публичное безнаказанное уничтожение памятников архитектуры и исторически ценных объектов (например, снос "дома архитектора Казанского" на Подоле в Киеве).
Возможно, часть перечисленных факторов многим покажутся преувеличением, однако достаточно того, что они представляются крайне весомыми потенциальным политическим террористам.
В Украине всегда были проблемы с государственностью: чаще всего ее устанавливали внешние суверены – польский, австро-венгерский, российский или российско-советский.
Закордонные суверены и их украинские вассалы и "гауляйтеры" нередко вели себя в Украине таким образом, что у местного населения возникало желание ответить террором. Вообще, в определенных ситуациях терроризм становится формой самосохранения нации – по крайней мере, гайдамаки, махновцы, воины УПА или подпольщики "Молодой Гвардии", которых можно идентифицировать как террористов, думали именно так.
И если террор со стороны маньяков с гностическим мировоззрением в общественном сознании всегда единогласно осуждается, то по поводу политических убийств и действий политических террористов часто идет напряженная полемика: достойно или недостойно убить политика-подонка? Политика-предателя? Политика, который фактически занимается геноцидом народа, которым он по стечению обстоятельств управляет?
И вот на этот вопрос – вопрос о сопротивлении злу насилием – простого и однозначного ответа не существует в принципе, но дискуссия ведется постоянно.
Террор со стороны власти (государства) по отношению к народу (обществу) с давних времен был в Московском царстве, в меньшей степени в Российской империи и в превосходной степени в СССР технологией управления. Опричнина, петровская мобилизация, красный террор, сталинская коллективизация, репрессии и Голодомор – это не вывихи истории, не трагические ошибки развития, а логичные, вытекающие из природы политической системы формы политического существования.
В условиях украинской бездержавности террор периодически становится едва ли не единственной формой социального сопротивления – наряду с акциями публичного отчаяния (самосожжение, демонстративное противление властям) и массовыми действами (майданы, демонстрации, "флеш-мобы").
В ситуации отсутствия собственной государственности (собственной – как в социально-классовом, так и в этнокультурном отношении) террор становится заменителем полноценной общественной жизни.
Когда власть к тебе относится как к свинобыдлу, гадит на голову, издевается над самым святым, не оставляя пространства для легального социального протеста, прорастает террор – как продуманный и четко спланированный жест отчаяния.
Но самое удивительное, что об этом забыли в стране, давшей миру наиболее яркого в мировой литературе поэта – певца тотальной войны, эстетизатора террора и концептуализатора права народа на вооруженный бунт против неправденой власти.
Забыли обо всех этих "кривавих бенкетах", "свячених ножах" и "вигострених сокирах".
Хочется верить в лучшее, но в Украине, к сожалению, всегда находились те, кто об этом напоминал.
профиль
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.